г. Саратов |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А57-10265/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии представителя комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Соловьевой Ю.С., действующей по доверенности от 16.12.2010 N 02-07/05-19515, представителя общества с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗПРОМ" Ковшутина А.А., действующего по доверенности от 04.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2011 по делу N А57-10265/2011 (судья Топоров А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗПРОМ" (г. Саратов)
заинтересованные лица: комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов),
администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗПРОМ" (далее ООО "АВТОГАЗПРОМ", заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании бездействия комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, выразившегося в незаключении договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 64:48:040220:38, площадью 106 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Песчано-Уметская, 39, для размещения автостоянки в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.03.2010 N 1173.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить ООО "АВТОГАЗПРОМ" проект договора купли-продажи указанного земельного участка для целей не связанных со строительством, для размещения автостоянки в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.03.2010 N 1173 со всеми существенными условиями (предметом и ценой договора, индивидуализирующими признаками земельного участка, его границей и местонахождением, кадастровым номером, целевым назначением, разрешенным использованием).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2011 требования заявителя удовлетворены.
Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее комитет, уполномоченный орган) не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "АВТОГАЗПРОМ" представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его в силе, а в удовлетворении апелляционной жалобы комитету отказать.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" отзыв на апелляционную жалобу не представила, представителя в судебное заседание не направила. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 40 77051 9. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02 ноября 2011 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24 марта 2010 года постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1173 ООО "АВТОГАЗПРОМ" предоставлен в собственность для размещения автостоянки земельный участок площадью 106 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:38, расположенный по адресу: г.Саратов, Ленинский район, ул. Песчано-Уметская, 39 (т.1 л.д.17).
Согласно пункту 3 указанного постановления, на комитет возложена обязанность, заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка. Для заключения договора установлен недельный срок с момента принятия постановления.
01 апреля 2010 года заявитель обратился в комитет с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка на основании постановления (т.1 л.д.18).
Рассмотрев обращение заявителя, комитет направил ООО "АВТОГАЗПРОМ" письмо от 21.04.2010 N 0207/01-6105 и сообщил, что в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 413-П не определён порядок расчёта выкупной стоимости земельных участков, предназначенных для целей, не связанных со строительством, в связи с чём заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:38 не представляется возможным (т.1 л.д.21).
Полагая, что выкупная стоимость земельных участков для целей, не связанных со строительством, должна определяться исходя из рыночной стоимости на основании отчёта независимого оценщика, комитет направил заявителю письмо от 28.07.2010 N 02-07/01-12063 с предложением выразить согласие на заключение договора купли-продажи земельного участка по рыночной стоимости, указав, что после получения согласия ООО "АВТОГАЗПРОМ" направит для ознакомления проект договора купли-продажи земельного участка (т.1 л.д.22,23).
05 августа 2010 года ООО "АВТОГАЗПРОМ" подало в комитет заявление о согласии на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка по рыночной стоимости (т.1 л.д.19).
В связи с тем, что по состоянию на 12 января 2011 года договор купли-продажи не заключен, ответ на обращение не получен, заявитель вновь направил в комитет заявление о предоставлении информации о результатах рассмотрения ранее поданного заявления от 05.08.2010 о заключении договора купли-продажи земельного участка по рыночной стоимости (т.1 л.д.20).
Письмом от 03.02.2011 N 02-06/01/01-1747 комитет сообщил заявителю, что до настоящего времени не определён орган, уполномоченный на проведение оценки земельных участков для определения их выкупной стоимости, при отсутствии установленного порядка определения выкупной цены таких земельных участков. В связи с чём, комитетом подготовлен проект решение Саратовской городской Думы "О внесении изменений и дополнения в решения Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-492 "О Положении о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", которым предлагалось наделить указанными полномочиями комитет. Проект решения передан для проведения процедуры согласования. После принятия указанных изменений и наделения комитета полномочиями по проведению оценки земельных участков, заявителю будет подготовлен и направлен для ознакомления проект договора купли-продажи спорного земельного участка (т.1 л.д.24).
