Исчисление НДС по строительно-монтажным работам
для собственного потребления
Государственный контракт на строительство
Строительство объектов может осуществляться как силами самого бюджетного учреждения, так и с привлечением подрядчиков. При втором способе строительства следует иметь в виду, что закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями осуществляются на основании государственных и муниципальных контрактов. Это правило распространяется и на заключение договора капитального строительства объекта. Без оформления государственных или муниципальных контрактов можно закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары, работы, услуги бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. С 22 июля 2007 года этот предел составляет 100 тыс. руб.*(1). На все закупки для государственных или муниципальных нужд за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования независимо от того, кто их проводит (главные распорядители или получатели бюджетных средств), распространяется действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров работ, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Размещение заказа может осуществляться (ст. 10 Закона N 94-ФЗ):
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (п. 7.2 ст. 9 Закон 94-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 10 Закона N 94-ФЗ*(2), с 01.01.2008 размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется только путем проведения аукциона.
Определение налоговой базы
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии с п. 3 ст. 146 НК РФ, является объектом обложения НДС. Порядок определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления установлен п. 2 ст. 159 НК РФ. Она определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика, связанных с их выполнением. Моментом определения налоговой базы по НДС при выполнении СМР для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ). Налоговым периодом, в соответствии со ст. 163 НК РФ, является календарный месяц. В случае если ежемесячно в течение квартала выручка от реализации работ, услуг не превышает двух миллионов рублей, налоговый период устанавливается как месяц.
Один из вопросов при проведении работ для собственных нужд связан с освобождением бюджетных учреждений от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Является ли учреждение плательщиком НДС при строительстве объекта собственными силами, если оно освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ? Напомним, что указанная статья освобождает организации от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг не превышает двух миллионов рублей. Как видно из приведенных норм, в расчет берется сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг, а выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления не имеет отношения к реализации товаров, работ, услуг. Таким образом, освобождение учреждения от НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ, не распространяется на выполнение строительно-монтажных работ собственными силами.
Второй вопрос, который волнует не только бюджетные учреждения, связан с привлечением подрядчиков. Если учреждение осуществляет капитальное строительство с привлечением подрядчиков (частично или в полном объеме), включается ли в налоговую базу стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для учреждения подрядными организациями? При ответе на этот вопрос следует учитывать действие нормативных документов во времени. Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит разъяснений по данному вопросу. А определение строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом, которым пользовались в своих разъяснениях работники финансовых ведомств, изменилось. Ранее в соответствии с п. 18 Постановления Госкомстата РФ N 224*(3) к строительно-монтажным работам для собственного потребления относились работы, выполненные только собственными силами. Указанными работами не являлись работы, выполненные цехами основной деятельности по договорам и соглашениям с ОКСами этой же организации, когда расчеты за выполненные работы производились в порядке, установленном для подрядных организаций; а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству. Поэтому стоимость работ, осуществленных подрядными организациями, не включалась в налоговую базу по НДС. Подобные разъяснения выпускались налоговыми органами: письма МНС РФ от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16 "О порядке определения налоговой базы по НДС", от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года". Судебная практика также подтверждала данную точку зрения. Судьи ссылались на то, что стоимость этих работ облагается налогом у подрядчика и что основанием для применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ является факт выполнения работ собственными силами организации-налогоплательщика (Постановление ФАС ЗСО от 25.01.2007 N Ф04-9238/2006(30400-А67-31)).
С 1 января 2006 года внесены изменения в налоговое законодательство, в частности, в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ*(4) изменился порядок принятия НДС к вычету при капитальном строительстве. Кроме того, утратило силу Постановление Госкомстата РФ N 224. На основании Постановления Росстата N 101*(5) в его первоначальной редакции к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству. Получалось, что к СМР, выполненным собственными силами, относятся работы, осуществленные подрядными организациями. Однако в Постановление Росстата N 101 были внесены изменения Постановлением Росстата N 6*(6), которые действуют с представления отчетности за 2006 год. Теперь определение СМР, выполненных для собственного потребления (хозяйственным способом), сформулирован следующим образом:
К строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а, например, при реконструкции административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и т.п.).
Если при осуществлении строительства хозяйственным способом отдельные работы выполняют подрядные организации, то эти работы в строку 44 не включаются.
Работы по ремонту собственных или арендованных зданий и сооружений, оборудования, выполненные собственными силами организации, по строке 44 не отражаются.
Таким образом, в Постановлении Росстата N 101 теперь напрямую указано, что стоимость работ, выполненных подрядчиком, не относится к строительно-монтажным работам для собственного потребления. Однако у главного финансового ведомства по этому вопросу другое мнение. О том, что стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, включается в налоговую базу, говорится в Письме ФНС РФ от 25.01.2006 N ММ-6-03/63@ "О направлении Письма Минфина России 16.01.2006 N 03-04-15/01". В частности, в нем указано, что в соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. В связи с этим она рассчитывается исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, а также привлеченными подрядными организациями. Однако стоит заметить, что п. 2 ст. 159 НК РФ не претерпел изменений в части определения фактических расходов на выполнение строительно-монтажных работ собственными силами.
Рекомендации не включать в налоговую базу стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, содержатся в письмах Минфина РФ от 29.08.2006 N 03-04-10/12, от 19.04.2007 N 03-07-11/113. Так, в последнем письме, отвечая на частный вопрос ОАО, специалисты финансового ведомства разъяснили, что если строительство объекта осуществляется подрядными организациями без проведения СМР собственными силами налогоплательщика, то пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ не применяется.
Арбитражная практика по вопросам выполнения СМР исключительно подрядчиками также складывается в пользу налогоплательщиков. Так, в Постановлении ФАС ПО от 03.05.2007 N А49-7142/2006 указано, что работы, выполненные подрядчиком при отсутствии собственных затрат налогоплательщика, не являются объектом обложения НДС на основании пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. Подобный вывод содержится также в Постановлении ФАС ЦО от 19.03.2007 N А54-3559/2006С8.
В случае выполнения СМР по объекту собственными силами с одновременным привлечением подрядчиков бюджетное учреждение должно включить в налогооблагаемую базу стоимость всего объема работ, в том числе выполненных подрядчиками.
Вычеты по НДС
Налоговым кодексом установлено правило, в соответствии с которым общая сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет со всей налоговой базы, подлежит уменьшению на налоговые вычеты. В отношении выполнения СМР для собственного потребления вычеты условно можно разделить на три вида:
1) вычеты в размере сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ);
2) вычеты в размере сумм налога, предъявленных налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ);
3) вычеты в размере сумм налога, исчисленных налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ).
Для того чтобы признать (произвести) эти вычеты, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, либо для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг (абз. 1 п. 1 ст. 172 НК РФ). По строительно-монтажным работам, выполненным организацией для собственного потребления с 01.01.2001, счета-фактуры составляются в момент определения налоговой базы, установленный на основании п. 10 ст. 167 НК РФ, и регистрируются в книге продаж (п. 25 Постановления Правительства N 914*(7));
- принятие на учет указанных товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Для вычетов в виде сумм налога, исчисленных налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления (третий вид вычетов), кроме вышеперечисленных существуют особые условия. В соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ их можно принять к вычету, если стоимость имущества подлежит включению в расходы при исчислении налога на прибыль (в том числе, через амортизационные отчисления), а также в случае использования указанного имущества для осуществления операций, облагаемых НДС. Кроме того, данные суммы должны быть уплачены в бюджет (абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ).
Отсюда следует, что бюджетные учреждения применять налоговые вычеты в размере сумм, исчисленных со стоимости СМР для собственного потребления (третий вид вычетов), могут, только если весь объем СМР (собственными силами и силами подрядчика) выполняется и оплачивается в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС. В этом случае не имеет принципиального значения вопрос о том, включать ли в налоговую базу стоимость СМР, выполненных подрядчиком, поскольку суммы налога, исчисленные со стоимости СМР, можно принять к вычету.
Совсем другая ситуация складывается, если финансирование указанных работ осуществляется за счет бюджетных средств. Согласно Налоговому кодексу не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для ее осуществления (п. 2. ст. 256 НК РФ). Следовательно, бюджетные учреждения при проведении работ хозяйственным способом должны начислить НДС к уплате в бюджет со стоимости произведенных строительно-монтажных работ (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ), а принять указанную сумму к вычету не имеют права, поскольку не выполняются условия, названные в абз. 3 п. ст. 171 НК РФ: стоимость имущества, созданного в результате указанных работ, не подлежит включению в расходы при исчислении налога на прибыль и деятельность бюджетных учреждений в силу их специфики не облагается НДС. Поэтому вопрос о том, включать ли в налоговую базу стоимость работ, выполненных подрядчиком, имеет для бюджетных учреждений принципиальное значение.
В случае если СМР выполняются исключительно подрядной организацией, можно воспользоваться рекомендациями Письма Минфина РФ от 19.04.2007 N 03-07-11/113 и не начислять НДС к уплате в бюджет.
