г. Владивосток |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А24-3246/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н. В. Ивановой
при участии
от ООО "Камчатмонтажспецстрой": Поплавский А.В., генеральный директор, приказ "" 4/л от 01.03.2003,
от Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Кузнецова Е.В., доверенность от 20.11.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Камчатмонтажспецстрой"
апелляционное производство N 05АП-8316/2011
на решение от 25.10.2011
судьи Д. Н. Довгалюка
по делу N А24-3246/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Камчатмонтажспецстрой"
к Камчатскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатмонтажспецстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление) N 34-ГСН от 19.07.2011 года по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением от 25.10.2011 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что Общество не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является организацией, осуществляющей эксплуатацию опасного производственного объекта, Общество осуществляло лишь ремонтные работы на опасном производственном объекте, принадлежащем ОАО "Камчатнефтепродукт", соответственно требования промышленной безопасности на Общество не распространяются.
На основании вышеизложенного, Общество просит решение суда от 25.10.2011 по делу N А51-3246/2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы Общества, считает решение суда первой инстанции от 25.10.2011 законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Камчатского управления Ростехнадзора N 78 от 31.05.2011 года проведено расследование причин аварии и группового несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 30.05.2011 года с ремонтным персоналом подрядной организации - ООО "Камчатмонтажспецстрой" на подземном резервуаре N 8 объемом 1000 м. куб. казематного типа "площадки комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов ОАО "Камчатнефтепродукт". По результатам данного расследования комиссией составлен акт технического расследования причин аварии, произошедшей 30.05.2011 года, а также акты расследования группового несчастного случая.
На основании данных актов и других материалов расследования причин аварии, 11.07.2011 года начальником отдела горного и строительного надзора Камчатского управления Ростехнадзора Макаренко С.В. в отношении Общества и в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 34-ГСН.
19.07.2011 года исполняющим обязанности руководителя Камчатского управления Ростехнадзора Нефедьевой Л.Ф. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 34-ГСН, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 9.1. КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регламентируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный Закон N116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Статья 2 Федерального закона N 116-ФЗ дает понятие опасным производственным объектам являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Частью 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ (в редакции действовавшей на дату совершения правонарушения) установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе: капитальный ремонт; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 года N 61-А утверждены "Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно пунктам 1.1, 1.2 названные Общие правила разработаны в соответствии с Законом N 116-ФЗ, обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации и поднадзорных Госгортехнадзору России. Общие правила устанавливают общие требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, и направлены на предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах и на обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно подпункту "е" пункта 1.3 Общих правил, данные правила предназначены, в том числе, для применения при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанных Общих правил организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечивают выполнение требований промышленной безопасности, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и в нормативных технических документах, принятых в установленном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, топливные резервуары N 8 и N 9 являются техническими устройствами, зарегистрированными в составе опасного производственного объекта - "Площадка комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов".
Между ОАО "Камчатнефтепродукт" (Заказчик) и ООО "Камчатмонтажспецстрой" (Подрядчик) заключены договоры подряда N 11/11 и 12/11 от 15.03.2011 на капитальный ремонт (замена) днища, стенки, кровли резервуаров ТБ-8 и ТБ-9 объемом 1000 м. куб. Разделом XI названых договоров подряда установлены сроки выполнения работ - с 15.05.2011 по 15.07.2011 года. Согласно пункту 5.1 указанных договоров Заказчик передает Подрядчику строительную площадку на период проведения работ и резервуар, предварительно очищенный собственными силами Заказчика от пыли, грязи и топлива. Данным пунктом на Заказчика также возложена обязанность произвести дегазацию резервуара, осуществлять противопожарные мероприятия при производстве ремонтных работ.
23.05.2011 года строительная площадка для производства ремонтно-строительных работ по резервуарам ТБ-8 и ТБ-9 передана Подрядчику, о чем составлен соответствующий акт.
Приказом генерального директора Общества N 27/у от 27.05.2011 года назначены лица, ответственные за производство работ, охрану труда и пожарную безопасность на объекте "Нефтебаза. Ремонт емкостей V-1000 куб. м".
30.05.2011 года при проведении работниками Общества огневых работ на данной строительной площадке произошел неконтролируемый взрыв и разрушение металлоконструкции топливного резервуара ТБ-8, при взрыве резервуара были смертельно травмированы работники Общества.
Согласно пункту 1.7 "Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. РД 09-364-00", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 23.06.2000 N 38 (далее - инструкция) обязанность по разработке предприятиями инструкций по безопасному ведению огневых работ с учетом специфики производств и местных условий.
Согласно требованиям пункта 5.6 Типовой инструкции исполнители огневых работ обязаны получить инструктаж по безопасному проведению огневых работ и расписаться в наряде - допуске, а исполнителям подрядной (сторонней) организации - дополнительно получить инструктаж по технике безопасности при проведении огневых работ в данном цехе.
