Наше предприятие участвовало в выставке, где раздавались рекламные листовки и буклеты нашего предприятия. Не приравнивается ли такая раздача к реализации и соответственно не является ли она в этом случае объектом обложения НДС?
Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары (работы, услуги) одним лицом для другого лица (п. 1 ст. 39 НК РФ). При этом товаром для целей Налогового Кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Таким образом, для целей применения налога на добавленную стоимость (НДС) передача рекламной продукции признается реализацией и является объектом обложения этим налогом на общих основаниях.
Но из общего правила есть исключение. Так, согласно подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
Следовательно, операции по безвозмездной передаче рекламной продукции облагаются НДС в том случае, если стоимость ее единицы превышает 100 руб. При этом НДС, исчисленный при безвозмездной передаче такой рекламной продукции подлежит уплате в бюджет в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется исходя из рыночных цен (п. 2 ст. 154 НК РФ). Следует отметить, что налоговики, как правило, не спорят с тем, что фактические затраты на приобретение (изготовление) и распространение рекламной продукции отражают ее рыночную цену.
Однако не все специалисты согласны признать раздачу рекламной продукции реализацией. По этому вопросу существует и иная точка зрения. Основана она на том, что стоимость товаров, которые раздаются покупателям бесплатно в рекламных целях, включается в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) и фактически возмещается покупателями продавцу в составе продажной цены на реализуемую продукцию (товары).
Таким образом, бесплатная раздача товаров (продукции) покупателям, осуществляемая предприятием в рамках своей рекламной компании, не может рассматриваться как безвозмездная передача товаров и поэтому не является объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
Нельзя не отметить, что такая позиция однозначно приведет к спору с представителями налоговых органов, разрешать который придется в суде.
Арбитражная практика.
При рассмотрении подобных споров суды зачастую принимали сторону налогоплательщика и не соглашались с налоговиками в связи с неправомерной квалификацией последними указанных сделок в качестве безвозмездной передачи товаров (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2006 N А33-4794/05-Ф02-6965/05-С1, Дальневосточного округа от 12.09.2005 N Ф03-А04/05-2/2663, Московского округа от 12.04.2006 N КА-А40/2848-06, Северо-Западного округа от 14.12.2004 N А05- 3624/04-22).
ФАС Волго-Вятского округа посчитал, что безвозмездная передача организацией своим клиентам рекламной продукции не может расцениваться как операция по реализации товара, являющаяся объектом обложения НДС (см. постановление от 05.05.2006 N А82-5176/2005-15).
Отметим, что во всех приведенных судебных решениях споры шли вокруг ситуаций, сложившихся до 1 января 2006 г., когда в главе 21 НК РФ еще не было подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (см. выше). К каким выводам будут приходить суды, рассматривая подобные споры за период после 1 января 2006 г., сказать сложно.
И. Горшкова,
ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ",
член Палаты налоговых консультантов
1 августа 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru