г. Хабаровск |
|
19 января 2012 г. |
А16-801/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан": Куров В.В., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 2;
от Открытого акционерного общества Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирмы "Виктория": Николаева Л.Н., представитель по доверенности от 26.09.2011
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирмы "Виктория"
на решение от 17.11.2011
по делу N А16-801/2011
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей А.Н. Кручининым
по иску Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан"
к Открытому акционерному обществу Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирме "Виктория"
о взыскании 65 021,96 рублей
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Еврейской автономной области обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" (далее - истец, МУП "Водоканал", предприятие, ОГРН 1027900508536, адрес места нахождения г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 5) к Открытому акционерному обществу Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирме "Виктория" (далее - ответчик, ОАО "Виктория", общество, ОГРН 1027900507194, адрес места нахождения г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 62) с иском о взыскании 65 021,96 руб. платы за превышение предельно допустимых концентраций в сбрасываемых сточных водах.
Решением от 17.11.2011 иск удовлетворен.
ОАО "Виктория" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению ответчика, из буквального толкования подпунктов 5.1, 5.2, 5.3 постановления Правительства Еврейской автономной области от 13.07.2010 N 266-пп следует, что подпункт 5.2 не содержит указаний на то, что действующий тариф - тариф за водоотведение, так как это указано в пунктах 5.1, 5.3 названного постановления; постановлением Правительства Еврейской автономной области от 13.07.2010 N 266-пп, приказом Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 23.12.2010 N 26/1-п не определен тариф за сброс загрязняющих веществ; указывает, что расчет платы, произведенный ответчиком, является верным, поскольку осуществлен в соответствии с пунктом 6.9 договора от 12.01.2010 N 66 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344).
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель истца доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.01.2010 между МУП "Водоканал" (водоканал) и ОАО "Виктория" (абонент) заключен договор N 66.
Согласно пункту 2.1 данного договора водоканал обязуется подавать абоненту через водопроводную сеть питьевую воду и принимать от абонента через канализационную сеть сточные воды, а абонент обязуется производить в установленные сроки оплату за оказанные услуги, соблюдать режим потребления питьевой воды и сброса сточных вод, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, а также исправность используемых абонентом приборов учета потребления питьевой воды и сброса сточных вод.
Пунктом 3.1 договора определено, что водоканал обязуется обеспечить абонента питьевой водой в размере установленного лимита в количестве 86966.628 куб.м. за год, 7247.219 куб.м. за месяц; принимать от абонента сточные воды в систему канализации водоканала в размере лимита в количестве 179689.176 куб.м. за год, 14974.098 куб.м. за месяц.
Согласно пункту 3.4 договора расчеты за загрязняющие вещества в сточных водах производятся в соответствии с федеральным и областным законодательством, нормативно-правовыми актами мэра г. Биробиджана.
Пунктом 4.4 договора установлена обязанность абонента не превышать допустимые концентрации загрязняющих веществ при водоотведении в систему городской канализации.
Согласно пункту 3.3 договора водоканал обязан контролировать не реже одного раза в три месяца качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в систему коммунальной канализации г. Биробиджана путем отбора проб.
Договор заключен на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010 и считается продленным до 31.12.2011 при отсутствии предложения стороны заключить новый договор до окончания его срока.
В результате анализа сточных вод, оформленного протоколом от 04.05.2011 N 51, истцом установлено превышение ответчиком предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в отводимых сточных водах по показателям жиры и фенол.
Истцом рассчитана плата за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (далее - плата) в размере 65 021,96 руб., в адрес ответчика выставлен счет от 31.05.2011 N 2922 для оплаты.
Поскольку ответчиком оплата данного счета произведена не была, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено неисполнение ответчиком своего обязательства. Проверяя расчет суммы иска, суд первой инстанции руководствовался условиями договора N 66, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановлением правительства Еврейской автономной области от 13.07.2010 N 266-пп, приказом Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2010 N 26/1-п, и пришел к выводу о правильности расчета иска.
