Оборот спирта и алкоголя
Со стороны государства установлены ограничения в отношении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (оборот включает в себя закупку (в том числе импорт), поставку (включая экспорт), хранение и розничную продажу). Это вызвано необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ, а также обеспечения качества указанной продукции. Данные ограничения нужно учитывать, поскольку их несоблюдение грозит не только административной ответственностью, но и изъятием продукции. Итак, какие требования действующего законодательства должны соблюдать торговые организации при осуществлении продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?
В первую очередь это требования Закона N 171-ФЗ*(1), которым установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ. Кроме того, торговым организациям не следует забывать о положениях Правил*(2). Остановимся на наиболее важных моментах.
Сопроводительные документы
Первое, на что обратим внимание, - подтверждение легальности оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Другими словами, оборот указанной продукции можно осуществлять только при наличии сопроводительных документов:
- товарно-транспортной накладной;
- справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Ее форма и порядок заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872. Справка заполняется на каждую партию товара одного наименования, помещенного под таможенный режим выпуска товара для внутреннего потребления;
- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ). Ее форма и порядок заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864. Справка заполняется на основании данных товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование товара в составе отгружаемой партии продукции;
- уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции). Их формы утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 857. Уведомления представляются в налоговый орган до осуществления закупки (в том числе для собственных нужд), поставки по каждому виду закупаемой (поставляемой) продукции раздельно (с указанием объема). При этом действующее законодательство не требует составления уведомлений к каждой товарно-транспортной накладной, поэтому организация в случае осуществления поставки одного вида закупаемой (поставляемой) продукции на свое усмотрение составляет уведомления либо по каждой товарно-транспортной накладной, либо по всей партии отгружаемой продукции (Письмо Минфина РФ от 04.05.2006 N 03-04-06/63).
Товарно-транспортная накладная и копии перечисленных справок должны быть в наличии у продавца, реализующего алкогольную продукцию (п. 139 Правил). На основании п. 2 Правил продавцом признается организация любой организационно-правовой формы, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи. Московские налоговики в Письме от 23.08.2006 N 09-14/74562 уточнили, что при реализации в розницу импортной алкогольной продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. При реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
Обратите внимание: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (п. 2 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ).
Лицензирование
Важное требование действующего законодательства - наличие соответствующей лицензии при осуществлении оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе поставки и розничной продажи алкогольной продукции (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ. Отметим, что с 1 июля 2006 года в этом перечне присутствуют закупка, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ). Кроме того, с этого момента индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься поставками и розничной продажей алкогольной продукции, причем, как отметили судьи ФАС ДВО в Постановлении от 06.03.2007 N Ф03-А04/06-2/5246, даже при наличии ранее выданной лицензии.
Порядок выдачи лицензий установлен ст. 19 Закона N 171-ФЗ. В соответствии с ним выдаются лицензии на осуществление видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, за исключением:
- производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции. В данном случае лицензирование осуществляется на основании Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.12.1999 N 1344;
- розничной продажи алкогольной продукции. Лицензии выдают субъекты РФ в установленном ими порядке. При этом полномочия по лицензированию субъект может передать органам местного самоуправления. Отметим, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать и на территории другого субъекта РФ, если между ними заключено соответствующее соглашение.
Оборот алкогольной продукции
Начнем с алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Во-первых, оборотом (за исключением розничной продажи) данной продукции могут заниматься казенные предприятия и иные организации, если их оплаченный уставный капитал (уставный фонд) составляет 10 млн. руб. и более. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера (п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 136 Правил запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции:
- в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ. Так, в Нижегородской области прилегающие территории определяются от границ территорий объектов (границ земельных участков) до входных дверей организаций розничной торговли и общественного питания по кратчайшему расстоянию (п. 3 Порядка определения прилегающих к объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской обл. от 09.09.2004 N 208). В Москве эти территории определяются по пешеходной зоне от входных дверей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности (п. 5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП);
- в ларьках, киосках, палатках, контейнерах;
- с рук, лотков, автомашин;
- в других местах, не приспособленных для продажи данной продукции.
Кроме того, субъекты РФ могут установить дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Причем субъекты РФ не наделены правом ограничения круга лиц (хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции), на которые распространяются данные ограничения розничной продажи (Определение ВС РФ от 11.04.2007 N 58-Г07-2). Ведь в этом случае нарушается ст. 15 Закона N 135-ФЗ*(3), накладывающая запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов государственной власти субъектов РФ. Например, в Москве для предприятий розничной торговли действует ограничение, установленное Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП: торговля запрещена с 23 ч. текущих судок до 8 ч. следующих суток.
Также субъекты РФ вправе установить для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн. руб.
Добавим, что на основании п. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 137 Правил организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, должны иметь:
- стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м;
- охранную сигнализацию. Судьи ФАС МО в Постановлении от 18.04.2007 N КА-А40/2687-07 отметили, что установка новой пожарно-охранной сигнализации взамен устаревшей и ее монтаж не свидетельствуют об отсутствии как таковой сигнализации. Кроме того, отключение пожарной сигнализации во время проведения электротехнических работ, не связанных с монтажом либо установкой пожарной сигнализации, также не может быть приравнено к ее отсутствию;
- сейфы для хранения документов и денег;
- контрольно-кассовую технику.
Перечислим места, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции:
- в детских, образовательных и медицинских организациях;
- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
- в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
Естественно, запрещено продавать алкоголь несовершеннолетним (п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 136 Правил).
Информация об алкоголе
Продавцы обязаны довести до потребителей алкогольной продукции информацию, содержащую:
- наименование алкогольной продукции;
- цену алкогольной продукции;
- наименование и местонахождение (юридический адрес) производителя;
- страну происхождения алкогольной продукции;
- сведения о сертификации алкогольной продукции;
- обозначение государственных стандартов, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;
- содержание вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов;
- пищевую ценность алкогольной продукции;
- противопоказания к применению алкогольной продукции;
- дату изготовления и срок использования или конечный срок использования.
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции должна быть промаркирована. Если торговая организация закупает алкогольную продукцию, произведенную на территории РФ, для последующей перепродажи (но только не на экспорт), она должна проследить, чтобы та была промаркирована федеральными специальными марками. Наклеиванием данных марок занимаются производители этой алкогольной продукции.
В случае ввоза (импорта) на таможенную территорию РФ алкогольная продукция маркируется акцизными марками, причем до ввоза товара на таможенную территорию РФ. Нанесением марок занимаются организации, осуществляющие импорт алкоголя, после их получения в таможенных органах, обладающих компетенцией по обеспечению организаций акцизными марками (далее - уполномоченные таможенные органы), по месту государственной регистрации организаций. Чтобы приобрести акцизные марки, необходимо выполнить два условия. Во-первых, их нужно предварительно оплатить, во-вторых, - представить в таможенный орган отчет об использовании ранее полученных акцизных марок (п. 2 Постановления Правительства РФ N 866*(4)).
Покупка акцизных марок
Правила приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля их использования утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 02.02.2006 N 22 (далее - Правила приобретения марок). Как указано выше, в первую очередь необходимо оплатить марки путем перечисления денежных средств на лицевой счет, открытый ФТС РФ. Для определения размера подлежащих перечислению денежных средств используется формула:
С = См x Кап, где:
С - сумма денежных средств, предназначенных для приобретения марок;
См - цена одной акцизной марки, составляет 1,30 руб. без учета НДС (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции");
Кап - количество бутылок или иной потребительской тары, для маркировки которых приобретаются акцизные марки.
Пример 1.
ООО "Литер" занимается импортом алкогольной продукции. В июле 2007 г. общество решило приобрести акцизные марки для маркировки 4 000 бут. алкогольной продукции, объем которой в потребительской таре составляет 0,75 л, из них бренди (Brandy de Jerez) (код по ТН ВЭД 2208 20 270 0) - 2 500 бут., коньяк (код по ТН ВЭД 2208 20 620 0) - 1 500 бут. Какую сумму денежных средств необходимо перечислить на лицевой счет таможенного органа?