Бюджетный учет СМР
В соответствии с п. 74 Инструкции N 25н*(8) учет операций по вложениям в объекты основных средств при организации работ за счет собственных ресурсов ведется по дебету счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 104 00 000 "Амортизация", 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 105 00 000 "Материальные запасы".
Законченные объекты строительства, на основании Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, учитываются по дебету счета 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства".
Согласно п. 12 Инструкции N 25н в бухгалтерском учете основные средства учитываются по фактическим расходам, связанным с их приобретением, сооружением и изготовлением, включая НДС, предъявленный учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством). Строительство объекта собственными силами - это именно тот случай, когда иное предусмотрено налоговым законодательством. Как указано выше, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение СМР для собственного потребления является объектом обложения НДС, а на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения СМР. Следовательно, суммы НДС, предъявленные учреждению по приобретенным строительным материалам и работам подрядчика, подлежат вычету при расчете налога к уплате в бюджет (п. 1 ст. 173 НК РФ) и в стоимость СМР (а впоследствии и в стоимость объекта) не включаются.
НДС, начисленный со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления за счет бюджетных средств, принять к вычету нельзя, поскольку созданный объект не предназначен для использования в деятельности, облагаемой НДС, и не подлежит амортизации по правилам гл. 25 НК РФ (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ), и поэтому он учитывается в стоимости созданного объекта.
Рассмотрим отражение в бюджетном учете операций по строительству объекта за счет бюджетных средств.
Пример 1
Детская спортивная школа (ДСШ) ведет строительство манежа хозяйственным способом. Его финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Начало работ - апрель 2007 г. Расходы на приобретение материалов составили 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Материалы были отпущены на строительство:
- в апреле на сумму 120 000 руб.;
- в мае - 80 000 руб.
Заработная плата работников, занятых на строительстве объекта, составила:
- в апреле - 100 000 руб.;
- в мае - 75 000 руб.
Для строительства манежа была привлечена подрядная организация, стоимость услуг которой составила 885 000 руб., в том числе НДС - 135 000 руб. Согласно актам выполненных работ (ф. КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) стоимость услуг подрядчика составила:
- в апреле - 553 125 руб., в том числе НДС - 84 375 руб.;
- в мае - 331 875 руб., в том числе НДС - 50 625 руб.
Манеж введен в эксплуатацию 30 мая 2007 г.
В учете ДСШ указанные операции будут отражены следующим образом:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Апрель 2007 г. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Получены строительные материалы | 1 105 04 340 | 1 302 22 730 | 200 000 |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Выделен НДС со стоимости строительных| 1 210 01 560 | 1 302 22 830 | 36 000 |
|материалов | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Принят к вычету НДС по строительным| 1 303 04 830 | 1 210 01 660 | 36 000 |
|материалам | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Списаны материалы на строительство манежа| 1 106 01 310 | 1 105 04 440 | 120 000 |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислена заработная плата работникам,| 1 106 01 310 | 1 302 03 730 | 100 000 |
|занятым на строительстве манежа | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислен ЕСН на заработную плату | 1 106 01 310 | 1 303 02 730 | 26 000 |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислены взносы на обязательное| 1 106 01 310 | 1 303 06 730 | 500 |
|социальное страхование от несчастных| | | |
|случаев на производстве и профессиональ-| | | |
|ных заболеваний (0,5%) | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Отражена стоимость работ, выполненных| 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 468 750 |
|подрядчиком | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Выделен НДС со стоимости работ, выпол-| 1 210 01 560 | 1 302 19 730 | 84 375 |
|ненных подрядчиком | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Принят к вычету НДС со стоимости работ| 1 303 04 830 | 1 210 01 660 | 84 375 |
|подрядчика | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислен НДС со стоимости работ по| 1 106 01 310 | 1 303 04 730 | 128 745 |
|строительству манежа ((120 000 + 100 000| | | |
