г. Саратов |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А12-5284/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии представителя закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс" Кузьмина А.В., действующего по доверенности от 25.04.2011 N 2-С, представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" Ивановой Е.А., действующей по доверенности от 21.12.2010 N 558/10, представителя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Жукалова М.А., действующего по доверенности от 10.11.2011 N Д-11/11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс" (г. Волгоград) и Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2011 по делу N А12-5284/2011 (судья Козырский Д.А.)
по иску закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс" (г. Волгоград)
к администрации Волгограда (г. Волгоград)
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград),
комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград), комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград),
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Транс" (г. Москва),
о признании недействительными результатов аукционных торгов и признания преимущественного права выкупа земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Желдоркомплекс" (далее - истец, ЗАО "ЖДК") с заявлением к администрации Волгограда о признании постановления главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков" (учётными номерами 8-92-11, 8-92-12, 8-92-13, 8-92-14, 8-92-15) недействующим; об отмене постановления главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков" (учётными номерами 8-92-11, 8-92-12, 8-92-13, 8-92-14, 8-92-15); о признании недействительными результатов аукционных торгов N 12 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для целей строительства объектов нежилого назначения, назначенных комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда на 10.12.2010, основанное на постановление главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков", в части лота N 9; о признании преимущественного права выкупа земельного участка кадастровым номером 34:34:080137:146, учётным номером 8-171-14, площадью 21953 кв.м за ЗАО "ЖДК".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2011 выделены в отдельное производство заявленные требования в части признания недействительными результатов аукционных торгов N 12 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для целей строительства объектов нежилого назначения, назначенных комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда на 10 декабря 2010 года, основанных на постановление главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков", в части лота N 9 и в части признания преимущественного права выкупа земельного участка кадастровым номером 34:34:080137:146, учётным номером 8-171-14, площадью 21953 кв.м за ЗАО "ЖДК".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.04.2011 выделенные требования приняты к производству и рассмотрению по настоящему делу (т.1 л.д.76-77).
В качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС России по Волгоградской области).
Определением от 17.06.2011 производство по делу приостановлено до рассмотрения первоначального требования по делу N А12-5131/2011 о признании постановления главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков" (учётные номера 8-92-11 8-92-12, 8-92-13, 8-92-14, 8-92-15) недействующим, поскольку его рассмотрение имеет существенное значение для разрешения вопроса по существу для настоящего дела (т.2 л.д.8-10).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011 по делу N А12-5131/2011, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2011, отказано в удовлетворении первоначального требования. Постановление главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 признано принятым в соответствии с законом.
Определением от 06.09.2011 производство по делу возобновлено (т.1 л.д.19-20).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.09.2011 в удовлетворении требований отказано.
ЗАО "ЖДК" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме (т.2 л.д. 102-108). Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку не принято во внимание:
- нарушение процедуры формирования пяти земельных участков выставленных на торги единым лотом, неправомерно установив при этом право органов местного самоуправления самостоятельно формировать и укрупнять лоты при проведении торгов;
- нарушение сроков утверждения градостроительных планов земельных участков, являющиеся предметом торгов, постановлениями администрации Волгограда от 03.12.2010 N 3319, N 3320, N 3321, N 3327, N 3332, предусмотренных пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков";
- осуществление деятельности ЗАО "ЖДК" с 2006 года по формированию спорного земельного участка с целью его получения под строительство объекта "Железнодорожные пути необщего пользования и производственная база в промзоне 21 в Красноармейском районе";
- ограниченное пользование земельным участком, принадлежащим на праве аренды ЗАО "ЖДК", который будет пересечён построенным выставочным парком железнодорожных путей ООО "Лукойл-Транс";
- нарушение гражданских прав ЗАО "ЖДК", как собственника железнодорожного пути, пересечь который планирует ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" при строительстве выставочного парка железнодорожных путей;
- создание препятствий в отношении ЗАО "ЖДК", выразившихся в направлении комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда письма от 26.03.2010 N ар3381-10 о невозможности сформировать спорный земельный участок для проведения торгов (т.1 л.д.55);
- отсутствие документов, подтверждающих, что утратило силу решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 15.07.2007 о размещении на спорном земельном участке строительного объекта ЗАО "ЖДК",
-не дал должную оценку нарушениям прав заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, истец полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении признания преимущественного права выкупа спорного земельного участка, а также придал преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора решению Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011 по делу N А12-5131/2011.
