г. Москва |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А40-70970/11-91-303 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11. 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01.12. 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2011
по делу N А40-70970/11-91-303,
принятое судьей Шудашовой Я.Е.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Русское море" (ОГРН
1025003913681), 142403, Московская обл, Ногинский р-н, Ногинск г, Захарово ст, ЗАО
"БогородскРЫБА"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам по Московской области (ОГРН 1047702060075), 129110, Москва
г, Гиляровского ул, 47, 3
о признании недействительным решения, обязании перечислить на расчетный счет
недоимку суммы НДС в размере 984 881 руб. и сумму НДС в размере 3 094 306 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Прохорова А.Г. по дов. N 259 от 14.06.2011
от заинтересованного лица - Решетников А.В. по дов. N 02-18/01128 от 20.09.2011,Руднева Н.Б подов. N 02-18/00984 от 05.08.2011
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное "Русское море" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - Налоговый орган, Инспекция) от 30.12.2010 г.. N 08-30/169 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Русское море" путем перечисления на расчетный счет Организации следующих сумм: недоимку суммы НДС, уплаченную ЗАО "Русское море" 22.04.2011 г.., в размере 984.881 руб.; сумму налога на добавленную стоимость в размере 3.094.306 руб., на общую сумму 4.079.187 руб.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года, акта проверки от 22.11.2010 г.. N 08-28/152 (т.1 л.д.14), а также возражений Общества от 21.12.2010 г.. (т.1 л.д.28), Налоговым органом вынесено решение N 08-30/169 от 30.12.2010 г.. "Об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение" (т.1 л.д.32), в соответствии с которым Заявителю уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 3 094 306 руб. (пункт 2 резолютивной части решения); а также предложено уплатить недоимку по НДС в общей сумме 984 881 руб. (пункт 3 резолютивной части решения).
Общество, не согласившись с решением Налогового органа от 30.12.2010 г.. N 08-30/169, обратилось в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой (т.1 л.д.33), рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган вынес решение от 30.03.2011 г.. N 16-16/16332 (т.1 л.д.42) об оставлении решения без изменения, жалобы налогоплательщика - без удовлетворения.
Суд, рассмотрев материалы дела, изучив обстоятельства вынесения решения, установил, что основанием вынесения оспариваемого решения налоговый орган явилось неподтверждение правомерности применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
На таможенную территорию РФ были ввезены следующие товары, являющиеся упаковкой для рыбных изделий и морепродуктов, перерабатываемых ЗАО "Русское море": алюминиевые консервные банки в комплекте с крышками, имеющие отрывное кольцо и без крышки; блистерные картонные карты "Медитера", которые были приобретены у импортеров компания Скандеко А/С (Дания), компания "Экоблисс БиВи" (Нидерланды), компания "Глюд энд Марстранд Скиве" (Дания).
Налогоплательщиком уплачена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая вычету в размере 5 411 039 руб., отраженная в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Таким образом, главной 21 НК РФ предусмотрены условия для применения налогоплательщиком налоговых вычетов при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а именно фактическая уплата НДС на таможне при ввозе товаров натаможенную территорию РФ, принятие ввезенных товаров на учет и наличие соответствующих первичных документов. Иных требований НК РФ не содержит.
Согласно позиции налогового органа в соответствии с п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) к таможенным платежам относится, в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Согласно п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей.
Из диспозиции ст. 149 ТК РФ следует, что уплата таможенных платежей и их фактическое поступление на счет таможенного органа являются условием выпуска товаров в свободное обращение.
В целях обеспечения соблюдения данного условия Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товар, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 года N 1356, на должностных лиц таможенных органов, осуществляющих выпуск товаров, возложена обязанность осуществлять контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе проверку фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа.
В соответствии с п.2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров, утвержденных приказом ГТК России от 04.01.1995 г.. N 2 "О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей" в случае уплаты таможенных платежей авансом платежный документ должен быть зарегистрирован в отделе таможенных платежей и заверен специально уполномоченным должностным лицом отдела таможенных платежей.
