г. Владивосток |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А51-15054/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Т.А. Солохиной, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания
при участии:
от Отделения по г.Фокино Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Шевчук А.М. по доверенности N 96 от 24.01.2012 на представление интересов по делу N А51-15054/2011 сроком действия до 31.01.2012, паспорт,
заявитель и третье лицо - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г.Фокино Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-9081/2011
на решение от 31.10.2011 судьи А.П. Филатовой
по делу N А51-15054/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Фокино Приморского края
к Отделению по г.Фокино Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо - ФБУ войсковая часть 75362
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Фокино Приморского края (далее заявитель, взыскатель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г.Фокино Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее ответчик, Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-20058/2010 о взыскании 39.347,27 руб. долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, изложенном в письме от 04.08.2011 N34-04-41/1003, и об обязании Отделения по г.Фокино УФК по Приморскому краю принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением суда от 31.10.2011 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд мотивировал свое решением тем, что у ответчика не было правовых оснований для непринятия исполнительного листа.
Не согласившись с решением суда, Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю указывает, что согласно ст.252.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные документы, предусматривающие взыскание с должников, не имеющих лицевых счетов в органе федерального казначейства, к исполнению не принимаются, что подтверждается правовой позицией Минфина, изложенной в Приказе от 26.09.2007 N 5н, зарегистрированном в Минюсте РФ от 25.10.2007 N 10401.
Из вышеуказанного приказа следует, что исполнительные документы по обязательствам должника, не имеющего лицевого счета в органе Федерального казначейства, не подлежат регистрации в журнале учета исполнительных документов и возвращаются взыскателю в течение пяти рабочих дней.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтен тот факт, что бюджетным законодательством предусмотрен определенный порядок исполнения исполнительных документов, который включает в себя направление уведомления должнику о поступлении исполнительного документа, предъявление должником платежного поручения на оплату исполнительного документа, направление запроса-требования, приостановление органом федерального казначейства операций на счете должника, открытого в органе федерального казначейства, в случае непредставления должником платежного поручения.
В случае отсутствия лицевого счета должника, у органа Федерального казначейства отсутствует реальная возможность выполнить указанные действия и исполнить судебный акт, таким образом, действия казначейства по непринятию и возращению исполнительного листа правомерны.
В судебном заседании, представитель Отделения по г.Фокино УФК по Приморскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Фокино Приморского края своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Привлеченное в качестве третьего лица Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 75362, своего представителя в судебное заседание не направило, письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
Поскольку о времени и месте судебного заседания ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Фокино Приморского края и ФБУ Войсковая часть 75362 надлежащим образом извещены, суд, руководствуясь ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу органа Федерального казначейства в отсутствие указанных лиц.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2011 по делу N А51-20058/2010 были удовлетворены требования ГУ - ОПФ РФ по г.Фокино Приморского края к ФБУ войсковая часть 75362 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 38.888 руб. и пеней, начисленных за 2 квартал 2010 года в сумме 459,27 руб., всего в сумме 39.347,27 руб. Решение вступило в законную силу 25.02.2011.
Во исполнение решения суда по делу N А51-20058/2010 был выдан 03.03.2011 исполнительный лист серии АС N 003065707 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 75362 долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и начисленных пеней в сумме 39.347,27 руб.
Исполнительный лист был направлен взыскателем для исполнения в Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю по месту нахождения ФБУ войсковая часть 75362.
Письмом N 34-04-41/1003 от 04.08.2011 Отделение Федерального казначейства возвратило заявителю исполнительный лист от 03.03.2011 серии АС N 003065707, указав, что должник не имеет лицевого счета получателя средств бюджета в Отделении по г.Фокино УФК по Приморскому краю.
В данном письме ответчиком также указана информация о том, что ввиду передачи войсковой части на финансовое обеспечение в Филиал N 2 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю, заявителю следует обратиться в выдавший исполнительный лист судебный орган для установления надлежащего должника, после чего предъявить исполнительный лист по месту открытия должнику лицевого счета.
Полагая, что возврат ответчиком исполнительного документа без исполнения является незаконным, взыскатель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражения на жалобу, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В силу ст.ст.16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Согласно п. 7 ст.241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10.
В соответствии со ст. 9 Федерального Конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" (далее - Закон N 1-ФКЗ) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Согласно ст. 16 Закона N 1-ФКЗ Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых содержится порядок разрешения на практике спорных моментов, а также порядок применения конкретных правовых норм, представляют собой обнародование официальной позиции высшей судебной инстанции, направленной на единообразное и правильное применение арбитражными судами норм права.
При этом, в силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, считается для арбитражных судов определенной.
Таким образом, содержащееся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10 толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Из представленного в материалы дела письма УФК от 04.08.2011 N 34-04-41/1003, следует, что ответчик располагал сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по войсковой части 75362, которым является Филиал N 2 УФО МО РФ по Приморскому краю, находящийся на обслуживании в Отделении по г.Фокино УФК по Приморскому краю.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что располагая информацией о распорядителе бюджетных средств по должнику, месте открытия ему лицевого счета в отделении казначейств, Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю не выполнило все необходимые действия, направленные на исполнение судебного акта.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, установлен п.3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не отнесено к основаниям возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В связи с чем Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю неправомерно возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал действия ответчика незаконными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что возврат органами казначейства исполнительных документов с указанием на отсутствие лицевых счетов должника в конкретном органе Федерального казначейства снижает эффективность установленного федеральным законом организационно-правового механизма исполнения судебных актов в отношении федеральных бюджетных учреждений.
Непринятие и возврат исполнительного документа в связи с отсутствием у должника лицевых счетов в органах федерального казначейства создает неоправданные препятствия в реализации права на судебную защиту, что не согласуется с конституционными нормами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно на Отделение по г.Фокино Управления федерального казначейства по Приморскому краю возложена обязанность по принятию к исполнению исполнительного листа по делу N А51-20058/2011 о взыскании с ФБУ войсковой части 75362 долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 39.347,27 руб.
Ссылка в апелляционной жалобе на приказ Минфина России от 26.09.2007 N 5н коллегией во внимание не принимается, поскольку данный приказ не соответствуют действующему законодательству и ограничивает права взыскателей на исполнение судебного акта.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а поэтому основания для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2011 по делу N А51-15054/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленного в материалы дела письма УФК от 04.08.2011 N 34-04-41/1003, следует, что ответчик располагал сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по войсковой части 75362, которым является Филиал N 2 УФО МО РФ по Приморскому краю, находящийся на обслуживании в Отделении по г.Фокино УФК по Приморскому краю.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что располагая информацией о распорядителе бюджетных средств по должнику, месте открытия ему лицевого счета в отделении казначейств, Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю не выполнило все необходимые действия, направленные на исполнение судебного акта.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, установлен п.3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не отнесено к основаниям возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В связи с чем Отделение по г.Фокино УФК по Приморскому краю неправомерно возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета."
Номер дела в первой инстанции: А51-15054/2011
Истец: ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Фокино Приморского края
Ответчик: Отделение по г. Фокино Управления Федерального Казначейства по ПК, Отделение по г. Фокино Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Третье лицо: ФБУ войсковая часть 75362
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10154/12
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10154/12
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1289/12
24.01.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9081/11
31.10.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15054/11