г. Москва |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А41-23121/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Черниковой Е.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) (ИНН: 7709263796, ОГРН: 1027739622272) - Беляева Д.В. - представитель по доверенности от 07 сентября 2011 года,
от третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ИНН: 7708701870; ОГРН:1097746349535) - Кулькова Т.А. - представитель по доверенности N Д-829 от 25 октября 2011 года,
представитель третьего лица государственного предприятия Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-23121/08 по заявлению Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) об установлении юридического факта, с участием третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, государственного предприятия Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН",
УСТАНОВИЛ:
Дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (МОСАВТОГАЗ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией N 8 (инвентарные номера 90-5339, 90-5339/Б, 90-5339/В, 90-5339/Г, 90-5339/Д, 90-5339/Е, 90-5339/Ж, 90-5339/И, 90-5339/К), состоящей из: административно-производственного здания площадью 50,9 кв.м. (литера А); заправочных боксов (5 шт.), общей площадью 8 кв.м. (литера М, М1, М2, М3, М4); бытового помещения площадью 29,6 кв.м. (литера Б), компрессорной площадью 65,4 кв.м. (литера В), ангара площадью 515,4 кв.м. (литера Д), блок осушки аккумуляторов площадью 29,7 кв.м. (литера Г), здания площадь 9,1 кв.м., здания площадью 89,1 кв.м. (литера Ж), здания площадью 3,8 кв.м. (литера И), здания площадью 14,1 кв.м. (литера К), автодороги и площадки, ограждения, газопровода, кабельной линии электропередач, кабельной линии связи, сетей водопроводных, расположенных по адресу: Московская область, Химкинский район, г. Химки, мкр. Левобережный, 79 км. МКАД (л.д. 2-5 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2008 года заявление Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (МОСАВТОГАЗ) удовлетворено (л.д.45-48 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 64-68 т.2).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2011 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-23121/08 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и государственное предприятие Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" (л.д.147-149 т.2).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (МОСАВТОГАЗ) поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ТУ ФАУГИ в г. Москве просил заявление об установлении юридического факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением Мосавтогаз спорными объектами оставить без рассмотрения.
Представитель третьего лица государственного предприятия Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (МОСАВТОГАЗ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией N 8 (инвентарные номера 90-5339, 90-5339/Б, 90-5339/В, 90-5339/Г, 90-5339/Д, 90-5339/Е, 90-5339/Ж, 90-5339/И, 90-5339/К), состоящей из: административно-производственного здания площадью 50,9 кв.м. (литера А); заправочных боксов (5 шт.), общей площадью 8 кв.м. (литера М, М1, М2, М3, М4); бытового помещения площадью 29,6 кв.м. (литера Б), компрессорной площадью 65,4 кв.м. (литера В), ангара площадью 515,4 кв.м. (литера Д), блока осушки аккумуляторов площадью 29,7 кв.м. (литера Г), здания площадью 9,1 кв.м., здания площадью 89,1 кв.м. (литера Ж), здания площадью 3,8 кв.м. (литера И), здания площадью 14,1 кв.м. (литера К), автодороги и площадки, ограждения, газопровода, кабельной линии электропередач, кабельной линии связи, сетей водопроводных, расположенных по адресу: Московская область, Химкинский район, г. Химки, мкр. Левобережный, 79 км. МКАД.
В обоснование своего заявления заявитель сослался на то, что судебный акт об установлении вышеназванного юридического факта Управлению Мосавтогаз необходим для регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимого имущества.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, является одним из способов защиты заинтересованным лицом своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом и иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" предусмотрено, что заявления об установлении юридических фактов подлежат принятию к производству и рассмотрению при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Согласно пункту 3 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве N 1929 от 20 сентября 2010 года за государственным предприятием Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное недвижимое имущество, являющееся имуществом государственной казны Российской Федерации, согласно приложению к распоряжению.
Из содержания Перечня объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН", являющимся приложением к распоряжению ТУ ФАУГИ в г. Москве N 1929 от 20 сентября 2010 года следует, что за указанным предприятием закреплена, в том числе, часть спорного имущества, расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, г. Химки, мкр. Левобережный, 79 км. МКАД.
Письмом N 116/09 от 05 сентября 2011 года государственное предприятие Государственный научно-технический проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" сообщило руководителю ТУ ФАУГИ в г. Москве о том, что предприятию стало известно о принятых судебных актах по делам N А41-20260/07, А41-23119/08, А41-23121/08, которыми на часть объектов, закрепленных за предприятием, были оформлены права другой организации (л.д.92-93 т.2).
Между тем, для выяснения вопроса о принадлежности спорного имущества судом первой инстанции не были привлечены к участию в деле государственное предприятие Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что между сторонами возник спор о праве.
Из смысла части 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации усматривается, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд оставляет без рассмотрения, если в ходе судебного разбирательства по делу выяснится, что возник спор о праве, подведомственный арбитражному суду, или сам арбитражный суд придет к выводу, что в рассматриваемом деле установление факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что заявление Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управлению "Мосавтогаз" подлежит возврату госпошлина в размере 1 000 рублей, уплаченная платежным поручением N 1028 от 28 октября 2008 года при подаче заявления в суд.
Руководствуясь частью 61 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2008 года по делу N А41-23121/08 отменить.
Заявление Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) об установлении юридического факта - оставить без рассмотрения.
Выдать Управлению Мосавтогаз справку на возврат из Федерального бюджета госпошлины в размере 1 000 рублей.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Е.В. Черникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" предусмотрено, что заявления об установлении юридических фактов подлежат принятию к производству и рассмотрению при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Согласно пункту 3 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
...
Из смысла части 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации усматривается, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд оставляет без рассмотрения, если в ходе судебного разбирательства по делу выяснится, что возник спор о праве, подведомственный арбитражному суду, или сам арбитражный суд придет к выводу, что в рассматриваемом деле установление факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что заявление Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А41-23121/2008
Истец: ДП ФГУП "СГ-Транс" Министерства энергетики РФ-Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций "Мосавтогаз", Территориальное управление Росимущество
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по г. Москве
Третье лицо: государственное предприятие Государственный научно-технологический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН", Государственный научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН"
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8560/12
27.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8560/12
23.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1894/12
16.01.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8461/11