город Тула |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А54-2688/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Гуленковой И.А.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Рязаньавтодор" (г. Рязань, ОГРН 1096234000642, ИНН 6234065445): Чумачев Р.Ю. - адвокат по доверенности от 01.11.2011 N 1845, удостоверение,
от Министерства природопользования и экологии Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1086234009916, ИНН 6234058663): Акимов А.Э. - консультант отдела правового обеспечения по доверенности от 31.12.2010 N 59, удостоверение, Коршунов В.Н. - начальник сектора отдела развития минерально-сырьевой базы по доверенности от 14.07.2011 N 28, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Рязаньавтодор"
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12 октября 2011 года
по делу N А54-2688/2011 (судья Мегедь И.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Рязаньавтодор" (далее - ОАО "Рязаньавтодор", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Министерству природопользования и экологии Рязанской области (далее, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 21/ОН от 02.06.2011.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.03.2010 вышеуказанное постановление Министерства природопользования и экологии Рязанской области изменено в части назначения наказания. ОАО "Рязаньавтодор" назначено административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
ОАО "Рязаньавтодор", не согласившись с указанным решением, обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные им требования. При этом заявитель жалобы указывает на отсутствие события административного правонарушения. В обоснование довода жалобы заявитель ссылается на то, что общество не осуществляло добычу, а производило отгрузку песка строительного, добытого в 2009 году по лицензии в период ее действия и находящегося на хранении на территории карьера "Лобановские выселки". Кроме того, заявитель жалобы указывает на отсутствие распоряжения для составления акта обследования на карьере "Лобановские выселки". Факт совершения административного правонарушения, в нарушение закона, подтверждается заинтересованным в исходе дела свидетелем - должностным лицом Министерства - Денисовым В.В. Объяснения директора Михайловского ДРСУ Куфельдта А.Д. получены с нарушением закона, поскольку указанному лицу не были разъяснены права и обязанности лица, участвующего в деле. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением процессуальных сроков. Генеральным директором ОАО "Рязаньавтодор" Горбуновым С.Н. распоряжением от 27.04.2011 N 28 было запрещено производство работ на месторождениях, не имеющих лицензии, а следовательно, приняты меры по недопущению совершения административного правонарушения, в связи с чем административную ответственность должно нести должностное лицо - директор филиала.
Законность и обоснованность решения от 12.10.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, 13.05.2011 во исполнение приказа о командировке N 180 от 11.05.2011 должностными лицами Министерства природопользования и экологии Рязанской области произведено рейдовое обследование месторождений общераспространенных полезных ископаемых Рязанской области, находящихся в нераспределенном фонде недр.
В ходе проведенного рейда установлен факт ведения горных работ по добыче, погрузке и вывозу песка строительного из карьера, расположенного на территории месторождения "Лобановские выселки", а также использование при этом колесного погрузчика гос. номер 3525 РУ 62 и автосамосвалов марки "Камаз" гос. номера: У 622 кн 62; Р 474 нт 62 и самосвала "МАЗ", о чем составлен акт обследования объекта недропользования от 13.05.2011. Факт пользования недрами также был зафиксирован на фотоаппарат "Casio S/N40005294A" (EX - H20GSR ЕСА), фотоснимки в виде фототаблиц были приложены к акту обследования.
После получения сведений о собственнике техники, производящей добычу песка, а также иных необходимых данных было установлено, что субъектом правонарушения является ОАО "Рязаньавтодор", в связи с чем 18.05.2011 Министерством природопользования и экологии Рязанской области в отношении ОАО "Рязаньавтодор" был составлен протокол N 21 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Министерством природопользования и экологии Рязанской области 02.06.2011 было вынесено постановление N 21/ОН о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 900 000 руб.
Полагая, что постановление от 02.06.2011 N 21/ОН не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "Рязаньавтодор" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции, изменив административное наказание и уменьшив размер штрафа до 800 000 рублей, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 7.3 КоАП Российской Федерации пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с подпунктом 6, пунктом 6.1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Из Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 42-р, правительства Рязанской области N 330-р от 29.08.2006, следует, что общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного рейдового обследования установлен факт ведения горных работ по добыче, погрузке и вывозу песка строительного из карьера, расположенного на территории месторождения "Лобановские выселки", находящегося приблизительно в 10 км северо-западнее г. Михайлов, 0.5 км западнее с. Лобановские выселки Михайловского района Рязанской области, числящегося в настоящее время в нераспределенном фонде недр месторождений общераспространенных полезных ископаемых Рязанской области.