|+ 26 000 + 500 + 468 750) руб. x 18%) | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Май 2007 г. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Перечислен НДС в бюджет* (128 745 -| 1 303 04 830 | 1 304 05 290 | 8 370 |
|36 000 - 84 375) руб. | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Списаны материалы на строительство манежа| 1 106 01 310 | 1 105 04 440 | 80 000 |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислена заработная плата работникам,| 1 106 01 310 | 1 302 03 730 | 75 000 |
|занятым на строительстве манежа | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислен ЕСН на заработную плату | 1 106 01 310 | 1 303 02 730 | 19 500 |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислены взносы на обязательное соци-| 1 106 01 310 | 1 303 06 730 | 375 |
|альное страхование от несчастных случаев| | | |
|на производстве и профессиональных забо-| | | |
|леваний (0,5%) | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Отражена стоимость работ, выполненных| 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 281 250 |
|подрядчиком | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Выделен НДС со стоимости работ, выполнен-| 1 210 01 560 | 1 302 19 730 | 50 625 |
|ных подрядчиком | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Принят к вычету НДС со стоимости работ| 1 303 04 830 | 1 210 01 660 | 50 625 |
|подрядчика | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Начислен НДС со стоимости работ по| 1 106 01 310 | 1 303 04 730 | 82 102,50 |
|строительству манежа ((80 000 + 75 000 +| | | |
|19 500 + 375 + 281 250) руб. x 18%) | | | |
|-----------------------------------------+------------------+-------------------+-----------------|
|Введен манеж в эксплуатацию (120 000 +| 1 101 03 310 | 1 106 01 410 | 1 382 222,50 |
|100 000 + 26 000 + 500 + 468 750 + 80 000| | | |
|+ 75 000 + 19 500 + 375 + 281 250 +| | | |
|128 745 + 82 102,50) руб. | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Июнь 2007 г. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Перечислен НДС в бюджет* (82 102,50 -| 1 303 04 830 | 1 304 05 290 | 31 477,50 |
|50 625) руб. | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| * В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС при выполнении СМР для собственного|
|потребления производится по истечении каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца,|
|следующего за истекшим периодом. |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Отражение в учете операций по строительству объекта в рамках деятельности, приносящей доход, не облагаемой НДС, ведется по вышеприведенной схеме (пример 1) с той лишь разницей, что в 18-м разряде счетов указывается код вида деятельности "2", а уплата НДС в бюджет отражается проводкой:
Дебет счета 2 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит счета 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
Несколько иначе отражается формирование первоначальной стоимости объекта при его строительстве в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС. В этом случае сумма НДС, предъявленная подрядчиками и поставщиками, а также начисленная со стоимости строительных работ, подлежит вычету. Рассмотрим этот вариант.
Пример 2
В марте 2007 г. лечебное учреждение начало строительство солярия. Для этого было приобретено оборудование на сумму 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб.
Заработная плата работников, занятых на строительстве солярия, составила:
- в марте - 25 000 руб.;
- в апреле - 23 000 руб.
Кроме того, для строительных работ в апреле была привлечена подрядная организация, стоимость услуг которой составила 354 000 руб., в том числе НДС - 54 000 руб. Солярий был введен в эксплуатацию 1 мая 2007 г.
Финансирование строительства осуществлялось за счет средств, полученных от оказания платных услуг, облагаемых НДС (косметологические услуги).
В учете лечебного учреждения указанные операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Март 2007 г. | |||
Приобретено оборудование для солярия | 2 105 04 340 | 2 302 22 730 | 500 000 |
Выделен НДС со стоимости оборудования | 2 210 01 560 | 2 302 22 730 | 90 000 |
Принят к вычету НДС со стоимости оборудо- вания к установке |
2 303 04 830 | 2 210 01 660 | 90 000 |
Списано оборудование на строительство соля- рия |
2 106 01 310 | 2 105 04 340 | 500 000 |
Начислена заработная плата работникам, занятым на строительстве солярия |
2 106 01 310 | 2 302 03 730 | 25 000 |
Начислен ЕСН на заработную плату | 2 106 01 310 | 2 303 02 730 | 6 500 |
Начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,5%) |
2 106 01 310 | 2 303 06 730 | 125 |