УФАС России по Волгоградской области, считая вынесенное по делу решение незаконным и необоснованным, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, исключив из мотивировочной части решения вывод "формирование лота, состоящего из пяти земельных участков с единым видом разрешенного использования, предполагающего на их территории создание единого инженерного сооружения, являясь, как следует из статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительной прерогативой органов местного самоуправления, не указывает на нарушение норм закона о конкуренции, и не свидетельствует о невозможности заинтересованных лиц участвовать в проведенном аукционе" (т.2 л.д.131-133).
В обоснование апелляционной жалобы УФАС России по Волгоградской области указало на то, что вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при формировании лота, состоящего из пяти земельных участков, основаны на неправильном толковании закона без учёта полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Администрация Волгограда возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб ЗАО "ЖДК" и УФАС России по Волгоградской области отказать.
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" (далее ООО "ЛУКОЙЛ-Транс") считает принятое по делу решение законным и обоснованным, а требования, изложенные в апелляционной жалобе ЗАО "ЖДК", не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании устно пояснило, что считает апелляционную жалобу УФАС России по Волгоградской области также не подлежащей удовлетворению.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, администрация Волгограда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 40 90879 0, N 410031 39 98775 1, N 410031 40 90878 3. N 410031 39 98774 4, N 410031 40 90881 3, N 410031 40 90883 7, N 410031 40 90880 6, N 410031 39 98777 5, N 410031 39 98779 9, телеграммами N 01629, N01729, N01929. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 октября 2011 года по апелляционной жалобе ЗАО "Желдоркомплекс", 15 ноября 2011 года по апелляционной жалобе УФАС России по Волгоградской области, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07 августа 2009 года ЗАО "ЖДК" обратилось в администрацию Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением N 109 (вх. от 10.08.2009 N 8486-09) по вопросу выделения в собственность земельного участка площадью 26 730 кв.м для строительства объекта "Железнодорожные пути необщего пользования и производственная база в промзоне 21 в Красноармейском районе" (т.2 л.д.55-56, 60).
07 августа 2009 года ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением (вх. от 07.08.2009 N 8440-09) об утверждении документации для формирования земельного участка N 1 учётным номером 1 8-92-9 площадью 3 584 кв.м, N 2 учётным номером 8-92-10 площадью 13 710 кв.м, N 3 учётным номером 8-171-10 площадью 5 907 кв.м, N 4 учётным номером 8-171-11 площадью 21 953 кв.м, N 5 учётным номером 8-171-12 площадью 481 кв.м для строительства объекта "Выставочный парк железнодорожных путей вдоль юго-западной границы ст. Татьянка в Красноармейском районе" (т.1 л.д.110).
27 августа 2009 года комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда по результатам рассмотрения указанных заявлений ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" и ЗАО "ЖДК" в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение сформировать земельный участок для предоставления путём проведения торгов (т.2 л.д.57) и размещена информация о принятом решении на официальном сайте администрации Волгограда www. volgadmin.ru. (т.2 л.д.61).
Между уполномоченным органом и указанными юридическими лицами в ходе подготовки к проведению аукциона велась официальная переписка. Обе стороны официально извещены как о ходе подготовке документации к проведению аукциона, так и о месте и времени его проведения (т.1 л.д.112, т.2 л.д.64).
03 сентября 2010 года постановлением главы Волгограда N 2239 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков для строительства выставочного парка железнодорожных путей вдоль юго-западной границы ст. Татьянка в Красноармейском районе (учётые номера 8-92-11 8-92-12, 8-92-13, 8-92-14, 892-15).
