г. Владимир |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А38-2381/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 26.12.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" (ИНН 1216011328, ОГРН 1021202250442, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Фрунзе, д.1) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.10.2011 по делу N А38-2381/2011, принятое судьей Лабжания Л.Д. по заявлению открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл об отказе в списании задолженности, изложенного в письме от 29.04.2011 N 06-39/02949,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Волжске Республики Марий Эл.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Волжский электромеханический завод" (далее по тексту - ОАО "ВЭМЗ", Общество, заявитель) обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о списании задолженности по пеням в сумме 5 155 892 руб. 18 коп., начисленным на недоимку по взносам на обязательное пенсионное страхование, и процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 3 798 278 руб. 96 коп.
Письмом от 29.04.2011 N 06-39/02949 Инспекция сообщила Обществу, что пени по взносам на обязательное пенсионное страхование могут быть списаны только органами Пенсионного фонда Российской Федерации согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ). Налоговый орган сообщил, что в 2001-2009 годах взыскание задолженности осуществлялось Пенсионным фондом Российской Федерации, следовательно, решение о списании невозможной к взысканию задолженности по взносам, пеням, штрафам на обязательное пенсионное страхование может быть принято в соответствии со статьей 60 Закона N 212-ФЗ органами Пенсионного фонда.
Кроме того, в указанном письме разъяснялось, что налоговый орган не наделен полномочиями на списание невозможной к взысканию задолженности, образовавшейся в результате неуплаты процентов, начисленных за предоставление налогоплательщику права на реструктуризацию долга по налогам, пеням и штрафам. Указанные проценты, по мнению инспекции, не подпадают под действие главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, в отношении данных сумм не могут быть применены правила о списании задолженности, установленные статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество, не согласившись с отказом Инспекции в списании задолженности, обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 10.10.2011 отказал в удовлетворении заявленного ОАО "ВЭМЗ" требования.
При этом суд, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 1 статьи 64, частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ, Порядком признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820, пришел к выводу о том, что налоговый орган не наделен правом на признание спорной задолженности безнадежной к взысканию и вынесение решения о ее списании.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Инспекция не наделена правом на признание спорной задолженности безнадежной к взысканию и вынесение решения о ее списании.
В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.10.2010 по делу N А38-2439/2010 вышеуказанные суммы были признаны невозможными к взысканию, следовательно, они должны быть списаны по решению налогового органа в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом заявитель утверждает, что пени в сумме 5 155 892 руб. 18 коп. начислены на недоимку по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которой образовалась до 01.01.2001. Администратором указанных платежей является налоговый орган и именно им может быть принято решение о списании такой задолженности с лицевого счета налогоплательщика.
Проценты по реструктуризации в сумме 3 798 278 руб. 96 коп. по мнению заявителя, по своей правовой природе относятся к обязательным платежам и, следовательно, могут быть списаны в порядке, предусмотренном для безнадежных к взысканию налогов и пеней.
В судебное заседание представитель заявителя не явился.
Инспекция, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает её не подлежащей удовлетворению, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. В ходатайстве от 05.12.2011 N 03-05/08294 (входящий номер 01-АП-6818/11 от 08.12.2011) просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.12.2011 объявлялся перерыв до 20.12.2011 до 09 часов 45 минут.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действии (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности и в иных случаях, предусмотренных законодательством, признается безнадежной к взысканию.
Правом признать задолженность безнадежной к взысканию и списать ее наделены налоговые органы по месту нахождения или учета налогоплательщика (пункт 2 статьи 59 Кодекса).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (далее по тексту - Порядок, Порядок списания).
Основанием для осуществления действий по списанию указанных сумм является решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, подписанное руководителем налогового органа (пункт 3 Порядка).
Вместе с тем указанный Порядок не распространяется на списание задолженности по недоимкам, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.
Недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ).
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 (далее по тексту - Постановление N 820).
В пункте 1 Постановления N 820 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.
Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 Постановления).
