г. Самара |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А55-11246/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Строительно-монтажный трест N 25" Семанова А.Н. (доверенность от 12.01.2009 N 1),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области Абалымова Р.А. (доверенность от 31.03.2011 N 05-25/05769),
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2011 по делу N А55-11246/2011 (судья Коршикова Е.В.), принятое по заявлению ООО "Строительно-монтажный трест N 25" (ИНН 6330027139, ОГРН 1056330003762), г.Новокуйбышевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г.Новокуйбышевск Самарской области,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажный трест N 25" (далее - ООО "СМТ N 25", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 30.12.2010 N 17-23/24987/64 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налогов, пени и штрафа по взаимоотношениям с ООО "Регион".
Решением от 11.10.2011 по делу N А55-11246/2011 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования общества удовлетворил.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Общество апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей общества и налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки ООО "СМТ N 25" за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 принял решение от 30.12.2010 N 17-23/24987/64 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым, в частности, начислил налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующие суммы пени и штрафа по взаимоотношениям с ООО "Регион" (ИНН 6316122750, ОГРН 1076316005468).
Решением от 11.03.2011 N 03-15/05426 Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области решение налогового органа в указанной части оставило без изменения.
По мнению налогового органа, общество в проверяемом периоде неправомерно включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты по ООО "Регион", а также неправомерно предъявило к вычету НДС, на основании первичных документов, подписанных неустановленным лицом и не отвечающих требованиям ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст.ст.252 и 169 НК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ООО "СМТ N 25", не учел следующее.
В соответствии со ст.171 НК РФ к налоговым вычетам относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Налоговые вычеты согласно п.1 ст.172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
Согласно п.1 и 2 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
В силу п.2 ст.173 НК РФ возмещение налогоплательщику НДС, уплаченного им поставщику, производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со ст.ст.171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Поэтому налоговый орган вправе отказать в возмещении НДС на сумму вычетов, если она не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.
В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом первичные документы, составляемые при совершении хозяйственной операции и представляемые налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в применении вычетов, если заявленная налогоплательщиком сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.
Из разъяснений ВАС РФ, изложенных в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), следует, что при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст.162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст.71 АПК РФ.
Оценка добросовестности налогоплательщика при получении налоговых выгод предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели, то есть возможность получения налоговых выгод предполагает наличие реального осуществления хозяйственных операций.
Таким образом, в целях подтверждения обоснованности налоговой выгоды должна быть установлена их объективная предметная взаимосвязь с фактами и результатами реальной предпринимательской и иной экономической деятельности, что служит основанием для вывода о достоверности представленных документов.
В п.1 Постановления N 53 прямо указано, что основанием для отказа в признании налоговой выгоды обоснованной является, в том числе, недостоверность сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком документах.
Требования о достоверности учета хозяйственных операций содержатся в законодательстве о бухгалтерском учете и в НК РФ, установившем правила ведения налогового учета (п.1 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст.313 НК РФ).
Налогоплательщик должен представить достоверные доказательства того, что товары (работы, услуги), в оплату которых перечислены денежные средства, реализованы именно теми контрагентами, в пользу которых произведена оплата.
Помимо этого, условием для признания задекларированных затрат в составе расходов налогоплательщика является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что затраты фактически понесены именно в заявленной сумме.
В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговых баз включением необоснованных расходов и применением вычетов по НДС).
Если при рассмотрении налогового спора налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции контрагентами организации не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам, либо схема взаимодействия данных организаций указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10963/06, обязанность по доказыванию правомерности включения сумм в налоговые вычеты и отнесение тех или иных затрат на расходы для целей налогообложения прибыли лежит на налогоплательщике.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 09.08.2010 по делу N А55-38832/2009, от 16.06.2011 по делу N А55-16106/2010, от 01.09.2011 по делу N А55-11719/2010 и др.