03 декабря 2010 года администрацией Волгограда изданы постановления "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного вдоль юго-западной границы ст. Татьянка в Красноармейском районе г. Волгограда" N 3319, N 3320, N 3321, N 3327, N 3332.
Формой проведения торгов указанных земельных участков выбран аукцион.
10 декабря 2010 года опубликовано информационное сообщение о проведении комитетом по градостроительству и архитектуре аукционных торгов N 12 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства объектов нежилого назначения в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" 23 октября 2010 и размещено на сайте www.volgadmin.ru (т.1 л.д.113-115).
В лот N 9 включено 5 (пять) сформированных земельных участков, начальной стоимостью 11 460 256 руб., расположенных вдоль юго-западной границы ст.Татьянка в Красноармейском районе г.Волгограда, функциональным назначением и разрешенным использованием - выставочный парк железнодорожных путей (т.1 л.д.115).
Решением комиссии администрации Волгограда к проведению торгов на основании поданных заявок (протокол от 07.12.2010 N 1) допущены и признаны участниками аукционных торгов ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", ООО "Северкомплектстрой", ОАО "РИТЭК".
ЗАО "ЖДК" заявку на участие в аукционных торгах не подавало. О месте и времени их проведения надлежащим образом извещено (т.2 л.д.64).
В соответствии с протоколом аукциона от 10.12.2010 N 12/9 победителем признано
ООО "ЛУКОЙЛ-Транс".
13 декабря 2010 года между комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда (продавец) и ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" (покупатель) заключён оспариваемый договор N 8/ЛТ-1380/10 купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка для целей строительства объектов нежилого назначения (т.1. л.д. 116-122).
Пунктом 1.1. договора определено, что право на заключение указанного договора приобретено покупателем на основании протокола аукциона N 12/9 и пункта 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об утверждении правил организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (т.1 л.д.116).
Пунктом 4 подпункта 1.2.1 пункта 2.1 договора определены характеристики и местонахождение спорного земельного участка площадью 21 953 кв.м, кадастровым номером 34:34:080137:146, расположенного вдоль юго-западной границы ст. Татьянка в Красноармейском районе г. Волгограда.
ЗАО "ЖДК", полагая, что аукционные торги проведены с нарушением норм действующего законодательства, обратилось в суд с требованиями признать результаты торгов по лоту N 9 недействительными, а также преимущественное право выкупа спорного земельного участка за ЗАО "ЖДК". В обоснование своих требований истец указал, что:
- комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, нарушил пункт 2.2.1, 3.1.1. постановления администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов в Волгограде" в процессе подготовки документации к проведению торгов по земельным участкам, а также пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку выставил на аукционные торги единый лот N 9 по 5 (пяти) разрозненным (не имеющих общей границы) земельным участкам;
-выставил на торги земельные участки (учётный номер 8-92-11, 8-92-12) уже предоставленные Красноармейскому участковому лесничеству городского лесничества Волгограда. По мнению заявителя, укрупнение лота лишило его возможности принять участие в торгах, поскольку рентабельность его финансово-хозяйственной деятельности не позволяет ему производить путевое развитие спорной территории;
- администрация Волгограда обязана предоставить ЗАО "ЖДК" преимущественное право выкупа спорного земельного участка для строительства без проведения торгов, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, в пользование и (или) владение гражданам или юридическим лицам он не предоставлен, находится в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; на официальном сайте администрации Волгограда размещена информация о положительном решении, принятом на заседании комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда о возможном размещении в промзоне 21 железнодорожный путь необщего пользования; железнодорожные пути ЗАО "ЖДК" являются неотъемлемой частью технологического процесса перевозки грузов со ст.Татьянка на ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" и обратно, а фронты погрузки-выгрузки нефтепродуктов являются продолжением железнодорожных путей заявителя (т.1. л.д.94-99).