При каждом списывании авансовых средств в счет уплаты таможенных платежей инспектор отдела таможенного оформления (ОТО) на оборотной стороне авансового платежного документа выводит остаток денежных средств и заверяет данную запись личной номерной печатью.
При наличии остатка денежных средств по данному авансовому платежному документу инспектор ОТО возвращает платежный документ декларанту.
Пунктом 5 ст. 331 ТК РФ установлено, что по требованию налогоплательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме. Форма такого подтверждения установлена Методическими указаниями о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденным Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 г. N 647-р (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
По мнению Налогового органа, не представляется возможным принять платежные поручения для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС без отметки таможенного органа.
При этом налогоплательщиком на проверку были представлены следующие грузовые таможенные декларации N N : 10123010/080410/0004926,
10126010/290410/0006180, 10126010/240610/0009356, 10210100/070410/0012984,
10126010/170510/0007065, 10126010/130510/0006891, 10126010/270510/0007749,
10126010/250510/0007595, 10126010/240510/0007477, 10126010/210610/0009109,
10126010/270510/0007707, 10126010/310310/0004537, 10126010/080410/0004962, 10126010/230410/0005769, а также платежные поручения, содержащие сведения о списывании авансовых средств в счет уплаты таможенных платежей.
В подтверждение факта уплаты НДС Общество представило Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, выданный Ногинской таможней (исх.N 09.п/20282 от 17.12.2010 г..).
Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, содержит номера и дату платежных поручений с суммой авансовых платежей, оснований для их списания, коды классификации платежей (300 - относится к НДС).
N ГТД |
N платежного поручения на перечисление денежных средств таможенным органам |
Сумма НДС |
10126010/310310/0004537 |
1685 от 25.02.10 |
595 705,70 руб. |
10126010/230410/0005769 |
2912 от 30.03.10 |
626 672,18 руб. |
10126010/080410/0004962 |
2912 от 30.03.10 |
109 474,18 руб. |
10126010/080410/0004926 |
1147 от 08.02.10 |
187 700,87 руб. |
10126010/290410/0006180 |
2912 от 30.03.10 |
327 587,29 руб. |
10210100/070410/0012984 |
2913 от 30.03.10 |
71 042,05 руб. |
10126010/130510/0006801 |
3922 от 27.04.10 |
185 192,25 руб. |
10126010/170510/0007065 |
3530 от 15.04.10, 3922 от 27.04.10 |
465 012,05 руб. |
10126010/240510/0007477 |
3530 от 15.04.10 |
751 909,16 руб. |
10126010/250510/0007595 |
4697 от 20.05.10 |
584 841,03 руб. |
10126010/270510/0007707 |
3530 о 1 15.04.10 |
109 583,01 руб. |
10126010/270510/0007749 |
4697 от 20.05.10 |
387 969,43 руб. |
10126010/210610/0009109 |
4697 от 20.05.10 |
587 356,15 руб. |
10126010/240610/0009356 |
1685 от 25.02.10, 4697 от 20.05.10 |
420 993,92 руб. |
Итого: |
|
5 411 039,27 руб. |
Согласно проведенному налоговым органом анализу представленных платежных поручений фактическая уплата суммы НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ может быть подтверждена по трем ГТД 10126010/310310/0004537, 10126010/080410/0004962, 10126010/230410/0005769 на общую сумму 1 331 852,06 руб.
Налоговый орган пояснил, что фактическую уплату суммы НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ по ГТД 10123010/080410/0004926, 10126010/290410/0006180, 10126010/240610/0009356 не представляется возможным идентифицировать по представленным платежным поручениям N 1147 от 08.02.2010 г.., N 1685 от 30.03.2010 г., N 2912 от 30.03.2010 г.
Как указал Ответчик в Решении, сумма авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком при таможенном оформлении товара и заверенная специально уполномоченным должностным лицом отдела таможенных платежей не совпадает с суммой, указанной в грузовой таможенной декларации (без разбивки по видам платежей), и, определить входит ли в авансовый платеж сумма именно налога на добавленную стоимость не представилось возможным.
Суд первой инстанции правильно установил, что из диспозиции п. 1 ст. 330 Таможенного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных отношений) прямо следует, что денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, не должны быть идентифицированы плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Следовательно, довод налогового органа о невозможности идентификации суммы уплаченных авансовых платежей является необоснованным и не соответствующим законодательству.