Доводы ответчика о применении при расчете платы Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344, суд отклонил, поскольку пришел к выводу, что данный нормативный акт регулирует отношения при непосредственном сбросе загрязняющих веществ в окружающую среду. Указание в тексте договора N 66 на названный нормативный акт при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в канализацию суд признал неправомерным на основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Шестой арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пунктам 69, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Постановление N 167) оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Постановления N 167 предусмотрено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации правительством Еврейской автономной области постановлением от 13.07.2010 N 266-пп утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Еврейской автономной области (далее - Порядок).
Пунктом 1 указанного Постановления определено, что Порядок регулирует отношения, возникающие между организациями, эксплуатирующими системы канализации населенных пунктов Еврейской автономной области (далее - организации ВКХ и ЖКХ), и юридическими лицами, предпринимателями без образования юридического лица, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы коммунальной канализации населенных пунктов Еврейской автономной области (далее - абоненты).
Согласно пунктам 5, 5.2 Порядка за превышение установленных нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области организации ВКХ и ЖКХ в соответствии с Правилами и заключенными договорами взимают с абонентов повышенную плату: при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ по одному ингредиенту - в 2-кратном размере действующего тарифа, при большем числе ингредиентов - с кратностью (n + 1), где n - количество ингредиентов, при этом кратность увеличения тарифа ограничивается десятью.
Из содержания протокола результатов анализа сточных вод от 04.05.2011 N 51 следует, что ответчиком превышена допустимая концентрация загрязняющих веществ по показателям жиры и фенол.
Расчет платы за превышение предельно допустимых концентраций сточных вод истец произвел с учетом тарифа, установленного для МУП "Водоканал" приказом Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2010 N 26/1-п, результатов лабораторного анализа сточных вод от 04.05.2011 (протокол N 51), количества сброшенных ОАО "Виктория" сточных вод.
Доводы ответчика о необоснованности расчета размера платы, осуществленного истцом, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Действительно абзацем 4 пункта 6.9 договора от 12.01.2010 N 66 предусмотрено, что за сброс в систему канализации МУП "Водоканал" загрязняющих веществ сверх установленных нормативов плата рассчитывается как произведение фактического объема сброшенных стоков (куб.м.), фактической концентрации загрязняющего вещества (мг/л), действующего норматива платы за сброс данного вещества в пределах временно установленных нормативов сброса (постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344), на 5-кратный повышающий коэффициент.
Вместе с тем, как правильно отметил суд, в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правоотношения между сторонами, по поводу которых возник спор, регулируются нормами материального права, применяемыми в отношении сброса загрязняющих веществ в систему канализации населенного пункта, а не нормами, регулирующими сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В связи с чем ссылки ответчика на Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 несостоятельны.
Доводы ОАО "Виктория" о толковании им пунктов 5.1, 5.2, 5.3 Порядка отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном применении постановления правительства Еврейской автономной области от 13.07.2010 N 266-пп "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Еврейской автономной области".
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущены.
Судебные расходы относятся на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17 ноября 2011 года по делу N А16-801/2011 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
...
Действительно абзацем 4 пункта 6.9 договора от 12.01.2010 N 66 предусмотрено, что за сброс в систему канализации МУП "Водоканал" загрязняющих веществ сверх установленных нормативов плата рассчитывается как произведение фактического объема сброшенных стоков (куб.м.), фактической концентрации загрязняющего вещества (мг/л), действующего норматива платы за сброс данного вещества в пределах временно установленных нормативов сброса (постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344), на 5-кратный повышающий коэффициент.
Вместе с тем, как правильно отметил суд, в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правоотношения между сторонами, по поводу которых возник спор, регулируются нормами материального права, применяемыми в отношении сброса загрязняющих веществ в систему канализации населенного пункта, а не нормами, регулирующими сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В связи с чем ссылки ответчика на Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 несостоятельны."
Номер дела в первой инстанции: А16-801/2011
Истец: МУП "Водоканал"
Ответчик: ОАО Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма "Виктория", ОАО БПТТФ "Виктория"