Суд первой инстанции не нашёл оснований для удовлетворения требований заявителя для признания недействительными результатов аукционных торгов N 12 в части лота N 9 и преимущественного права выкупа спорного земельного участка. Установил, что действующим законодательством не предусмотрены нормы права, устанавливающие для уполномоченного органа порядок формирование лотов на торги и, следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать лоты, не нарушая при этом нормы закона о конкуренции и не ущемляя права иных заинтересованных лиц на участие в проведенном аукционе. Отсутствие у заявителя возможности соответствовать условиям аукциона в финансовом плане не принято судом в качестве основания для признания оспариваемых торгов нарушающим его права. Суд не выявил нарушений, свидетельствующих о недействительности проведения аукционных торгов и сделал вывод об отсутствии нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возложения на него каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом.
Кроме того, суд отказал ЗАО "ЖДК" в удовлетворении заявленного требования о признании преимущественного права выкупа земельного участка, поскольку каких-либо законных оснований для его признания заявителем не представлено, а из имеющихся доказательств судом преимущественного права не усматривается.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На основании части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда полномочиями по предоставлению в установленном порядке земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, обладает администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов в городе Волгограде регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 "Об утверждении Положения о представлении земельных участков для строительства в Волгограде".
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта должно предшествовать проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно положению о комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, утверждённому Постановлением администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 791, и Порядке предоставления земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N790, Комиссия рассматривает вопросы о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде.
Как установлено пунктом 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и названным Кодексом (пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Общие положения о торгах, организации и порядке их проведения предусмотрены статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, а торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
Согласно пункту 2 указанных правил, торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
В пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если торги проведены с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны судом недействительными только по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Действующим законодательством не установлен порядок формирования лотов с земельными участками на торги. Органы местного самоуправления вправе формировать их самостоятельно с учётом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и архитектурно-градостроительной политики.
Судом первой инстанции установлено, что при подготовке к проведению торгов ответчик сформировал лот единым блоком, состоящим из пяти земельных участков, что обусловлено строительством выставочного парка железнодорожных путей. На пяти земельных участках предполагается создание единого инженерного сооружения с устройством механизированной горки, транспортных путей и инженерных коммуникаций (контактная сеть, стрелки примыкания и пр.), а также объектов диспетчеризации, охраны, бытовых сооружений персонала выставочного парка. При этом все формируемые земельные участки примыкают к сортировочной товарной ст. Татьянка в Красноармейском районе, что предполагает наличие одного застройщика (подрядчика).
Следовательно, выставленный и реализованный по итогам аукциона укрупнённый лот по пяти земельным участкам с единым видом разрешённого использования экономически оправдан и выгоден собственнику имущества.
Довод истца о получении большей выгоды ответчиком при реализации земельных участков отдельными лотами носит предположительный характер и не подтверждён доказательствами.
Таким образом, формирование лота состоящего из 5 земельных участков с единым видом разрешённого использования, предполагающего на их территории создание единого инженерного сооружения, являясь, как следует из статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительной прерогативой органов местного самоуправления, не указывает на нарушение норм закона о конкуренции, и не свидетельствует о невозможности заинтересованных лиц участвовать в проведённом аукционе.
Принцип открытости торгов, установленный в статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, означает право любого лица принять участие в торгах, но на условиях, определяемых собственником продаваемой вещи или организатором торгов.
Апелляционная коллегия считает, что указанный принцип при проведении торгов ответчиком соблюдён.
27 августа 2009 года комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда принято решение сформировать земельный участок для предоставления путём проведения торгов (т.2 л.д.57) и размещена информация о принятом решении на официальном сайте администрации Волгограда www. volgadmin.ru. (т.2 л.д.61).
Не подтверждается материалами дела довод апелляционной жалобы ЗАО "ЖДК" о нарушении при подготовке к проведению к торгам сроков извещения об их проведении, установленных пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, основанный на том, что градостроительные планы земельных участков утверждены постановлениями администрации Волгограда N 3319, N 3320, N 3321, N 3327, N 3332 лишь 03 декабря 2010 года.
Для идентификации выставляемых на продажу участков не требуются градостроительные планы.
