г. Москва |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А41-30594/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Исаевой Э.Р., Куденеевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Кожевниковым В.И.,
при участии в заседании:
от истца - Открытого акционерного общества "Теплосеть-Инвест" (ИНН: 5050055205, ОГРН: 1055014150355): Боженкова И.С., представителя (доверенность от 01.04.2010 г.),
от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" (ИНН: 5050055646, ОГРН: 1065050001345): Андреева А.Н., представителя (доверенность от 11.01.2011 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2011 года по делу N А41-30594/11, принятое судьей С.А. Закутской, по иску Открытого акционерного общества "Теплосеть-Инвест" к Обществу с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" о взыскании суммы ежегодной корректировки размера платы за тепловую энергию в размере 2 544 402 руб. 79 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Теплосеть-Инвест" (далее - ОАО "Теплосеть-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" (далее - ООО "ЕДС-Щелково") о взыскании суммы ежегодной корректировки размера платы за тепловую энергию поставленную по договору теплоснабжения N 100 от 26 ноября 2008 года в размере 2 544 402 руб. 79 коп. (том 1, л.д. 3-9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (том 3, л.д. 118-121).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЕДС-Щелково" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение (том 3, л.д. 126-131).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске - отказать.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26 ноября 2008 года между ОАО "Теплосеть-Инвест" (теплоснабжающей организацией) и ООО "ЕДС-Щелково" (абонентом) заключен договор теплоснабжения N 100, предметом которого являются отношения сторон, связанные со снабжением приобретенной теплоснабжающей организацией тепловой энергией объектов абонента, перечень которых приведен в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью (пункт 1.1. договора) (том 1, л.д. 62-69).
Договора договорной объем отпуска тепловой энергии абоненту в натуральном выражении определяется исходя из заявленного абонентом объема и технической возможности котельной (пункт 2.1. договора).
В случае отсутствия приборов учета у абонента, расчет потребленной тепловой энергии производится по нормативам потребления, утвержденным Постановлением Главы городского поселения Щелково (пункт 7.5.3. договора).
Стоимость тепловой энергии (теплоносителя) определяется в порядке установленном договором на основании данных учета и тарифов, утвержденных Топливно-энергетическим комитетом Московской области в соответствии с действующим законодательством о государственном регулировании тарифов в Российской Федерации (пункт 8.1. договора).
При отсутствии приборов у абонента, оплата за тепловую энергию и ее передачу производится по нормативам потребления, утвержденным Постановлением Главы городского поселения Щелково.
Во исполнение договора в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года ОАО "Теплосеть-Инвест" на отопление жилых домов находящихся в управлении ООО "ЕДС-Щелково" отпущено 6 239, 714 Гкал тепловой энергии, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами о количестве поданной - принятой тепловой энергии, счетами и счетами-фактурами (том 1, л.д. 104-152, том 2, л.д. 1-14).
Объекты, находящиеся в управлении ООО "ЕДС-Щелково", не оборудованы приборами учета и контроля тепловой энергии.
Истец произвел расчет годового количества тепловой энергии на отопление объектов теплоснабжения исходя из общей площади жилых помещений в отапливаемых жилых домах, составляющей 34 665, 1 кв.м. и норматива потребления коммунальных услуг гражданами на отопление, установленного Постановлением Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области N 33 от 10.02.2009 года в размере 0,015 Гкал./кВ.м. в месяц (том 1, л.д. 75-77).
Таким образом, стоимость поставленной истцом тепловой энергии составила 9 216 095 руб. 02 коп.
Обязательства по оплате поставленной истцом тепловой энергии ответчик исполнил в полном объеме.
В 2010 году истец произвел корректировку размера платы за тепловую энергию, поставленную ответчику в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, которая составила 2 544 402 руб. 79 коп. и обусловлена наличием разницы между фактическим и нормативным объемом потребленной тепловой энергии.
Письмом N 359 26 июля 2011 года ОАО "Теплосеть-Инвест" уведомило ООО "ЕДС-Щелково" о произведенной корректировке и просило в срок до 15 августа 2011 года произвести оплату скорректированную стоимость тепловой энергии в сумме 2 544 402 руб. 79 коп. К письму приложены расчет, счет N 598 от 25.07.2011 г., акт N 00000598 от 25.07.2011 г., счет-фактура N 00000598 от 25.07.2011 г. (том 2, л.д. 30-37).