ООО "Литер" перечислит за акцизные марки денежную сумму в размере 6 136 руб. (1,30 руб. х 1,18 х 4 000 бут.), в том числе НДС - 936 руб.
Для получения акцизных марок торговая организация должна выполнить еще одно требование. Не позднее шестидесяти дней до начала месяца, в котором планируется получение марок, в уполномоченный таможенный орган необходимо представить пакет следующих документов:
- заявление о выдаче акцизных марок в двух экземплярах;
- копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции, в соответствии с которым предполагается осуществлять ввоз (импорт) алкогольной продукции на таможенную территорию РФ;
- оригинал или копию документа, подтверждающего правомерность использования товарного знака на алкогольной продукции (представляется в отношении товарных знаков, защита которых в пределах своей компетенции обеспечивается таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом);
- копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
- копию лицензии.
Поскольку в заявлении необходимо указать, каким платежным поручением были перечислены денежные средства на покупку акцизных марок, получается, что подача документов - следующий шаг после оплаты акцизных марок. Заказываемое количество марок не должно превышать общего количества бутылок или иной потребительской тары по внешнеторговому договору. Если часть приобретенных акцизных марок будет возвращена таможенному органу в связи с их повреждением, то организация для исполнения договора может приобрести акцизные марки повторно, но только в количестве, не превышающем количество возвращенных.
Итак, заявление и соответствующие документы представлены в таможенный орган. На их рассмотрение отводятся пять рабочих дней. Если замечаний по полученным документам нет, то заявление регистрируется и включается в заявку на изготовление акцизных марок, которую уполномоченный таможенный орган направляет в ФТС России. В противном случае организацию в письменном виде извещают о причинах отказа в регистрации заявления и возвращают документы. В этой ситуации денежные средства, уплаченные за акцизные марки, возвращаются, но только по заявлению плательщика.
Изготовленные акцизные марки поступают в уполномоченный таможенный орган. Последний в течение двух дней извещает об этом организацию путем размещения в месте, обеспечивающем доступность информации, перечня регистрационных номеров заявлений, в соответствии с которыми изготовлены заказанные акцизные марки. Кроме того, организации могут направить (вручить представителю) письменное уведомление, если она обратится в уполномоченный таможенный орган.
После этого, казалось бы, организация может забрать акцизные марки, изготовленные для нее. Однако не все так просто. Для получения акцизных марок организация в течение трех месяцев обязана представить в уполномоченный таможенный орган два документа. Во-первых, это письменное обязательство организации об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением (в двух экземплярах). Этим документом организация берет на себя обязательство по выполнению в срок, не превышающий девяти месяцев, и до истечения срока действия внешнеторгового договора, а также лицензии следующих действий:
- нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок при соответствии данных на акцизной марке сведениям об алкогольной продукции, на которую эта марка нанесена и в отношении которой информация зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;
- возврат поврежденных и (или) неиспользованных акцизных марок выдавшему их уполномоченному таможенному органу (в этом случае денежные средства, уплаченные за акцизные марки, не возвращаются). Отметим, что акцизные марки также подлежат возврату в выдавший их уполномоченный таможенный орган, если:
а) сведения об алкогольной продукции, нанесенные на акцизные марки, не соответствуют данным, содержащимся в единой государственной автоматизированной информационной системе;
б) акцизные марки нанесены на алкогольную продукцию способом, не позволяющим считывать сведения о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием средств единой государственной автоматизированной информационной системы;
в) в иных случаях, когда маркировка алкогольной продукции акцизными марками произведена с нарушением Постановления Правительства РФ N 866.