Начислен НДС со стоимости работ по строительству солярия* ((500 000 + 25 000 + 6 500 + 125) руб. x 18%) |
2 210 01 560 | 2 303 04 730 | 95 692,50 |
Апрель 2007 г. | |||
Перечислен НДС в бюджет** (95 692,50 - 90 000) руб. |
2 303 04 830 | 2 201 01 660 | 5 692,50 |
Принят к вычету НДС, начисленный в марте со стоимости СМР |
2 303 04 830 | 2 210 01 660 | 95 692,50 |
Начислена заработная плата работникам, занятым на строительстве солярия |
2 106 01 310 | 2 302 03 730 | 23 000 |
Начислен ЕСН на заработную плату | 2 106 01 310 | 2 303 02 730 | 5 980 |
Начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,5%) |
2 106 01 310 | 2 303 06 730 | 115 |
Отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком |
2 106 01 310 | 2 302 19 730 | 300 000 |
Выделен НДС со стоимости работ подрядчика | 2 210 01 560 | 2 302 19 730 | 54 000 |
Принят к вычету НДС со стоимости работ подрядчика |
2 303 04 830 | 2 210 01 660 | 54 000 |
Начислен НДС со стоимости работ по строительству солярия ((23 000 + 5 980 + 115 + 30 000) руб. x 18%) |
2 210 01 560 | 2 303 04 730 | 59 237,10 |
Май 2007 г. | |||
Солярий введен в эксплуатацию (500 000 + 25 000 + 6 500 + 125 + 23 000 + 5 980 + 115 + 300 000) руб. |
2 101 02 310 | 1 106 01 410 | 860 720 |
Принят к вычету НДС, начисленный со стоимости СМР в апреле |
2 303 04 830 | 2 210 01 660 | 59 237,10 |
* По мнению автора, в данном случае НДС со стоимости СМР целесообразно начислять с использованием счета 2 210 01 000, а не 2 106 01 000, поскольку в дальнейшем он будет поставлен к вычету и не войдет в стоимость объекта. ** В соответствии с Письмом Минфина РФ от 03.07.2006 N 03-04-10/09 вычет сумм НДС, начисленных за соответствующий налоговый период со стоимости СМР для собственного потребления, производится после отражения начисленного НДС в налоговой декларации и уплаты его в бюджет в составе общей суммы налога, исчисленного к уплате в бюджет за данный налоговый период по налоговой декларации в соответствии с порядком, установленным ст. 173 НК РФ. Поэтому исчисление НДС и предъявление этой суммы к вычету производятся в разные налоговые периоды. Таким образом, перечислять в бюджет всю начисленную по СМР сумму налога не нужно. Достаточно показать начисление по строке 110 раздела 2.1 налоговой декларации и уплатить в бюджет разницу между исчисленным НДС (строка 180) и общей суммой вычетов (строка 280). В нашем примере нет проводки по уплате НДС в мае. Согласно вышеприведенной теории начисления и уплаты НДС со стоимости СМР принять его к вычету можно только после фактической уплаты со стоимости СМР в мае. Однако разница в апреле между суммами налога, начисленными со стоимости работ (кредит счета 2 303 04 730) и принятыми к вычету и уплаченными (дебет счета 2 303 04 830), составляет 96 147,90 руб. (59 237,10 - 5 692,50 - 95 692,50 - 54 000). Таким образом, по состоянию на 1 мая числится дебиторская задолженность по НДС, другими словами, бюджет должен учреждению 96 147,90 руб. В нашем примере по строительству объекта в целом в учете образовалась дебиторская задолженность по НДС в размере 149 692,50 руб. Однако следует учесть, что в примере рассмотрены операции только по СМР без учета остальной предпринимательской деятельности учреждения, поэтому на практике может не быть дебиторской задолженности по НДС. В случае ее появления, то есть если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, она подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику по правилам, установленным ст. 176 НК РФ. |
От редакции: когда верстался номер, в свет вышло совместное Письмо Минфина РФ и ФНС РФ от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527@ "О направлении Решения ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06", в котором сообщается, что Решением ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 Письмо Минфина РФ от 16.01.2007 N 03-04-15/01 признано не соответствующим НК РФ и не действующим в части включения в налоговую базу стоимости работ, выполненных привлеченными подрядными организациями.
Один из животрепещущих вопросов при строительстве объектов для собственного потребления - включать или не включать в налоговую базу по НДС стоимость услуг подрядчиков - разрешился в пользу налогоплательщиков. Напомним, что у Минфина в разное время по этому поводу были разные мнения. Последнее, выраженное в Письме N 03-04-15/01,*(9) заключалось в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 159 НК РФ налоговая база определяется исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на выполнение СМР, то есть она рассчитывается исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, а также привлеченными подрядными организациями. Однако Высший арбитражный суд оценивает эту ситуацию иначе.
