Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.10.2011, принятое судьей Лабжания Л.Д., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., по делу N А38-2381/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл от 29.04.2011 N 06-39/02949 и установил:
открытое акционерное общество "Волжский электромеханический завод" (далее - ОАО "ВЭМЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.04.2011 N 06-39/02949 об отказе в списании с лицевого счета 5 155 892 рублей 18 копеек пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование и 3 798 278 рублей 96 копеек процентов за пользование бюджетными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, основанием для списания 5 155 892 рублей 18 копеек пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование и 3 798 278 рублей 96 копеек процентов за пользование бюджетными средствами является статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации и решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.10.2010 по делу N А38-2439/2010, которым указанные суммы признаны безнадежными ко взысканию.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Общества, просила оставить жалобу без удовлетворения.
ОАО "ВЭМЗ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17.04.2012.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.04.2011 ОАО "ВЭМЗ" обратилось в налоговый орган с заявлением, в котором просило списать задолженность по пеням в сумме 5 155 892 рублей 18 копеек, начисленным за недоимку по взносам на обязательное пенсионное страхование и проценты за пользование бюджетными средствами в сумме 3 798 278 рублей 96 копеек, признанными безнадежными ко взысканию, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.10.2010 по делу N А38-2439/2010 установлено, что Инспекция утратила возможность принудительного взыскания указанных сумм.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган принял решение (изложенное в письме от 29.04.2011 N 06-39/02949) об отказе в списании с лицевого счета 5 155 892 рублей 18 копеек пеней и 3 798 278 рублей 96 копеек процентов, указав, что решение о списании невозможной ко взысканию задолженности по взносам, пеням, штрафам на обязательное пенсионное страхование может быть принято органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Кроме того, налоговый орган указал, что не наделен полномочиями на списание задолженности, образовавшейся по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, так как указанные проценты не подпадают под действие главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации и в отношении них не могут быть применены правила о списании задолженности, установленные статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Посчитав данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Порядком признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820, Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о правомерности отказа Инспекции в списании с лицевого счета Общества задолженности по пеням и процентам в спорной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности и в иных случаях, предусмотренных законодательством, признается безнадежной к взысканию.
Правом признать задолженность безнадежной к взысканию и списать ее наделены налоговые органы по месту нахождения или учета налогоплательщика (пункт 2 статьи 59 Кодекса).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден приказом Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (далее - Порядок списания).
Вместе с тем действие указанного порядка не распространяется на списание задолженности по недоимкам, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.
Недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ).
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 (далее - постановление N 820).
В пункте 1 постановления N 820 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.
Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 Постановления N 820).
Таким образом, недоимка, числящаяся за организацией - плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, признается безнадежной к взысканию и списывается на основании решения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что спорная задолженность по пеням образовалась за 2002 - 2007 годы, следовательно, ее списание не может регламентироваться статьей 59 Кодекса.
Суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для применения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка списания для списания процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами, так как спорная сумма начислена в связи с реализацией Обществом права на реструктуризацию задолженности но налогам, пеням и штрафам перед федеральным и местным бюджетами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к налоговым обязательствам, спорные обязательства не относятся к пеням, начисление которых регламентируется статьей 75 Кодекса, и процентам, правила исчисления которых предусмотрены главой 9 и статьей 176.1 Кодекса, следовательно, их списание в порядке, установленном в статье 59 Кодекса не предусмотрено.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 01.02.2012 N 200, подлежит отнесению на ОАО "ВМЭЗ", а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А38-2381/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Волжский электромеханический завод".
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжский электромеханический завод" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 01.02.2012 N 200 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 Постановления N 820).
...
Суды установили и материалами дела подтверждается, что спорная задолженность по пеням образовалась за 2002 - 2007 годы, следовательно, ее списание не может регламентироваться статьей 59 Кодекса.
Суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для применения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка списания для списания процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами, так как спорная сумма начислена в связи с реализацией Обществом права на реструктуризацию задолженности но налогам, пеням и штрафам перед федеральным и местным бюджетами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к налоговым обязательствам, спорные обязательства не относятся к пеням, начисление которых регламентируется статьей 75 Кодекса, и процентам, правила исчисления которых предусмотрены главой 9 и статьей 176.1 Кодекса, следовательно, их списание в порядке, установленном в статье 59 Кодекса не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф01-1166/12 по делу N А38-2381/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8979/12
04.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8979/12
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1166/12
26.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6818/11