По утверждению ООО "СМТ N 25", в проверяемом периоде ООО "Регион" выполняло для общества строительно-монтажные работы на объектах: АБК ПСК "ТБМ-Приволжье", жилой дом N 4 по ул.Островского в г.Новокуйбышевск, свиноводческий комплекс Кировский-1.
В ходе проведения налоговой проверки налоговый орган выставил ООО "СМТ N 25" требование от 23.11.2010 N 2 о представлении договоров, счетов-фактур, справок о стоимости выполненных работ, актов выполненных работ по ООО "Регион".
ООО "СМТ N 25" в налоговый орган указанные документы не представило, сославшись на их отсутствие по причине затопления архива (протокол допроса главного бухгалтера общества от 01.12.2010 N 183).
Вместе с тем, в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов по НДС и признания расходов по налогу на прибыль ООО "СМТ N 25" представило в суд первой инстанции договоры субподряда, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, подписанные от имени руководителя ООО "Регион" Потловым Г.В.
По сведениям налогового органа, ООО "Регион" состояло на налоговом учете с 08.06.2007, исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как недействующее юридическое лицо 04.09.2009, основной вид деятельности по ОКВЭД (51.34) - оптовая торговля алкогольными и другими напитками, с даты постановки на налоговый учет относилось к категории налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность, руководитель и единственный учредитель - Потлов Геннадий Викторович.
Анализ движения денежных средств на расчетном счете ООО "Регион" за период с 15.06.2007 по 23.01.2008 (дата закрытия счета) показал, что денежные средства поступали на расчетный счет и перечислялись с него за широкий спектр товаров (работ, услуг). Дебетовый и кредитовый обороты по счету составили 1 147 626 636 руб.
Согласно протоколу допроса от 30.11.2010 N 167, Потлов Г.В. свою причастность к ООО "Регион" отрицает, данное юридическое лицо не регистрировал, финансово-хозяйственную деятельность не осуществлял, документы не подписывал, доверенность не выдавал.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что от ООО "Регион" могли действовать какие-либо уполномоченные лица.
В данном случае указание на то обстоятельство, что руководитель (учредитель) отрицает какое-либо отношение к деятельности организации, имеет значение не в рамках документального подтверждения конкретных хозяйственных операций, а связи с совокупной оценкой контрагента ООО "СМТ N 25" как недобросовестного юридического лица.
ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 9299/08 указал, что в случае, если счета-фактуры оформлены от имени физического лица, которое их не подписывало и не имело отношения к этой организации, то есть первичные документы содержат недостоверные сведения, вычеты по НДС нельзя считать документально подтвержденными.
В соответствии с п.1 ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, и, прежде всего, через директора как единоличного исполнительного органа юридического лица.
Следовательно, отрицание Потловым Г.В. осуществления какой-либо деятельности от имени ООО "Регион", отсутствие у него объективной возможности осуществлять руководство организацией со значительными финансовыми оборотами (среднее специальное образование) свидетельствует о нереальности хозяйственных операций между ООО "СМТ N 25" и его контрагентом.
Кроме того, отсутствие лица, идентифицируемого в качестве единоличного исполнительного органа ООО "Регион" в порядке, предусмотренном ст.53 ГК РФ и ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", как одного из признаков юридического лица, свидетельствует о том, что ООО "СМТ N 25" не вступало в какие-либо гражданско-правовые отношения, влекущие налоговые последствия, с этой организацией.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 3355/07.
Вывод суда первой инстанции о том, что показания Потлова Г.В. в отсутствие экспертного заключения не могут опровергнуть его подпись в документах, составленных от имени ООО "Регион", не может быть принят во внимание, так как фиктивность данных документов подтверждается совокупностью других представленных по делу доказательств.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 08.09.2011 по делу N А55-26262/2010.
Оформление операций с ООО "Регион" в бухгалтерском учете ООО "СМТ N 25" не свидетельствует об их реальности, а подтверждает лишь выполнение обязанностей по формальному учету хозяйственных операций.
