г. Киров |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А29-5055/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловых О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2011 по делу N А29-5055/2011, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по исковому заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к Агентству Республики Коми по социальному развитию
(ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302),
о взыскании задолженности,
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - региональное отделение Фонда, Фонд, истец) обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Агентству Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство РК по соцразвитию, Агентство, ответчик) о взыскании 9 079 рублей 75 копеек задолженности, возникшей в связи с неправомерной выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком Кондрашовой С.В., Скориковой О.П., Тарабунииной А.Н. в рамках договоров от 18.01.2007 N 025 и от 16.12.2007 N 335 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2011 исковые требования регионального отделения Фонда удовлетворены полностью, с Агентства РК по соцразвитию взыскано 9 079 рублей 75 копеек долга. Принимая решение по делу, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866, которым утвержден Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок), нормами Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Агентство Республики Коми по социальному развитию с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что спорные суммы направлялись им на выплату пособий по уходу за ребенком; договорами, заключенными между истцом и ответчиком, статьей 19 Закона N 81-ФЗ не предусмотрена обязанность Агентства возмещать региональному отделению Фонда излишне выплаченные получателям пособий денежные средства. Таким образом, считает Агентство, наличие его вины в излишней выплате пособий не установлено. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что в расходной части республиканского бюджета Республики Коми денежные средства на уплату взысканной судом суммы не предусмотрены.
Региональное отделение Фонда в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Агентства без удовлетворения.
Подробно позиции Агентства и регионального отделения Фонда изложены в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 был утвержден действующий до 01.01.2010 Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку финансовое обеспечение расходов на выплату пособия осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд после поступления средств из федерального бюджета распределяет их между региональными отделениями Фонда на основании заявок региональных отделений Фонда.
Региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, получателям и представляют в региональные отделения Фонда отчеты о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия.
18.01.2007 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (фонд) и Агентство Республики Коми по социальному развитию (орган социальной защиты) заключили договор N 025 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
26.12.2007 стороны заключили договор N 335 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
По условиям данных договоров фонд осуществляет перечисление средств органу социальной защиты для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865.
Подпунктом "б" пункта 5 договора от 18.01.2007 N 025 и подпунктом "б" пункта 2.3. договора от 26.12.2007 N 335 предусмотрено, что орган социальной защиты населения обязан обеспечить ежемесячно, до 5-го числа текущего месяца, выплату пособия получателям через территориальные органы органа социальной защиты населения - Управления (отделы) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства получателей пособия в размере и сроки, установленные статьями 14, 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также в порядке, установленном Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, путем перечисления средств, полученных из фонда в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия.
Письмом от 28.12.2009 N 14/7452 ответчик представил истцу информацию о неправомерных выплатах ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, в том числе Кондрашовой С.В. в сумме 5 283 рубля 87 копеек, Скориковой О.П. в сумме 1 702 рубля 58 копеек, Тарабукиной А.Н. в сумме 14 367 рубля 74 копейки.
В связи с возникшей задолженностью Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Агентства 9 079 рублей 75 копеек долга.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ установлено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
Статьей 1 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что действие закона не распространяется на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период со 02.08.2007 Кондрашовой С.В. было назначено и выплачивалось пособие по уходу за первым ребенком до достижения им полутора лет в размере 1 950 рублей. В соответствии с Постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 10.10.2007 N 2831 ребенок Кондрашовой С.В направлен в Дом ребенка. В результате несвоевременного сообщения в Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Ухта о направлении сына в Дом ребенка Кондрашовой С.В. незаконно выплачено пособие по уходу за ребенком за период с 10.10.2007 по 31.12.2007 в сумме 5 283 рубля 87 копеек (листы дела 119-138).
Частью 7 статьи 13 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 3 Закона N 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
30.12.2006 Правительство Российской Федерации Постановлением N 865 утвердило Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В подпункте "е" пункта 35 вышеуказанного Положения обозначен перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).
В пункте 36 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что лица, имеющие право на получение пособия по уходу за ребенком, вправе его получать при условии неполучения ими пособия по безработице.