Таким образом, недоимка, числящаяся за организацией - плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, признается безнадежной к взысканию и списывается на основании решения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по состоянию на 01.01.2001 налоговому органу по акту от 15.01.2001 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске была передана недоимка ОАО "ВЭМЗ" по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 256 181 рублей и пени в сумме 14 014 137 рублей (т. 1 л.д. 49).
Согласно справке о состоянии расчетов по состоянию на 01.05.2010 и справке, представленной в судебное заседание суда первой инстанции (на 05.10.2011), недоимка, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2001, и начисленные на нее пени исключены из лицевого счета ОАО "ВЭМЗ" (т. 2 л.д. 15-18).
Согласно выпискам из лицевого счета организации за период с 22.04.2002 по 11.01.2011 и расчетам Инспекции спорная задолженность по пеням образовалась в результате несвоевременного погашения Обществом платежей, начисленных за период с 2002 по 2007 год (т.1 л.д. 95-123).
Обществом данные расчеты не оспорены, доказательства того, что пени в сумме 5155 892 руб.17 коп. начислены на недоимку, возникшую до 2001 года, ОАО "ВЭМЗ" в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции правомерно не принята во внимание ссылка заявителя на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.10.2010 по делу N А38-2439/2010, в котором, по мнению заявителя, установлено, что спорная сумма пеней начислена на недоимку, возникшую до 01.01.2001, поскольку указанным решением установлен иной размер пеней, а именно 5063 392 руб.61 коп.
С учетом изложенного верным является вывод суда первой инстанции о том, что поскольку пени по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5155 892 руб.17 коп. начислены на задолженность 2002-2007 годов, то в силу статьи 59 Кодекса, пункта 1 Порядка списания, Федерального закона N 212-ФЗ и Постановления N 820 налоговый орган не наделен правом на признание указанной задолженности безнадежной к взысканию и вынесение решения о её списании.
Несостоятельным также является довод Общества о том, что списанию в порядке, установленном статьей 59 Кодекса, подлежат проценты в сумме 3 798 278 руб. 96 коп. за пользование бюджетными средствами.
Спорная сумма начислена в связи с реализацией Обществом права на реструктуризацию задолженности но налогам, пеням и штрафам перед федеральным и местным бюджетами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Основанием предоставления реструктуризации явилось решение налогового органа N 29 от 04.12.2001.
Начисленные проценты - это плата за пользование бюджетными средствами, обязанность по уплате которых в установленный срок является необходимым условием для предоставления права на реструктуризацию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Правила, предусмотренные статьей 59 Кодекса, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 59 Кодекса).
Обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к обязательствам, связанным с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пени, предусмотренным главой 9 Кодекса, а также к процентам, уплата которых предусмотрена статьей 176.1 Кодекса.
Поэтому Порядок списания на указанные проценты не распространяется.
Доказательств нарушения отказом налогового органа в списании спорных сумм пеней и процентов прав и законных интересов ОАО "ВЭМЗ" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в материалы дела не представлено.
Сведения, аккумулируемые в информационной базе налогового органа по каждому налогоплательщику, не имеют самостоятельного юридического значения. Данные, содержащиеся в автоматизированной информационной системе налоговых органов о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженностей по пеням и штрафам сами по себе не возлагают каких-либо обязанностей на налогоплательщика и соответственно не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в справках о состоянии расчетов, выдаваемых налогоплательщику, содержится информация об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание спорной задолженности, что не оспаривается заявителем.
С учетом изложенного суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией правомерно отказано в списании с лицевого счета ОАО "ВЭМЗ" пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5155 892 руб. 17 коп. и процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 3798 278 руб. 96 коп.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Марий Эл правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.10.2011 по делу N А38-2381/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" (г. Волжск) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2381/2011
Истец: ОАО "Волжский электромеханический завод"
Ответчик: МИФНС России N 4 по РМЭ
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в г. Волжске РМЭ, ГУ-УПФ РФ в г. Волжске, МИФНС N4 по Республике Марий Эл
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8979/12
04.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8979/12
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1166/12
26.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6818/11