Указанное письмо Минфина Решением ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 признано не соответствующим НК РФ и не действующим в части включения в налоговую базу стоимости работ, выполненных привлеченными подрядными организациями. В Высший арбитражный суд обратилось акционерное общество (далее - ОАО) с заявлением о признании не действующим Письма N 03-04-15/01 в части понуждения налогоплательщиков в случае выполнения ими строительно-монтажных работ для собственного потребления увеличивать налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на стоимость работ, выполненных привлеченными подрядными организациями. В свою очередь, Минфином было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в котором он, ссылаясь на АПК РФ и Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, полагает, что Письмо N 03-04-15/01 является письменным разъяснением, не относится к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти, рассмотрение которых в соответствии с АПК РФ отнесено к подсудности ВАС РФ, и просит на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекратить производство по данному делу. По мнению Минфина, в случае если при строительстве объекта для собственного потребления часть СМР выполняется собственными силами налогоплательщика, а часть - привлеченными подрядными организациями, то стоимость СМР, выполненных подрядными организациями, должна включаться в налоговую базу по НДС на основании п. 2 ст. 159, п. 10 ст. 167 НК РФ. Минфин считает, что в указанных пунктах предусмотрена необходимость учета в налоговой базе в каждом налоговом периоде всех фактических расходов налогоплательщика, приходящихся на объем работ, выполненных в соответствующем налоговом периоде, как в отношении приобретенных товаров (основных средств, строительных материалов, электроэнергии), так и расходов на приобретение работ (услуг) привлеченных сторонних организаций.
Заявитель в подтверждение нарушения своих прав и законных интересов Письмом N 03-04-15/01 представил Решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 26.09.2006 N 12-46/68, в соответствии с которым обществу предложено уплатить 4 552 081 рубль НДС. По мнению инспекции, начиная с 01.01.2006 налоговая база по данному налогу определяется исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами, и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями. Стоимость выполненных для общества подрядными организациями строительно-монтажных работ с 01.01.2006 подлежит включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поэтому с нее должен быть исчислен этот налог. По мнению ОАО, в указанном решении основания для взыскания НДС дословно воспроизводят оспариваемое положение Письма N 03-04-15/01. До издания этого письма у налоговых органов не было претензий к порядку формирования налоговой базы обществом по строительно-монтажным работам, выполненным как собственными силами, так и специализированными строительными организациями по заключенным договорам подряда, поскольку, как полагает общество, все участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, руководствовались п. 3.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, и прочими письмами МНС, согласно которым при определении налоговой базы по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления стоимость подрядных работ, предъявленных заказчику порядными организациями, не учитывается.
В соответствии с п. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов (НПА), затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим НПА зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый НПА права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому вопрос о подведомственности дела об оспаривании НПА должен решаться арбитражным судом на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, в том числе связанных с определением природы содержащегося в оспариваемом положении правила, законодательного регулирования в данной сфере. При этом разрешение вопроса о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти нормативный характер, должно производиться независимо от его формы, содержания и других условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании. Полномочиями по изданию НПА по вопросам налогов и сборов наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Таким органом является Минфин, которому в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции МНС по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах. Налоговые органы, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Как следует из текста оспариваемого письма, содержащееся в нем положение "...налоговая база определяется исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями" устанавливает с учетом пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязательные правила формирования налоговой базы при выполнении налогоплательщиками СМР для собственного потребления. Кроме того, ФНС сопроводительным Письмом от 25.01.2006 N ММ-6-03/63@ направила Письмо N 03-04-15/01 нижестоящим налоговым органам для использования в работе и для информирования о нем налогоплательщиков, что не исключает возможности многократного применения содержащегося в нем предписания, порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц и может быть использовано в работе налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля. Данный вывод подтверждает Решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 26.09.2006 N 12-46/68.
Таким образом, суд считает, что общество обоснованно обратилось в ВАС с заявлением о признании недействующим оспариваемого положения Письма N 03-04-15/01 на предмет проверки его соответствия ст. 3, пп. 3 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 159 НК РФ. Поэтому в удовлетворении ходатайства Минфина о прекращении производства по делу было отказано.