В силу действующего законодательства обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товара, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком. При этом, как указывалось выше, документы, подтверждающие расходы и налоговые вычеты должны отражать достоверную информацию.
В соответствии с п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы ООО "СМТ N 25" о том, что им якобы была проявлена достаточная осмотрительность (проверены правоустанавливающие документы), поскольку само по себе это обстоятельство не может рассматриваться как проявление достаточной степени осмотрительности при выборе контрагента. Информация о регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер и не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений.
Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку правоспособности юридического лица, но и полномочий лиц, действующих от их имени, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.
Указанное следует и из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, изложенных в письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, согласно которым к мерам, предпринимаемым налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента и свидетельствующими о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, относится не только получение копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в единый государственный реестр юридических лиц, но и получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.
Следовательно, при заключении сделок с ООО "Регион" обществу следовало удостовериться в личности лица, подписавшего договоры и иные документы, а также в наличии у него соответствующих полномочий.
Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 22.12.2010 по делу N А12-3986/2010, от 25.08.2011 по делу N А55-1144/2011, от 18.10.2011 по делу N А72-527/2011 и др.
По настоящему делу ООО "СМТ N 25" не представило доказательств того, что им предпринимались какие-либо действия для установления личности лица, подписавшего документы от имени ООО "Регион".
Кроме того, генеральный директор ООО "СМТ N 25" пояснил, что с руководителем ООО "Регион" не встречался, договоры ему на подпись привозили представители (протокол допроса от 02.12.2010 N 184).
Таким образом, ООО "СМТ N 25" представлены документы, не соответствующие принципу достоверности, а потому не являющиеся доказательством наличия у него права на налоговый вычет и уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину этих расходов. Данный вывод суда основан на системном толковании норм налогового законодательства в их взаимосвязи и сделан с учетом принципа единообразия судебной практики, нашедшей свое выражение, в частности, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 9299/08, от 18.11.2008 N 7588/08, определениях ВАС РФ от 31.08.2009 N ВАС-11260/09, от 20.08.2009 N ВАС-9844/09, от 05.08.2009 N ВАС-9663/09 и др.
Согласно Постановлению N 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, а также в совокупности с ними - осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, позволяющие сделать вывод о необоснованности получения ООО "СМТ N 25" налоговой выгоды по операциям с ООО "Регион": налоговая выгода получена вне связи с осуществлением реальной деятельности по выполнению СМР, отсутствие основных средств, позволяющих осуществлять работы, регистрация контрагента на формального учредителя и руководителя, подписание документов, предусмотренных законом для подтверждения правомерности налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль неустановленным лицом.
Данные выводы подтверждаются арбитражной судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 21.09.2010 по делу N А65-24649/2008, от 07.10.2010 по делу N А65-3084/2010, от 21.10.2010 по делу N А65-2931/2010, от 31.03.2011 по делу N А55-13523/2010, от 20.04.2011 по делу N А55-16131/2010, от 18.10.2011 по делу N А72-527/2011 и др.).
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что хозяйственные операции, в связи с которыми ООО "СМТ N 25" заявлены расходы и налоговые вычеты, фактически не осуществлялись, представленные обществом документы были оформлены только с целью получения им налоговой выгоды в виде налоговых вычетов, а в состав расходов по налогу на прибыль неправомерно включены затраты.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган обоснованно начислил ООО "СМТ N 25" налоги, пени и штраф по взаимоотношениям с ООО "Регион".
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п.3 и 4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт, которым отказывает ООО "СМТ N 25" в удовлетворении заявления.
На основании ст.ст.110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной ООО "СМТ N 25" при рассмотрении дела в суде первой инстанции, относятся на общество.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2011 года по делу N А55-11246/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажный трест N 25" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области от 30 декабря 2010 года N 17-23/24987/64 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пени и штрафа по взаимоотношениям с обществом с ограниченной ответственностью "Регион".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11246/2011
Истец: ООО "Строительно-монтажный трест N25"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Самарской области