Учитывая, что на момент обращения в арбитражный суд ответчик скорректированную стоимость тепловой энергии в сумме 2 544 402 руб. 79 коп. не оплатил, ОАО "Теплосеть-Инвест" обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях, предусмотренных законом, при расчетах по договору энергоснабжения применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что абонент - ООО "ЕДС-Щелково" не является потребителем тепловой энергии, поставляемой ОАО "Теплосеть-Инвест".
Ответчик осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по следующим адресам: Московская область, г. Щелково, проезд Первый Первомайский, дома N 13,14; переулок Гостиный, дома N 3, 5; улица Иванова, дома N 12, 13, 14, 16, 18, 24; улица Парковая, дома N 14/22, 16, 21/20, 23, 25/7, 29; улица Пушкина, дома N 10, 12, 14, 18, 20; улица Строителей, дома N 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17/15; улица Центральная, дома N 27/9, 29/10, 31, 33/1, 41/8, 45, 47, 49, 51, 57/12, 59, 61, 65, 67, 69, 71/11; улица Шмидта, дома N 22/26, 23, 24.
Тариф на тепловую энергию (отопление) в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливается Топливно-энергетическим комитетом Московской области, а на горячее водоснабжение в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса".
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307), ООО "ЕДС-Щелково" является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные услуги не в целях перепродажи их потребителям, а в целях потребления их жителями управляемых ответчиком жилых домов, приборы учета в которых отсутствовали, а ОАО "Теплосеть-Инвест - ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые, согласно приложению N 2 к Правилам N 307, учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 от 23 мая 2006 года, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункт 3). Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (пункт 4).
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что Постановлением Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области N 33 от 10.02.2009 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для граждан - отопления (0,015 Гкал/кв. м в месяц).
Судом установлено, что расчет стоимости тепловой энергии произведен истцом исходя из общей площади жилых помещений в отапливаемых жилых домах, составляющей 34 665, 1 кв.м. и норматива потребления коммунальных услуг гражданами на отопление, установленного Постановлением Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области N 33 от 10.02.2009 года в размере 0,015 Гкал./кВ.м. в месяц
В целях обеспечения надлежащего выполнения своих обязательств исполнителями коммунальных услуг, абзацем 4 Письма Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 N 21492-СК/07 установлены исключительные условия договора ресурсоснабжения, которые не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в частности, условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам пунктов 16 - 34 Правил (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы).
Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Приложением 2 к указанным Правилам является расчет размера платы за коммунальные услуги. Согласно этому расчету при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При этом в соответствии с пунктом 27 указанных Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги, подлежит либо оплате со стороны потребителя, либо компенсируется исполнителем.
Таким образом, исполнитель при расчетах с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг, однако они применяются лишь для расчета текущих ежемесячных платежей. Итоговая сумма платы за коммунальные услуги исчисляется на основании не нормативов, а корректировок, предусмотренных пунктом 19 Правил N 307.
В соответствии с вышеуказанными нормами, разница между начислениями по нормативам потребления коммунальных услуг и фактически отпущенной истцом тепловой энергией, складывается как итоговая задолженность и подлежит оплате со стороны ответчика.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ресурсоснабжающей организации права производить корректировку объема и стоимости поставленного коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по корректировке размера платы за отопление, суд первой инстанции правомерно посчитал расчет истца правомерным.
Учитывая, что ответчик не оплатил скорректированную стоимость тепловой энергии в сумме 2 544 402 руб. 79 коп. суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2011 года по делу N А41-30594/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Мальцев |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях, предусмотренных законом, при расчетах по договору энергоснабжения применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Тариф на тепловую энергию (отопление) в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливается Топливно-энергетическим комитетом Московской области, а на горячее водоснабжение в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса".
...
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
...
В целях обеспечения надлежащего выполнения своих обязательств исполнителями коммунальных услуг, абзацем 4 Письма Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 N 21492-СК/07 установлены исключительные условия договора ресурсоснабжения, которые не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в частности, условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам пунктов 16 - 34 Правил (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы)."
Номер дела в первой инстанции: А41-30594/2011
Истец: ОАО "Теплосеть-Инвест"
Ответчик: ООО "ЕДС-Щелково"
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5285/13
24.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5182/13
08.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5182/13
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5182/13
11.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2532/12
26.09.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7269/12
05.07.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30594/11
04.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2532/12
10.02.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-127/12