Посчитав, что длительное неисполнение комитетом постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.03.2010 N 1173 нарушает право ООО "АВТОГАЗПРОМ" на приобретение в собственность земельного участка для размещения автостоянки, заявитель обратился в суд за защитой своих прав в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация, комитет возражают против требований заявителя, полагают, что до принятия порядка определения выкупной цены земельного участка, приобретаемого в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и выбора органа, который сможет проводить оценочные работы земельных участков, уполномоченный орган лишён возможности заключить договор купли-продажи с ООО "АВТОГАЗПРОМ" (т.1 л.д. 57-59,73-75).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, посчитал, что поскольку бездействие комитета противоречит пункту 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган должен подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка в соответствии с постановлением администрации муниципального округа "Город Саратов" от 24.03.2010 N 1173.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае присутствует совокупность указанных оснований для признания бездействия органа муниципальной власти незаконными.
Положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 09.08.2010 N 6448/202/10-19192, земельный участок площадью 106 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040220:38, разрешённым использованием - для размещения гаражей и автостоянок, расположенный по адресу: г.Саратов, Ленинский район, ул. Песчано-Умётская, 39, находится в границах территории муниципального образования "Город Саратов" и относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (т.1 л.д.26-28).
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
Решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-492 утверждено Положение о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением (п.1.2. положения).
Согласно пунктам 2.6, 3.5.7 указанного положения, комитет распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке и пределах, предусмотренных действующим законодательством. К полномочиям комитета относится - заключение, изменение, расторжение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков.
Принятие акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок, принятие решений, а также заключение договора купли-продажи земельного участка по результатам принятого решения возложено в соответствии со статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган в двухнедельный срок обязан принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
В установленный законом срок администрация муниципального образования "Город Саратов" приняла постановление от 24.03.2010 N 1173 о предоставлении указанного земельного участка в собственность ООО "АВТОГАЗПРОМ" для размещения автостоянки.
Согласно пункту 3 принятого муниципальным органом постановления, комитет обязан заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Для заключения договора установлен недельный срок с момента принятия постановления.
Однако, в нарушение обязанностей, возложенных на комитет законодателем и постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.03.2010 N 1173, уполномоченный орган продолжительное время незаконно и безосновательно не заключал с заявителем договор купли-продажи земельного участка.
Суды обеих инстанций считают несостоятельной ссылку комитета на отсутствие установленного порядка определения выкупной цены земельного участка и органа, уполномоченного на проведение оценки земельных участков для определения их выкупной стоимости, как на препятствие к заключению договора купли-продажи с заявителем.
Вопросы органа местного самоуправления по распределению функций между структурными подразделениями и организации их деятельности не должны препятствовать реализации заявителем прав, возникших на основании решения компетентного органа о предоставлении заявителю земельного участка.
Организация и упорядочивание процессов распоряжения землёй требуют принятия от властных органов мер в рабочем порядке и не могут ущемлять права заинтересованных лиц в области земельного законодательства.
Апелляционная коллегия считает, что указанные комитетом обстоятельства являются внутренними вопросами деятельности уполномоченного органа и не приостанавливают осуществление возложенных на него законом обязанностей.
Поскольку комитет не совершил действий по заключению в установленный срок с заявителем договора купли-продажи земельного участка, требования заявителя о признании незаконным бездействия судебная коллегия считает обоснованными.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
ООО "АВТОГАЗПРОМ" в качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" направить в недельный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка со всеми существенными условиями.
В рамках настоящего спора, суд первой инстанции, установив незаконное бездействие комитета по заключению с заявителем договора купли-продажи спорного земельного участка, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выбрал адекватный способ восстановления нарушенного права: обязать комитет подготовить и направить заявителю договор купли-продажи в недельный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу комитета следует оставить без удовлетворения.
На основании статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2011 по делу N А57-10265/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10265/2011
Истец: Ли Денис Александрович ООО "Правовой центр "Эгида", ООО "Автогазпром"
Ответчик: Комитет по землепользованию и градстроительству администрации муниципального образования "г. Саратов"
Третье лицо: Администрация г. Саратова