Кроме указанного, по представленным ГТД N N 10210100/070410/0012984, 10126010/170510/0007065, 10126010/130510/0006891, 10126010/270510/0007749,
10126010/250510/0007595, 10126010/240510/0007477, 10126010/210610/0009109,
10126010/270510/0007707, как посчитал налоговый орган, фактическая сумма уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в том числе и сумма НДС, платежными поручениями не подтверждена.
Исходя из Решения Налогового органа, Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, не является обязательным документом с точки зрения Таможенного кодекса, и наличие его у налогоплательщика обусловлено исключительно потребностью проконтролировать действия таможенных органов по выполнению распоряжений налогоплательщика в отношении использования его денежных средств.
В то же время налоговый орган указывает на то, что данный документ все же является документом, подтверждающим уплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, но не может быть принят во внимание ввиду отсутствия иных документов, подтверждающих уплату НДС (является единственным).
Вместе с тем, пунктом 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в книге покупок, предназначенной для определения сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых к вычету, регистрируется таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.
В представленных таможенных декларациях имеются отметки таможенных органов с указанием номера и даты авансового платежного поручения, которым были уплачены таможенные пошлины, сборы и НДС. Как устанавливает диспозиция п. 2 ст. 149 ТК РФ выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. При принятии решения о выпуске товаров в графе "Д " таможенной декларации проставляется штамп "Выпуск разрешен". В случае же неуплаты таможенных платежей таможенные органы проставляют отметку об условном выпуске товара. Таким образом, таможенная декларация с отметкой "Выпуск разрешен" является прямым доказательством уплаты НДС на таможне также как и платежные документы, предусмотренные п. 1 ст. 172 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и фактом принятия этого товара на учет. При этом действующим налоговым законодательством не регламентирован конкретный перечень необходимых документов для подтверждения ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, п.7 ст.3 НК РФ регламентирует, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).
Следовательно, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия указанных товаров к учету. Во исполнение указанной законодательной нормы налогоплательщиком были представлены грузовые таможенные декларации и Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, выданный Ногинской таможней. Данная позиция подтверждается как налоговым законодательством, так и судебной практикой.
Таким образом, учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что платежное поручение, подтверждающее внесение импортером авансовых платежей на счет таможни, и грузовая таможенная декларация на ввозимые товары, оформленные в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, с отметками таможенного органа "выпуск разрешен" в совокупности являются доказательством того, что таможенные платежи были фактически уплачены в полном объеме и поступили в бюджет.
Судом первой инстанции дана верная оценка доводам Заявителя, правильно применены нормы ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, а также ст. ст. 149, 330 ТК РФ (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и приняты во внимание обстоятельства того, что выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. При принятии решения о выпуске товаров в графе "Д" таможенной декларации проставляется штамп "Выпуск разрешен". В случае же неуплаты таможенных платежей таможенные органы проставляют отметку об условном выпуске товара. Таким образом, таможенная декларация с отметкой "Выпуск разрешен" является прямым доказательством уплаты НДС на таможне также как и платежные документы, предусмотренные п. 1 ст. 172НКРФ.
Следует согласиться с позицией суда о том, что право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и фактом принятия этого товара на учет. Следовательно, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия указанных товаров к учету, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела грузовые таможенные декларации и Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, выданный Ногинской таможней.Кроме того, данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2005 N А56-27901/04, Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2010 N КА-А40/5732-10, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2007 N КА-А40/13676-06).
Таким образом, утверждение ответчика об отсутствии документального подтверждения сумм, заявленных к налоговому вычету, с учетом того, что платежное поручение, подтверждающее внесение импортером авансовых платежей на счет таможни, и грузовая таможенная декларация на ввозимые товары, оформленные в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, с отметками таможенного органа "выпуск разрешен" в совокупности являются доказательством того, что таможенные платежи были фактически уплачены в полном объеме и поступили в бюджет, является несостоятельным
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2011 по делу N А40-70970/11-91-303 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70970/2011
Истец: ЗАО "Русское море"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30861/11