г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А56-49951/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Абубекеров А.Я. по доверенности от 28.12.2010
от ответчика (должника): Клементьева Л.Б. по доверенности от 14.06.2011 N 03-11/08187, Василевский А.С. по доверенности от 15.03.2011 N 03.11/3254
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22475/2011) Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2011 по делу N А56-44037/2011 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "Петербургрегионгаз"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решений в части
установил:
Открытое акционерное общество "Подпорожский механический завод" (адрес: 187780, РОССИЯ, г. Подпорожье, Ленинградская область, пр. Механический, д. 9, ОГРН: 1024701615256, далее - Общество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным п.1 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.06.2011 N 09-08/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" о привлечении ОАО "Подпорожский механический завод" к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 1 174 574 руб. 60 коп.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2011 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы выводы суда об отсутствии потерь бюджета на момент принятия решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку заявителя по вопросам правильности исчисления и уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.03.2011.
По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт N 09-08/14 от 01.06.2011 на основании которого принято решение от 30.06.2011 N 09-08/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1 173 638 руб. 60 коп. за не перечисление в бюджет удержанных сумм НДФЛ в размере 4 919 517 руб. за 2010 год и 94 8676 руб. за 2011 год; а также в виде штрафа в сумме 936 руб. за не перечисление в бюджет 4 680 руб. неправомерно неудержанного НДФЛ за 2010 год.
Тем же решением заявителю были начислены пени в сумме 440 401 руб. 39 коп., уменьшен убыток за 2010 год на 9 029 185 руб., начислен НДФЛ в сумме 6 879 719 руб. и предложено уплатить указанные штрафы, пени. Кроме того данным решением предложено удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного НДФЛ за 2010 год в размере 4 680 руб. и удержать доначисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика с учетом положений п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель оспорил вышеуказанное решение в Управление ФНС России по Ленинградской области, которое решением от 29.08.2011 N 16-21-11/13514 оставило апелляционную жалобу без удовлетворения, а оспариваемое решение Инспекции без изменения.
Считая решение Инспекции 30.06.2011 N 09-08/16, в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ не соответствующим действующему налоговому законодательству, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для принятия решения в оспариваемой заявителем части, в связи с отсутствием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку до составления акта и принятия решения про итогам проверки налогоплательщиком недоимка по НДФЛ перечислена в бюджет.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно изменениям, внесенных в статью 123 НК РФ (вступивших в силу со 02.09.2010) формулировка состава налогового правонарушения, предусмотренного данной нормой, дополнена.
Так в соответствии со статьей 123 НК РФ в новой редакции неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является налоговым правонарушением.
Таким образом, в новой редакции ст. 123 НК РФ дополнительно установлено, что ответственность применяется за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога.
Соответственно, с учетом изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки налоговым органом установлено, что заявитель в установленный Налоговым кодексом РФ срок не перечислил за 2010 -2011 г.г. налог на доходы физических лиц в сумме 5 868 193 руб. (даты выплаты заработной платы после вступления в силу ФЗ от 27.07.2010 N 229):
- август 2010 года - 991 897 руб. (даты выплаты заработной платы -23.09.2010, 24.09.2010, 28.09.2010, 30.09.2010);
- сентябрь 2010 года - 879 637 руб. (даты выплаты заработной платы -07.10.2010,11.10.2010 - 14.10.2010, 19.10.2010, 27.10.2010, 28.10.2010, 29.10.2010, 08.11.2010,10.11.2010,18.10.2010, 29.11.2010);
- октябрь 2010 года - 1 030 478 руб. (даты выплаты заработной платы-29.11-30.11.2010, 23.12.-24.12.2010, 27.12.2010);
- ноябрь 2010 года - 1 035 032 руб. (даты выплаты заработной платы-03.12.2010, 10.12.2010, 23.12-24.12.2010, 27.12.2010);
- декабрь 2010 года - 982 473 руб. (заработная плата выплачена -27.01.2011);
- январь 2011 года в сумме 948 676 руб. (выплата заработной платы -05.03.2011).
Также в ходе выездной налоговой проверки выявлен факт не удержанния и не перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 4 680 руб.
Обществом до вынесения оспариваемого решения была уплачена недоимка по НДФЛ за 2010-2011 годы в сумме 4 000 000 руб. по платежному поручению N 373 от 20.04.2011 и в сумме 3 000 000 руб. по платежному поручению N 409 от 30.05.2011.
Указанные обстоятельства не оспариваются налоговым органом и подтверждаются материалами дела.
Принимая во внимание изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ, (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
Таким образом, действия Общества по неперечислению в бюджет удержанного налога в установленные сроки образуют состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 123 НК РФ и инспекция правомерно привлекла налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в сумме 1 174 574 руб. 60 коп.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемой ситуации имеют место обстоятельства смягчающие ответственность заявителя.
Как указано в пункте 3 статьи 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 112 НК РФ приведен перечень смягчающих ответственность обстоятельств, который не является исчерпывающим.
В силу пункта 4 указанной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 НК РФ).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 Постановления от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо в статье 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, установленных законом, предоставлено налоговому органу и суду.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 112 НК РФ, суд вправе признать недействительным решение налогового органа в части размера необоснованно наложенной санкции.
В Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 Президиум ВАС РФ подчеркнул, что отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства даже в том случае, если налоговый орган частично применил положения статьи 112 НК РФ.
Учитывая тяжелое материальное положение заявителя, а также то, что совершенное обществом налоговое правонарушение не причинило имущественного вреда публичным интересам (недоимка перечислена в бюджет до составления акта проверки, пени за несвоевременное перечисление НДФЛ уплачены в бюджет на основании выставленного инспекцией требования), принимая во внимание, что в отношении налогоплательщика определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2011 по делу N А56-69218/2011 возбуждено дело о банкротстве, апелляционный суд приходит к выводу о не соответствии примененного инспекцией размера налоговой санкции штрафа принципам разумности и справедливости, а потому и не может считаться адекватным характеру допущенного заявителем правонарушения.
В этой связи к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ и, как следствие, назначенная налогоплательщику ответственность подлежит снижению до суммы 400 000 рублей.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 по делу N А56-49951/2011 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области от 30.06.2011 N 09-08/16 в части привлечения ОАО "Подпорожский механический завод" к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 774 574,60 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области в пользу ОАО "Подпорожский механический завод" (ОГРН N 1024701615256, место нахождения: Ленинградская область, г. Подпорожье, пр. Механический, 9) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 112 НК РФ, суд вправе признать недействительным решение налогового органа в части размера необоснованно наложенной санкции.
В Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 Президиум ВАС РФ подчеркнул, что отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства даже в том случае, если налоговый орган частично применил положения статьи 112 НК РФ.
Учитывая тяжелое материальное положение заявителя, а также то, что совершенное обществом налоговое правонарушение не причинило имущественного вреда публичным интересам (недоимка перечислена в бюджет до составления акта проверки, пени за несвоевременное перечисление НДФЛ уплачены в бюджет на основании выставленного инспекцией требования), принимая во внимание, что в отношении налогоплательщика определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2011 по делу N А56-69218/2011 возбуждено дело о банкротстве, апелляционный суд приходит к выводу о не соответствии примененного инспекцией размера налоговой санкции штрафа принципам разумности и справедливости, а потому и не может считаться адекватным характеру допущенного заявителем правонарушения.
В этой связи к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ и, как следствие, назначенная налогоплательщику ответственность подлежит снижению до суммы 400 000 рублей."
Номер дела в первой инстанции: А56-49951/2011
Истец: ОАО "Подпорожский механический завод"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N4 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22475/11