Ранее месторождение песков строительных "Лобановские выселки" разрабатывалось по лицензии РЯЗ 00103 ТЭ, выданной ОАО "Рязаньавтодор", сроком действия до 01.06.2011.
В связи с поступлением в адрес Министерства обращения ОАО "Рязаньавтодор" от 20.11.2009 Министерством природопользования и экологии Рязанской области 29.12.2009 принято решение N 91 о прекращении права ОАО "Рязаньавтодор" на пользование недрами на месторождении песков строительных "Лобановские выселки" по лицензии РЯЗ 00103 ТЭ.
В результате обследования участка недр месторождения "Лобановские выселки" был выявлен факт пользования недрами, который заключался в добыче и погрузке в автосамосвалы и вывозе песков строительных. При выполнении работ по добыче и погрузке песков строительных в автосамосвалы использовался колесный погрузчик гос. номер 3525 РУ 62. Вывоз песков строительных осуществлялся автосамосвалами марки "Камаз" (гос. номера: У 622 кн 62; Р 474 нт 62).
При этом, как следует из объяснений директора Михайловского дорожно-ремонтного управления, являющегося филиалом ОАО "Рязаньавтодор", Куфельдта Александра Давыдовича от 16.05.2011, 13.05.2011 в карьере "Лобановские выселки" силами Михайловского ДРСУ производилась отгрузка песка в количестве 75 м3 для приготовления асфальто-бетонной смеси, согласно схеме, утвержденной Министерством автотранспорта и автодорог согласно Госконтракту N 172/05/1 от 27.12.2010. Использование песка из близлежащих карьеров не представляется возможным из-за качества продукции. В связи с производственной необходимостью директор просил Министерство ускорить вопрос проведения аукциона на получение лицензии на право пользования недрами месторождения "Лобановские выселки".
Таким образом, на основании представленных в материалы дела доказательств (в частности: акта обследования от 13.05.2011, фотоснимков в виде фототаблиц, приложенных к акту обследования, объяснений Куфельдта А.Д.) суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на отсутствие события административного правонарушения, поскольку общество не осуществляло добычу, а производило отгрузку песка строительного, добытого в 2009 году по лицензии в период ее действия и находящегося на хранении на территории карьера "Лобановские выселки".
В обоснование заявленного довода заявитель жалобы указывает, что весь добытый в 2009 году на месторождении "Лобановские выселки" песок был отражен в форме статистической отчетности 5-гр. Согласно графе "добыча" в представленном отчете 5-гр недропользователем в 2009 году было добыто - 14 960 куб.м. В процессе добычи часть песка складировалась на дне карьера в разных отведенных для этого частях (насыпях, внутренних отвалах).
Между тем порядок ведения отчетности при добыче полезных ископаемых, в том числе и порядок составления отчетности по форме 5-гр, регламентирован Инструкцией по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной и введенной в действие Приказом министра геологии СССР от 29.11.1971 N558 (далее -Инструкция).
Согласно параграфу 40 Инструкции, в графе "добыча" отражаются сведения о фактически добытых полезных ископаемых. При этом к добыче следует относить все количество сырья, выданное из недр на поверхность (при открытых работах - вывезенное из карьера). Разработка месторождения "Лобановские выселки" осуществлялась открытым способом. Таким образом, весь добытый в 2009 году песок (14 960 куб. м), в соответствии с требованиями Инструкции, был отражен в отчете формы 5-гр только после его вывоза с территории карьера. После сдачи отчета по форме 5-гр, где был указан объем добычи, на дне карьера не могло остаться ни одного кубического метра песка, добытого ОАО "Рязаньавтодор" в 2009 году.
При этом ссылка на то, что с территории карьера вывозился песок ранее добытый, но находящийся на хранении на территории карьера, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
В акте осмотра от 13.05.2011 и фотографиях не усматривается факт хранения ранее добытого песка. Напротив, указанными доказательствами подтверждается факт добычи песка с борта карьера, погрузка добытого песка в автосамосвал для вывоза за пределы карьера, а также вывоз добытого песка.