Если обратиться к истории налога на добавленную стоимость, то можно проследить, что ГНС и Минфином до введения в действие гл. 21 НК РФ неоднократно предпринимались попытки облагать НДС работы, выполненные организациями хозяйственным способом (п. 12 Инструкции ГНС РФ от 09.12.1991 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", п. 11 Инструкции ГНС РФ от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"), поскольку указанные федеральные органы исполнительной власти квалифицировали такие работы в качестве оборотов по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся единовременно на издержки производства и обращения. Обложение налогом на добавленную стоимость названных оборотов было предусмотрено пп. "а" п. 2 ст. 3 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость". В свою очередь, Президиум ВАС РФ в постановлениях от 02.04.1996 N 794/95, от 18.04.2000 N 2639/98 признал недопустимым включать в объект обложения НДС стоимость работ по строительству, осуществленному хозяйственным способом, поскольку затраты, связанные со строительством объектов основных средств, относятся на издержки производства и обращения через сумму износа (амортизации). После введения в действие гл. 21 НК РФ в качестве объекта налогообложения признана операция по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления. Указанная норма включена пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ в развитие действовавшего до 01.01.2001 положения в Законе РФ N 1992-I, который признал в качестве объекта налогообложения обороты по реализации работ внутри предприятия для нужд собственного потребления, но не применяется к работам, выполненным хозяйственным способом, на основании указанных судебных актов ВАС и ВС РФ. Следовательно, предметом правового регулирования в указанной сфере правоотношений является обложение налогом на добавленную стоимость работ, выполненных хозяйственным способом, обозначенных в пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ как выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (ранее в Законе РФ от 06.12.1991 N 1992-I - оборотов по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения). В зависимости от того, ведется ли строительство собственными силами застройщика или для этого им привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства:
- подрядный - когда строительство осуществляется исключительно специализированными организациями;
- хозяйственный - когда строительство осуществляется собственными силами застройщика без привлечения подрядных организаций;
- смешанный - когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика, а другая - силами сторонних специализированных организаций.
Министерство налоговой службы в период, когда оно осуществляло нормативное регулирование правоотношений в сфере налогообложения, в целях определения понятия "строительно-монтажные работы для собственного потребления" рекомендовало руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Госкомстата, в частности Постановлении Госкомстата РФ от 31.12.2003 N 117 и постановлениях Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 N 50, от 16.12.2005 N 101. Налоговый кодекс норм, устанавливающих специальный порядок определения налоговой базы при смешанном способе строительства, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика, а другая - силами сторонних организаций, не содержит. Поэтому при таком способе строительства налогоплательщик-застройщик в целях налогообложения применяет нормы, предусмотренные п. 6 ст. 171 НК РФ в отношении работ, выполненных подрядным способом, и пп. 3 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 159 НК РФ. Указанное исключает увеличение налоговой базы по НДС на стоимость строительных работ, выполненных подрядчиками. Иное означало бы, что объектом обложения НДС является возведенный (построенный как силами застройщика, так и силами подрядчиков) объект основных производственных средств, а не строительно-монтажные работы, выполненные налогоплательщиком для собственного потребления. Основанием для издания Письма N 03-04-15/01 послужили изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от N 119-ФЗ*(10), которые коснулись, в частности, момента определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (последний день месяца каждого налогового периода); вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями и исчисленных налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Каких-либо изменений в порядок определения налоговой базы при совершении операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления (п. 2 ст. 159 НК РФ) Федеральный закон N 119-ФЗ не внес. Ссылка Минфина на п. 10 ст. 167 НК РФ в обоснование включения с 01.01.2006 в налоговую базу налогоплательщика, выполняющего строительно-монтажные работы для собственного потребления, сумм расходов на оплату работ (услуг) подрядных организаций неправомерна. Указанной нормой установлен момент определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления как последнее число месяца каждого налогового периода. Момент определения налоговой базы не влияет на порядок ее определения, установленный п. 2 ст. 159 НК РФ. Финансовое ведомство, полагая, что разъясняет п. 2 ст. 159 НК РФ, в действительности создало норму права, не соответствующую гл. 21 НК РФ, регулирующей порядок определения налоговой базы налогоплательщиком, осуществляющим строительство объектов основных средств собственными силами. Следовательно, у Минфина не было оснований устанавливать с 01.01.2006 порядок определения налоговой базы, который включал бы и налоговую базу по налогу на добавленную стоимость помимо стоимости строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами налогоплательщика, и стоимость работ, выполненных привлеченными организациями по договорам подряда.
Таким образом, положение Письма N 03-04-15/01 о том, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями, признано не соответствующим НК РФ и не действующим в части включения в налоговую базу стоимости работ, выполненных привлеченными подрядными организациями.
Дальше мы рассмотрим отражение в бюджетном учете операций по строительству объекта за счет бюджетных средств с учетом Решения ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06. Однако сначала стоит оговориться, что в соответствии с абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ (первый вид вычетов по НДС*(11)) суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ) и принятые им к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению в случае, если объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. В свою очередь, в п. 2 ст. 170 НК РФ названы случаи, когда суммы НДС учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг:
а) приобретение товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
б) приобретение товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
в) приобретение товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
г) приобретение товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Обратите внимание: случаи "а" и "в" напрямую относятся к деятельности бюджетных учреждений, поскольку в большинстве случаев созданный за счет бюджетных средств строительством объект в дальнейшем используется в деятельности, не облагаемой НДС. Таким образом, первый вид вычетов целесообразно применять при строительстве объекта в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, который в дальнейшем будет использоваться в указанной деятельности.
