г. Ессентуки |
|
18 января 2011 г. |
Дело N А63-4875/2011 |
Резолютивная часть объявлена 18 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 по делу N А63-4875/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерагроуниверсал" (г. Ставрополь, Проспект Ворошилова, дом 3, корпус 2, ИНН 2635011190, ОГРН 1022601944617)
к администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ул. К.Маркса, 96)
и Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (г. Ставрополь, ул. Мира, 8)
о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, изложенного в письме 18.04.2011 N 06-1438-03, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность жилых помещений N 5, N6 общей площадью 62.8 кв.м., расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж, по цене, равной их рыночной стоимости,
об обязании администрации города Ставрополя принять решение об условиях приватизации жилых помещений N 5, N 6 общей площадью 62.8 кв.м., расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж,
об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилых помещений N 5, N 6 общей площадью 62.8 кв.м., расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж, а также направить обществу проект договора купли-продажи арендуемых нежилых помещений,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Интерагроуниверсал": Василенко Е.Г. по доверенности N 1 от 10.01.12.;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя: Шевченко Г.Н. по доверенности N 21 от 01.06.11.
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "ИНТЕРАГТОУНИВЕРСАЛ" г. Ставрополь обратилось с заявлением в арбитражный суд к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя г. Ставрополь, администрации города Ставрополя о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, изложенного в письме от 18.04.2011 г. N 06-1438-03, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений N N 5, 6, общей площадью 62,8 кв.м, расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/50, ул. Горького, литера "Е", 0 этаж, по цене равной их рыночной стоимости; об обязании заинтересованного лица устранить нарушение права и предоставить заявителю преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества: нежилых помещений NN 5, 6, общей площадью 62,8 кв.м, расположенных по адресу: г.Ставрополь, ул.Голенева, 28/50, ул. Горького, литера "Е", 0 этаж, по цене, равной их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, изложенное в письме от 18.04.2011 г. N 06-1438-03, об отказе в реализации преимущественного права ООО фирмы "ИНТЕРАГРОУНИВЕРСАЛ", г. Ставрополь, ОГРН 1022601944617 на приобретение в собственность нежилых помещений N N 5, 6, общей площадью 62.8 кв.м, расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж, по цене, равной их рыночной стоимости. Суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО фирмы "ИНТЕРАГРОУНИВЕРСАЛ", г. Ставрополь, ОГРН 1022601944617 путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении арендуемых ООО фирмой "ИНТЕРАГРОУНИВЕРСАЛ", г. Ставрополь, ОГРН 1022601944617 нежилых помещений NN 5, 6, общей площадью 62.8 кв.м, расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж, а именно: Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилых помещений N 5, 6, общей площадью 62.8 кв.м, расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж; администрации города Ставрополя в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации нежилых помещений NN 5, 6, общей площадью 62.8 кв. м, расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж; Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить ООО фирме "ИНТЕРАГРОУНИВЕРСАЛ", г. Ставрополь, ОГРН 1022601944617 проект договора купли-продажи арендуемых нежилых помещений N5, 6, общей площадью 62.8 кв.м, расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/ул. Горького, 50, литера "Е", 0 этаж.
Решение мотивировано тем, что обществу необоснованно отказано в реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений, поскольку данные помещения находились в аренде более 2х лет, и общество приобрело преимущественное право на их приобретение.
Администрация города Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя подали апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить как незаконное и необоснованное и отказать в удовлетворении требований общества. Считают, что общество не приобрело преимущественного права на приобретение имущества в собственность, так как договор аренды не был зарегистрирован в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии факта непрерывного владения имуществом в течение срока, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, решение является неисполнимым, так как спорное имущество не включено в прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности и у администрации отсутствуют основания для принятия решения об условиях приватизации имущества.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Шевченко Г.Н. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество просит отказать в удовлетворении жалоб, ссылаясь на то, что имущество находилось в аренде с 2001 года по настоящий период времени, условия, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, соблюдены.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Общество обратилось в комитет с заявлением от 11.04.2011 о предоставлении ему преимущественного права на приобретение арендуемых им нежилых помещений N N 5, 6, литера Е, общей площадью 62,8 кв.м, 0 этаж, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, 28/50 ул. Горького в собственность (том 1 л.д. 14).
Право муниципальной собственности на нежилое помещение 5, 6 подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
18.04.2011 комитет письмом N 06-1438-03 отказал обществу в предоставлении преимущественного права на приобретение имущества со ссылкой на несоблюдение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о непрерывности нахождения имущества в аренде в течение двух и более лет (том 1 л.д. 15).
Общество, считая, что отказ в предоставлении преимущественного права выкупа муниципального имущества незаконен, обратилось в арбитражный суд.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, исходя из положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) незаконными, необходимо два условия: несоответствие их закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи ст. 9, Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2010) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частями 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлены обязанности уполномоченного органа после получения заявления от предпринимателя в зависимости от того, соответствует ли заявитель установленным статьей 3 Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права, не допускается в соответствии с настоящим Законом или другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В нарушение требований пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ общество не подавало заявления о соответствии критериям малых и средних предприятий.
Как следует из заявления общества от 11.04.2011 N 7, в нем не содержится сведений о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в приложении документы, подтверждающие такие сведения, не значатся.
На запрос апелляционного суда представитель общества представил документы, приложенные к заявлению: справка об исполнении условий договора аренды, акт сверки, договоры.
Представители комитета и администрации подтвердили, что данные документы действительно прилагались к договору, а сведений и документов о том, что общество соответствует условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, не представлялось, и этот вопрос не рассматривался.