Как следует из материалов дела и установлено судом перовой инстанции, в период с 01.01.2007 Скориковой О.П. было назначено и выплачивалось пособие по уходу за первым ребенком до достижения им полутора лет в размере 1 950 рублей. С 07.05.2007 Скорикова О.П. была зарегистрирована в Центре занятости населения города Ухты в качестве безработного. В результате несвоевременного сообщения в Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Ухта о регистрации в качестве безработного Скориковой О.П. незаконно выплачено пособие по уходу за ребенком за период с 07.05.2007 по 02.06.2007 в сумме 1 702 рубля 58 копеек (листы дела 100-112).
В соответствии со статьей 19 Закона N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Решением мирового судьи Водненского судебного участка города Ухты Республики Коми от 25.01.2008 по делу 2-58/08 со Скориковой О.П. в пользу Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Ухта взыскано 1 702 рубля 58 копеек необоснованно полученного пособия (листы дела 113-116).
Решением мирового судьи Чибьюского судебного участка города Ухты Республики Коми от 05.05.2008 по делу 2-441/2008 с Кондрашовой С.В. в пользу Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Ухта взыскано 5 283 рубля 87 копеек необоснованно полученного пособия. На день рассмотрения настоящего спора задолженность составляет 4 783 рубля 87 копеек (листы дела 50-52).
Как следует из материалов дела, пояснений, в результате чего произошла переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданке Тарабукиной А.Н. в сумме 14 367 рублей 74 копейки, ответчик не дал. Факт незаконности выплат подтвердил в письме от 28.12.2009 N 14/7452. В судебном заседании незаконность выплат ответчик не оспорил, не опроверг доказательствами. Возврат излишне уплаченного пособия гражданкой Тарабукиной А.Н. производится в добровольном порядке. На момент рассмотрения дела, сумма излишне выплаченного пособия составляет 2 593 рубля 30 копеек.
Подпунктами "д" и "е" пункта 2.3. договора N 335 от 26.12.2007, подпунктами "д" и "е" пункта 5 договора N 025 от 18.01.2007 установлено, что орган социальной защиты населения обязан осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами органа социальной защиты населения - Управлениями (отделами) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми; обеспечивать целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт необоснованной выплаты пособий ответчиком признается. Доказательств возврата денежных средств истцу не представлено.
Таким образом, Агентство, не обеспечив надлежащего контроля за правомерностью назначения и выплатой пособий, допустило излишнюю выплату пособия Скориковой О.П., Кондрашовой С.В., Тарабукиной А.Н. в общей сумме 9 079 рублей 75 копеек, в том числе 6 486 рублей 45 копеек по договору от 18.01.2007 N 025; 2 593 рубля 30 копеек по договору от 26.12.2007 N 335.
Следовательно, спорная сумма была правомерно предъявлена Фондом к взысканию с Агентства в связи с ненадлежащим исполнением условий договора.
Доводы, приведенные Агентством в апелляционной жалобе, подлежат отклонению. В рассматриваемой ситуации взаимоотношения между Фондом и Агентством урегулированы договорами, в результате ненадлежащего исполнения которых ответчиком произошла излишняя выплата пособий по уходу за ребенком гражданам Скориковой О.П., Кондрашовой С.В., Тарабукиной А.Н.
Действительно, в необоснованном получении пособия имелась вина названных физических лиц.
Однако на дату обращения Фонда с иском в арбитражный суд Агентство, узнав об этом факте, уже взыскало с излишне выплаченные суммы пособия с граждан Скориковой О.П., Кондрашовой С.А.. Решения о взыскании исполняются. Тарабукина А.Н. производит возврат излишне полученного пособия в добровольном порядке, остаток долга на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции составил 2 593 рубля 30 копеек.
При поступлении денежных средств на внебюджетный счет Агентства, они перечисляются на расчетный счет Фонда.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции считает, что права Агентства не нарушены и суд первой инстанции правомерно взыскал с Агентства в пользу Фонда излишне выплаченную сумму пособий по уходу за ребенком в сумме 9 079 рублей 75 копеек. Взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Агентство от их возврата Фонду.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство Республики Коми по социальному развитию освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2011 по делу N А29-5055/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5055/2011
Истец: ГУ - региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Ответчик: Агентство Республики Коми по социальному развитию
Третье лицо: ООО "Ремонтно-эксплуатационный участок N1"