Пункт 8 указанных правил содержит перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении торгов, опубликованное в средствах массовой информации:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Аукционные торги назначены ответчиком на 12 декабря 2010 года.
23 октября 2010 года в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" опубликовано информационное сообщение, о проведении комитетом аукционных торгов (т.1 л.д.113-115).
В указанном сообщении предмет лота N 9, выставленный на аукционные торги, полностью сформирован, поскольку содержит все характеристики позволяющие его идентифицировать. Указаны кадастровые, учётные номера всех земельных участков, их площади, функциональное назначение, место расположение, ограничения и обременения.
Кроме того, сообщение отвечает всем иным требованиям, установленным пунктом 8 указанных правил.
Тридцатидневный срок размещения информации соблюдён.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 пришли к выводу, что заинтересованные в приобретении права аренды лица имели возможность получить информацию относительно времени, места и формы торгов, а также о предмете и порядке проведения торгов.
Следовательно, постановления администрации Волгограда от 03.12.2010 N 3319, N 3320, N 3321, N 3327, N 3332 не могут служить основанием для признания торгов недействительными, поскольку отсутствует нарушение сроков извещения, установленных пунктом 8 указанных правил.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 28 октября 2010 года комитет своевременно направил истцу уведомление N ар11698-10 о месте и времени проведения аукциона (т.2 л.д.64,65).
Факт получения указанного уведомления истцом подтверждён.
Принятое комиссией решение ЗАО "ЖДК" не обжаловано.
Фактическая возможность исполнения условий договора, заключаемого по результатам торгов, не влияет на условия допуска претендентов к участию в торгах и возможность стать их победителем.
Доказательства обращения ЗАО "ЖДК" к организатору торгов с заявкой на участие в аукционе, и, следовательно, нарушения прав истца допущено быть не могло.
Финансовые затруднения, не позволяющие истцу принять участие в аукционе по выставленному лоту, не могут являться основанием для признания оспариваемых торгов нарушающими права истца.
Таким образом, у истца имелась реальная возможность принять участие в оспариваемых аукционных торгах на общих основаниях. Однако своё право истец не реализовал.
В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признаётся лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Нарушений пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", указанных заявителем в апелляционной жалобе, судебной коллегией не установлено.
Кроме того, в апелляционной жалобе УФАС России по Волгоградской области подтвердило, что ни Гражданский, ни Земельный кодексы Российской Федерации, ни Правила об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды. Подтвердило, что Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" также не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
Согласно протоколу аукциона N 12/9 от 10.12.2010, победителем аукциона признано ООО "ЛУКОЙЛ-Транс".
По результатам аукциона 13 декабря 2010 года между комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда (продавец) и ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" на основании протокола N 12/9 заключён договор N 8/ЛТ-1380/10 купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка для целей строительства объектов нежилого назначения (т.1 л.д.116-122).
Судебная коллегия считает, что оспариваемые аукционные торги проведены правомерно и не нарушают права и охраняемые законом интересы истца.
По мнению истца, суд первой инстанции безосновательно отказал в удовлетворении признания преимущественного права выкупа земельного участка кадастровым номером N 34:34:080137:146, учётным номером 8-171-14, площадью 21 953 кв.м за ЗАО "ЖДК".
Истец полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьёй 38 Земельного Кодекса Российской Федерации, за исключением следующего: земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов.
Приведённые доводы апелляционная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии со статьёй 30 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключён договор о развитии застроенной территории.
Согласно статье 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счёт и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
При этом истцом доказательств наличия заключённого с собственником земельного участка договора о развитии не представлено.
Судами обеих инстанций установлено, что комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда с ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", как победителем аукциона, заключён договор от 13.12.2010 N 8/ЛТ- 1380/10 купли-продажи права на заключение договора аренды спорного земельного участка для целей строительства объектов нежилого назначения.
Доказательств признания указанного договора незаключённым истцом не представлено.