Пунктами 7.18, 7.21 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года N 232, установлено, что ремонт резервуара осуществляется в соответствии с планом производства работ, составленным производителем работ и утвержденным главным инженером (директором) нефтебазы; ремонт резервуаров с ведением огневых работ может быть начат только после оформления наряда-допуска на выполнение работ повышенной опасности и акта о готовности проведения ремонта резервуара с ведением огневых работ.
Согласно требованиям пунктов 2.9, 3.3 Типовой инструкции по общим правилам безопасности при проведении огневых работ на предприятиях нефтепродуктообеспечения (ТОИ Р-112-15-95) проведение огневых работ как внутри, так и снаружи резервуаров допускается только после соответствующей их подготовки при наличии оформленного акта о готовности проведения ремонта резервуара с ведением огневых работ; совмещение огневых работ внутри резервуаров с другими видами ремонтных работ запрещается.
В соответствии с пунктами 6.2.1.9, 6.2.1.14, 6.4.28 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 N 33, для проведения ремонтных работ на резервуарах кроме наряда-допуска составляется акт о готовности резервуара на проведение ремонта с ведением огневых работ по установленной форме; готовность резервуара к ремонту с ведением огневых работ оформляется актом установленной формы; работники, производящие огневые работы, имеют право приступить к работе после проверки выполнения всех мероприятий по безопасности работ, указанных в наряде-допуске на огневые работы, и только в присутствии ответственного за проведение этих работ.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о порядке безопасного проведения ремонтных работ химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 года N 7, до начала ремонтных работ подрядчиком разрабатываются проекты производства работ; проекты производства работ должны быть согласованы с руководителем ремонтируемого объекта, а при необходимости и с главным механиком, главным энергетиком и службой по надзору и ремонту производственных зданий (главным архитектором) заказчика; непосредственный руководитель работ от подрядчика обязан ознакомить с проектом производства работ всех исполнителей под роспись в журнале специального инструктажа подрядчика.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательствами совершения административного правонарушения являются протокол об административном правонарушении N 34-ГСН от 11.07.2011 года, акт технического расследования причин аварии, акт о расследовании группового несчастного случая, приказ генерального директора Общества N 27/у от 27.05.2011 года, копия наряда-допуска от 27.05.2011 года, письменные объяснения должностных лиц и работников ОАО "Камчатнефтепродукт" и ООО "Камчатмонтажспецстрой", протоколы допросов свидетелей.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения административного правонарушения, выразившееся в проведении ремонтных работ на резервуаре ТБ-9 без плана (проекта) производства работ с указанием конкретной последовательности выполнения операций; без составления акта о готовности проведения ремонта резервуара N 9 с ведением огневых работ; в не получении сотрудниками Общества дополнительного инструктажа по технике безопасности при проведении огневых работ на строительной площадке; в отсутствии разработанной инструкции по безопасному ведению огневых работ с учетом специфики производств и местных условий; в отсутствии надлежащего контроля за организацией и выполнением работниками Общества огневых работ на резервуаре ТБ-9. Отсутствие надлежащего контроля при ремонте технических устройств, расположенных на строительной площадке, привело к самовольному проведению работниками Общества огневых работ на резервуаре ТБ-8, что, в свою очередь, послужило причиной неконтролируемого взрыва, разрушение данного резервуара и гибели людей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, Общество имело возможность для соблюдения требований промышленной безопасности, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о соответствии закону постановления административного органа о признании общества виновным в совершении правонарушения по названной норме закона.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку оно не осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится не только эксплуатация опасного производственного объекта, но и его капитальный ремонт, а также ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Материалами дела подтверждается, что Общество, являясь подрядной организацией, осуществляло ремонтные работы технических устройств опасного производственного объекта и, соответственно, является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
На основании требований п. 2.1 "Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" Общество, как лицо, осуществляющее деятельность в области промышленной безопасности обязано обеспечивать соблюдение требований промышленной безопасности, содержащихся не только в Законе N 116-ФЗ, но и в других нормативно-правовых актах РФ, нормативно технических документах, направленных на соблюдение требований промышленной безопасности.
Довод заявителя жалобы о том, что административный протокол составлен с нарушением срока, является необоснованным, поскольку установленный статьей 28.5 КоАП РФ срок составления протокола пресекательным не является, и его нарушение при соблюдении сроков давности по статье 4.5 КоАП РФ само по себе не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Установленные административным органом факты правонарушения зафиксированы в административном протоколе, который составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Другие существенные нарушения процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, арбитражным судом не установлено.
Административное наказание назначено Обществу с учетом всех обстоятельств дела в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25 октября 2011 года по делу N А24-3246/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3246/2011
Истец: ООО "Камчатмонтажспецстрой"
Ответчик: Камчатское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6089/12
28.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6089/2012
03.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6089/2012
14.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-625/12
13.12.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8316/11
25.10.2011 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3246/11