В качестве документального подтверждения возврата акцизных марок выступает приходная накладная, выдаваемая организации или ее уполномоченному представителю;
- представление на имя начальника уполномоченного таможенного органа либо лица, его замещающего, отчета об использовании выданных акцизных марок, к которому прилагаются заверенные организацией:
1) копии грузовых таможенных деклараций;
2) копия приходной накладной, подтверждающая принятие уполномоченным таможенным органом у организации неиспользованных и (или) поврежденных акцизных марок;
3) копия квитанции о получении акцизных марок.
Во-вторых, справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.
Причем необходимо не просто пообещать исполнить обязательство, оно должно быть обеспечено способами, предусмотренными гражданским и таможенным законодательством РФ. Размер обеспечения исполнения обязательства организации определяется по формуле:
Со = SUM (Соб x Q x Км), где:
Со - размер обеспечения исполнения обязательства организации;
SUM - знак суммы (применяется в расчете, если приобретаются акцизные марки для маркировки алкогольной продукции, имеющей различные ставки для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства организации);
Соб - фиксированный размер обеспечения исполнения обязательства организации, который устанавливается ФТС РФ по согласованию с Минэкономразвития, исходя из суммы таможенных платежей, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции при ее выпуске для свободного обращения. Фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, установлен Приказом ФТС РФ от 12.12.2006 N 1300 (действует с 5 февраля 2007 года);
Q - коэффициент пересчета, учитывающий соответствующий объем алкогольной продукции в потребительской таре, указанный в заявлении (например, 0,35; 0,75; 1; 2);
Км - количество акцизных марок, указанных в зарегистрированном заявлении.
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера 1. Фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении бренди (Brandy de Jerez) (код по ТН ВЭД 2208 20 270 0) составляет 340 руб./л, коньяка (код по ТН ВЭД 2208 20 620 0) - 408 руб./л. Каков размер обеспечения исполнения обязательства ООО "Литер"?
Размер обеспечения исполнения обязательства общества составляет 1 096 500 руб. (340 руб./л х 0,75 х 2 500 мар. + 408 руб./л х 0,75 х 1 500 мар.).
Представленные обязательства организации рассматриваются должностным лицом уполномоченного таможенного органа в течение пяти рабочих дней. После регистрации обязательства и принятия уполномоченным таможенным органом обеспечения исполнения обязательства организации акцизные марки выдаются в соответствии с количеством и иными сведениями, указанными в заявлении, представителю организации на основании соответствующих полномочий. Оговоримся, что организация вправе получить акцизные марки в количестве меньшем, чем указано в заявлении, если она напишет соответствующее заявление (следует иметь в виду, что еще раз получить акцизные марки по данному заявлению нельзя). Организация, получившая акцизные марки, обязана обеспечивать их сохранность при транспортировке, хранении и использовании (в том числе третьими лицами).
К сведению: нельзя передавать акцизные марки, полученные одной организацией, другой, а также использовать акцизные марки, полученные во исполнение одного внешнеторгового договора организации, для исполнения другого (п. 31 Правил приобретения марок).
Для получения обратно суммы обеспечения исполнения обязательства организации необходимо представить в уполномоченный таможенный орган отчет об использовании акцизных марок, который также является основанием для подтверждения исполнения обязательства. Если торговая организация до истечения срока, указанного в обязательстве, не отчитается по использованию выданных ей акцизных марок, сумма обеспечения исполнения обязательства не возвращается. В этом случае в соответствии с п. 44 Правил приобретения марок уполномоченный таможенный орган принимает меры по взысканию (перечислению) в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательства организации, или по взысканию денежных средств по представленному организацией обеспечению исполнения своего обязательства. При этом взыскание и перечисление в федеральный бюджет причитающихся денежных средств осуществляются в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство организации не исполнено. Денежные средства будут взысканы также в том случае, если после принятия от организации отчета в документах, представленных вместе с ним, будет выявлена недостоверная информации об использовании акцизных марок.