Следовательно, спорный земельный участок в законном порядке предоставлен в пользование и обременён правами, полученными в установленном порядке ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", что в соответствии со статьёй 30 Земельного Кодекса Российской Федерации исключает предоставление преимущественного права выкупа земельного участка ЗАО "ЖДК".
Каких-либо иных законных оснований для признания преимущественного права выкупа земельного участка истцом не представлено и апелляционной коллегией не усматривается.
Кроме того, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб ЗАО "ЖДК" и УФАС России по Волгоградской области в том числе и на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011 по делу N А12-5131/2011, имеющего преюдициальное значения для настоящего дела.
В решении Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011 делу N А12-5131/2011, оставленном в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2011, дана правовая оценка большей части доводов заявителя.
Учитывая то обстоятельство, что решение от 28.06.2011 по делу N А12-5284/2011 рассмотрено между теми же лицами, вступило в законную силу, то выводы решения, согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют для апелляционной инстанции преюдициальное значение при установлении ряда фактических обстоятельств настоящего дела.
ЗАО "ЖДК" и УФАС России по Волгоградской области в апелляционных жалобах пытаются повторно оценить доводы, которые являлись предметом рассмотрения по делу между теми же лицами.
Не подлежит исключению из мотивировочной части текст, который является воспроизведением уже вступившего в законную силу решения.
Апелляционный суд принимает во внимание, что указанным решением уже подтверждена правомерность процедуры проведения торгов состоявшихся 12 декабря 2010 года. На основании статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления в рамках своей компетенции правомерно осуществил формирование лота по своему усмотрению, поскольку входящие в лот N 9 5 (пять) земельных участков имеют единый вид разрешённого использования, предполагающего создание на их территории единого инженерного сооружения, что указывает на отсутствие нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и свидетельствует о наличии равных возможностей у заинтересованных лиц участвовать в проведенном аукционе.
Новых доказательств, подтверждающих нарушения организатором процедуры проведения аукциона, истцом не представлено.
Повторную оценку указанному доводу суд апелляционной коллегии давать не вправе.
Таким образом, вступившим в силу указанным решением суда признано законным укрупнение единого лота N 9 по 5 (пяти) разрозненным (не имеющих общей границы) земельным участкам выставленного на аукционные торги 12 декабря 2010 года.
Новых доказательств, свидетельствующих об отсутствии прав у органа местного самоуправления на укрупнение лота N 9 ЗАО "ЖДК" и УФАС России по Волгоградской области суду апелляционной инстанции не представлено.
Ссылка заявителей апелляционных жалоб об увеличении продажной цены земельных участков в случае их выставления на торги отдельными лотами носит предположительный характер и противоречит доказательствам по делу.
Указанным решением суда установлено, что предполагаемое строительство объекта не нарушает законные права и интересы ЗАО "ЖДК", как правообладателя смежного земельного участка на том основании, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с ним не согласована, поскольку, при формировании границ рассматриваемых земельных участков местоположение границ земельного участка предоставленного ЗАО "ЖДК" не уточнялось, что в силу положений части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не повлекло обязанности согласования границ земельного участка с заинтересованными лицами, в том числе, ЗАО "ЖДК".
Также опровергнут довод ЗАО "ЖДК" о том, что спорные земельные участки находятся на землях городских лесов, поскольку в указанном решении суда дана оценка заключению Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 26.08.09 N 1514/Д. Установлено, что спорный земельный участок в указанной зоне не находится.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционные жалобы ЗАО "ЖДК" и УФАС России по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда, юридические лица оплачивают государственную пошлину в размере 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы оплачена ЗАО "ЖДК" в размере 2000 руб. на основании платёжного поручения от 04.10.2011 N 763 (т.2 л.д.112).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2011 по делу N А12-5284/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5284/2011
Истец: ЗАО "ЖДК"
Ответчик: Администрация Волгограда, Администрация Центрального района Волгограда
Третье лицо: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", Представитель ЗАО "ЖДК" Кириченко Е. Ю.
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11758/13
07.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11214/12
27.09.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7306/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5284/11
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1487/12
07.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8389/11
22.09.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5284/11