Таким образом, представленными доказательствами подтвержден тот факт, что ОАО "Рязаньавтодор" допустило пользование недрами без разрешения (лицензии) на вышеуказанном месторождении, выразившееся в добыче песка, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что генеральным директором ОАО "Рязаньавтодор" Горбуновым С.Н. распоряжением от 27.04.2011 N 28 было запрещено производство работ на месторождениях, не имеющих лицензии, а следовательно, приняты меры по недопущению совершения административного правонарушения, в связи с чем административную ответственность должно нести должностное лицо - директор филиала, является несостоятельным, поскольку согласно объяснениям Куфельтда А.Д. от 16.05.2011 отгрузка песка в карьере "Лобановские выселки" 13.05.2011 производилась для приготовления асфальто-бетонной смеси, согласно схеме, утвержденной Министерством автотранспорта и автодорог, и Госконтракту N 172/05/1 от 27.12.2010. То обстоятельство, что решение о самовольной добыче песка на месторождении "Лобановкие выселки" было принято руководителем филиала, не освобождает само юридическое лицо - ОАО "Рязаньавтодор" от обязанности соблюдения законодательства в сфере недропользования.
Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие распоряжения для составления акта обследования на карьере "Лобановские выселки" является несостоятельной в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 37 Закона РФ "О недрах" полномочия органов государственного геологического контроля, права и обязанности и порядок их работы определены положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 7 Положения о государственном геологическом контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.05.2005, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический контроль в том числе по вопросам соблюдения требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях.
Таким образом, государственный инспектор Рязанской области по геологическому контролю, являющийся должностным лицом органа государственной власти, при обнаружении факта нарушения в сфере недропользования обязан был принять соответствующие меры, в том числе с целью установления и фиксации установленного нарушения действующего законодательства в рассматриваемой сфере, установления лиц, допустивших эти нарушения и их привлечения к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт совершения административного правонарушения, в нарушение закона, подтверждается заинтересованным в исходе дела свидетелем - должностным лицом Министерства - Денисовым В.В., является несостоятельным, поскольку указанное должностное лицо проводило рейдовое обследование месторождений общераспространенных полезных ископаемых Рязанской области, находящихся в нераспределенном фонде недр. В ходе проведенного рейда установлен факт ведения горных работ по добыче, погрузке и вывозу песка строительного из карьера, расположенного на территории месторождения "Лобановские выселки", в связи с чем Денисовым В.В. была направлена служебная записка первому заместителю министра природопользования и экологии Рязанской области. Факт совершения административного правонарушения подтверждается, в частности: актом обследования от 13.05.2011, фотоснимками в виде фототаблиц, приложенных к акту обследования, объяснениями Куфельдта А.Д.
Довод апелляционной жалобы о том, что объяснения директора Михайловского ДРСУ Куфельдта А.Д. получены с нарушением закона, поскольку указанному лицу не были разъяснены права и обязанности лица, участвующего в деле, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Как следует из материалов дела, с актом обследования объекта недропользования от 13.05.2011 директор Михайловского дорожного ремонтно-строительного управления Куфельдт А.Д. был ознакомлен 13.05.2011, при этом им указано, что письменные объяснения по факту нахождения дорожной (погрузочной) техники в карьере будут представлены 16.05.2011.
Объяснения от директора Михайловского ДРСУ Куфельдта А.Д. поступили в адрес Министерства 16.05.2011, при этом Куфельдт А.Д. является директором Михайловского ДРСУ.
Согласно положениям пункта 5 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, лицом, участвующим в рассмотрении дела, является законный представитель юридического лица ОАО "Рязаньавтодор" Горбунов С.Н.
При этом материалами дела подтверждается, что предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к содержанию оспариваемого постановления административным органом соблюдены; обществу была предоставлена возможность реализовать гарантии защиты его прав и законных интересов, предусмотренные статьей 28.1 Кодекса.
Вышеуказанное лицо - Куфельдт А.Д. - не является лицом, участвующим в рассмотрении дела, и его объяснения - лишь одно из доказательств по административному делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением процессуальных сроков, также не может быть принят во внимание, поскольку исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушения установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении являются несущественными, так как эти сроки не являются пресекательными и не влекут отмену обжалуемого постановления.
Вместе с тем суд первой инстанции, изменяя постановление административного органа, правомерно снизил размер административного штрафа.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Суд первой инстанции правомерно установил, что на момент привлечения общества к административной ответственности отсутствовали отягчающие обстоятельства, в связи с чем, руководствуясь п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и ч. 2 ст. 211 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "Рязаньавтодор" подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, то есть в размере 800 000 руб.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Рязанской области от 12 октября 2011 года по делу N А54-2688/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2688/2011
Истец: ОАО "Рязаньавтодор"
Ответчик: Министерство природопользования и экологи и Рязанской области