Организация имеет право в добровольном порядке уплатить денежные средства в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство организации не исполнено, тогда уполномоченный таможенный орган не будет производить взыскание денежных средств. Но в любом случае отчет об использовании акцизных марок примут только после того, как денежные средства за не представленные к отчету акцизные марки поступят в федеральный бюджет.
Обратите внимание: если уполномоченный таможенный орган не примет отчет об использовании выданных акцизных марок, организация не сможет в дальнейшем приобрести акцизные марки.
Неутешительные последствия
Чем грозит несоблюдение требований действующего законодательства при осуществлении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции? Во-первых, изъятием продукции из незаконного оборота, во-вторых, привлечением к административной ответственности. При этом изъятие производится независимо от того, привлекается ли лицо к административной ответственности. Даже если судьи признают неправомерным привлечение к административной ответственности (такое возможно, например, в случае нарушения процедуры привлечения к ответственности), вопрос об изъятии вещей решается независимо от этого (Постановление ФАС ВВО от 14.05.2007 N А43-23858/2006-42-807).
В каких случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат изъятию, указано в п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ. Во-первых, если при реализации товаров отсутствуют:
- соответствующие лицензии (см., например, Постановление ФАС УО от 31.07.2006 N Ф09-6427/06-С1). В этом случае также могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.;
- сертификаты соответствия (см., например, Постановление ФАС ПО от 20.03.2007 N А12-17916/06-С22);
- документы, подтверждающие легальность производства и оборота такой продукции (см., например, Постановление ФАС ВВО от 13.07.2006 N А43-3423/2006-43-120).
Во-вторых, продукцию заберут, если она не промаркирована (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) либо на нее нанесены поддельные марки (подтверждением служит Постановление ФАС ДВО от 17.04.2007 N Ф03-А37/07-1/1064). Причем продажа, хранение, перевозка товаров (продукции) без маркировки, если таковая обязательна, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. (в обоих случаях - с конфискацией предметов административного правонарушения) (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ).
Находящейся в незаконном обороте считается также продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям (пример - Постановление ФАС ДВО от 17.05.2007 N Ф03-А24/07-2/1022), или содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции. Оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, грозит штрафом в размере от 4 000 до 5 000 руб. (для должностных лиц) и от 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц) с конфискацией продукции (ст. 6.14 КоАП РФ).
Кроме того, запрещена продажа продукции, не зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Ну и последнее - продукцию могут изъять как бесхозяйное имущество.
Практика показывает, что наиболее часто привлекают к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ. Частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта. Продажа этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 4 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 135 Правил). Список данных районов и местностей приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (Постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 400).
Наказание за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) предусмотрено ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Нарушение иных (не указанных в ч. 1, 2 ст. 14.16 КоАП РФ) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции может привести к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией продукции или без таковой (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
Изъятые либо конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие государственным стандартам и техническим условиям, а также изъятая алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат направлению на переработку в этиловый спирт для технических нужд или спиртосодержащую непищевую продукцию либо уничтожению (п. 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ, ч. 12 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ). При этом решение о технологической переработке или уничтожении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции должно быть принято судом. Ведь согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. На это указал Конституционный суд РФ в Определении от 10.03.2005 N 97-О, и учитывают судьи на местах (см., например, Постановление ФАС ДВО от 07.03.2007 N Ф03-А51/06-2/5425).
Порядок направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции установлен специальным Положением*(5). Органы, изъявшие (конфисковавшие) продукцию, передают ее на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям). РФФИ является единственным уполномоченным органом по приемке на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Причем промышленную переработку и уничтожение продукции осуществляют под контролем территориальных налоговых органов организации, выбранных на конкурсной основе.
К сведению: расходы на уничтожение продукции, признанной не соответствующей установленным стандартам и условиям, не соответствуют критериям признания расходов, установленным ст. 252 НК РФ, поэтому их нельзя учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо УФНС по г. Москве от 17.10.2006 N 19-11/90873).
О.В. Влад
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
*(2) Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(3) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
*(4) Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками".
*(5) Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"