Представленная в суд информация о том, что общество относится к категории микропредприятий, не подтверждена соответствующими документами, указанными в статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 1018/11 от 25.07.11, следует, что вопрос о наличии условий возникновения у субъектов малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества относится к компетенции органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по приватизации муниципального имущества.
Представление документов в суд, а не в уполномоченный орган, не влечет признания соблюденным порядка, установленного пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и части 3 статьи 14 преимущественным правом не наделены субъекты малого и среднего предпринимательства, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющихся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).
В представленной в апелляционный суд справке не содержится сведений о положении не резидента и о добыче полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При рассмотрении вопроса о соблюдении условия о том, что арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества установлено следующее.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ вступил в силу 05.08.2008 по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (25.07.2008), соответственно двухлетний период аренды начинается с 05.08.2006.
Из представленных обществом договоров аренды и соглашений к ним следует.
Договор аренды от 23.03.2001 N 5564, заключенный на срок с 01.04.2001 по 01.01.2004, зарегистрирован в установленном порядке (том 1 л.д. 17-24). В пункте 2.1 договора указано, что по истечении срока договор пролонгации не подлежит.
Дополнительным соглашением от 24.12.2002 N 246/1 установлен срок аренды с 01.01.2003 по 01.01.2004 (том 1 л.д. 31-36)
Дополнительным соглашением от 20.08.2004 N 246/2 срок аренды установлен с 01.01.2004 по 31.12.2006 (том 1 л.д. 35-40);
Дополнительным соглашением от 06.02.2006 N 246/3 срок аренды с 01.01.2005 по 31.12.2006 (том 1 л.д.41-52).
Договором от 09.03.2007 N 4476 установлен срок аренды с 01.01.2007 по 28.12.2007. В соответствии с пунктом 2.1. данного договора по истечении указанного срока настоящий договор аренды пролонгации не подлежит и считается автоматически прекращенным (том 1 л.д. 53-65).
Договором аренды от 14.04.2008 N 5114, срок действия установлен с 01.01.2008 по 28.12.2008 (том 1 л.д. 51-71).
Договором аренды N 5440 от 29.12.2008 на срок аренды установлен с 29.12.2008 по 27.12.2009 (том 1 л.д. 77-95).
Договором 5828 от 28 декабря 2009 установлен срок аренды с 20.12.2009 по 26.12.2010.
Договором N 6220 от 27.12.2010 срок аренды установлен с 27 декабря 2010 по 24.12.2011 (том 1 л.д. 96-108).
Из представленных документов следует, что в период с 05.08.2006 по 05.08.2008 оформлялись дополнительные соглашения от 20.08.2004 N 246/2, от 06.02.2006 N 246/3 со сроком аренды более года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами
В соответствии со статьей 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
При отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с пунктом 3 (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" Срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (31-го) числа предыдущего месяца следующего года, в целях применения пункта 2 статьи 651 Кодекса признан равным году.
В пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано: судам необходимо иметь в виду, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества только в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке либо имеется вступившее в законную силу решение суда о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).
Поскольку дополнительные соглашения от 20.08.2004 N 246/2, от 06.02.2006 N 246/3 о сроке аренды более года не были зарегистрированы в установленном порядке, то они признаются незаключенными.
Доказательств обращения в суд и наличия судебного решения о понуждении заключения договора общество не представило.
При таких обстоятельствах у общества не имелось заключенного в установленном порядке договора аренда в период с 05.08.2006 по 01.01.2008.
В течение двух лет до момента вступления Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в силу между сторонами отсутствовали непрерывные арендные отношения, основанные на зарегистрированном договоре аренды, поэтому обществом не соблюдено условие, содержащееся в пункте 1 статьи 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, что могло служить основанием для возникновения у предпринимателя права на спорное имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и для целей применения положений статьи 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Отказ комитета, оформленный письмом от 18.04.2011 N 06-1438-03, в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения в собственность, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9819/11 по делу N А51-9740/2010, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.03.2011 N Ф03-630/2011.
Довод апелляционных жалоб об отсутствии непрерывности владения и пользования имуществом на основании заключенных договоров аренды подтвердился.
Поскольку общество не доказало наличие права на преимущественное приобретение имущества в собственность, то оснований для удовлетворения иска не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что имущество не было включено в план приватизации, отклоняется, так как пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления совершить определенные действия. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 N 22-П положения данного пункта признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Судом первой инстанции не полностью выявлены обстоятельства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, нормы права применены неправильно, что является основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 по делу N А63-4875/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Интерагроуниверсал" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано: судам необходимо иметь в виду, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества только в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке либо имеется вступившее в законную силу решение суда о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).
...
В течение двух лет до момента вступления Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в силу между сторонами отсутствовали непрерывные арендные отношения, основанные на зарегистрированном договоре аренды, поэтому обществом не соблюдено условие, содержащееся в пункте 1 статьи 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, что могло служить основанием для возникновения у предпринимателя права на спорное имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и для целей применения положений статьи 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Отказ комитета, оформленный письмом от 18.04.2011 N 06-1438-03, в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения в собственность, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9819/11 по делу N А51-9740/2010, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.03.2011 N Ф03-630/2011.
...
Довод апелляционной жалобы о том, что имущество не было включено в план приватизации, отклоняется, так как пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления совершить определенные действия. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 N 22-П положения данного пункта признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А63-4875/2011
Истец: ООО фирма "Интерагроуниверсал"
Ответчик: Администрация г. Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3410/11
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4875/11
28.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1816/12
18.01.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3410/11
23.09.2011 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4875/11
23.09.2011 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4875/11