Однако, по мнению автора, не относится к нарушению налогового законодательства случай принятия названного вычета в порядке, предусмотренном НК РФ, в период строительства объекта. Ведь речь о восстановлении указанных сумм идет с момента использования объекта для осуществления операций, не облагаемых НДС. Таким образом, в период строительства их можно принимать к вычету в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ.
Бюджетное учреждение для проведения строительства здания закупило стеклопакеты (окна) на общую сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. Материалы были отпущены на строительство:
- в августе на сумму 750 000 руб.;
- в сентябре - 250 000 руб.
Заработная плата работников, занятых на строительстве объекта, составила:
- в августе - 150 000 руб.;
- в сентябре - 110 000 руб.
Для проведения работ был заключен договор с подрядной организацией на сумму 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. Согласно актам выполненных работ (ф. КС-2) и справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) работы были приняты:
- в августе - 320 000 руб., в том числе НДС - 48 813,55 руб.;
- в сентябре - 270 000 руб., в том числе НДС - 41 186,45 руб.
В октябре здание введено в эксплуатацию.
В учете учреждения указанные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Август 2007 г. | |||
Получены стеклопакеты | 1 105 04 340 | 1 302 22 730 | 1 000 000 |
Выделен НДС со стоимости стеклопакетов | 1 210 01 560 | 1 302 22 730 | 180 000 |
Принят к вычету НДС по стеклопакетам | 1 303 04 830 | 1 210 01 660 | 180 000 |
Списаны стеклопакеты на строительство здания | 1 106 01 310 | 1 105 04 440 | 750 000 |
Начислена заработная плата работникам, занятым на строительстве здания |
1 106 01 310 | 1 302 01 730 | 150 000 |
Начислен ЕСН на заработную плату | 1 106 01 310 | 1 303 02 730 | 39 000 |
Начислены взносы на обязательное социальное страхо- вание от несчастных случаев на производстве и про- фессиональных заболеваний (0,5%) |
1 106 01 310 | 1 303 06 730 | 750 |
Отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 320 000 |
Начислен НДС со стоимости работ по строительству здания ((750 000 + 150 000 + 39 000 + 750) руб. x 18%) |
1 106 01 310 | 1 303 04 730 | 169 155 |
Сентябрь 2007 г. | |||
Списаны стеклопакеты на строительство здания | 1 106 01 310 | 1 105 04 440 | 250 000 |
Начислена заработная плата работникам, занятым на строительстве здания |
1 106 01 310 | 1 302 01 730 | 110 000 |
Начислен ЕСН на заработную плату | 1 106 01 310 | 1 303 02 730 | 28 600 |
Начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,5%) |
1 106 01 310 | 1 303 06 730 | 550 |
Отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 270 000 |
Начислен НДС со стоимости работ по строительству здания (250 000 + 110 000 + 28 600 + 550) руб. x 18%) |
1 106 01 310 | 1 303 04 730 | 70 047 |
Октябрь 2007 г. | |||
Введено здание в эксплуатацию (320 000 + 750 000 + 150 000 + 39 000 + 750 + 270 000 + 250 000 + 110 000 + 28 600 + 550) руб. |
1 101 03 310 | 1 106 01 410 | 1 918 900 |
Перечислен НДС в бюджет (169 155 - 180 000 + 70 047) руб.* |
1 303 04 830 | 1 304 05 290 | 59 202 |
* В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС при выполнении СМР для собственного потребления производится по истечении каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом. В нашем примере в августе 2007 года сумма вычетов по НДС превышала сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет. Указанное превышение учтено при исчислении суммы НДС к уплате в октябре 2007 года. |
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, 11, сентябрь, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указание ЦБР от 20.07.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
*(2) Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Постановление Госкомстата РФ от 24.12.2002 N 224 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятий" (утратило силу).
*(4) Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
*(5) Постановление Росстата от 16.12.2005 N 101 "Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации".
*(6) Постановление Росстата от 17.01.2007 N 6 "Об утверждении дополнений и изменений к Порядку заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации".
*(7) Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
*(8) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(9) Письмо Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-04-15/01 "О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года".
*(10) Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
*(11) О вычетах по НДС читайте в статье Л. Максимовой "Исчисление НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления" (N 9, 2007, стр. 14-16).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"