г. Владивосток |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А24-3782/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей А.В. Пятковой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-9686/2011
на решение от 24.11.2011
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-3782/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению открытого акционерного общества "Камчатский печатный двор" (ИНН 4100000643, ОГРН 1024101014981)
к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Камчатский печатный двор" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Камчатский печатный двор") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Министерство) от 19.07.2011 N 03/1504-01-09 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенного по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, район ул. Высотная, 3, для строительства здания оптово-розничного магазина.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.11.2011 признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Министерство) от 19.07.2011 N 03/1504-01-09 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенного по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, район ул. Высотная, 3, для строительства здания оптово-розничного магазина. Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Как указало Министерство в своей апелляционной жалобе, постановлением главы Петропавловск - Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1607 Обществу предварительно согласовано место размещение здания оптово-розничного магазина на земельном участке площадью 0, 0398 га, расположенном по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, район ул. Высотная, 3.
На основании вышеуказанного постановления данный земельный участок был поставлен Обществом на государственный кадастровый учет 11.11.2008, о чем свидетельствует соответствующий кадастровый паспорт земельного участка от 13.11.2008. Земельному участку был присвоен кадастровый номер - 41:01:010126:320. Однако, Министерством на Интернет - сайте была дополнительно проверена информация о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет, в результате которой было выявлено, что на дату 11.11.2010 сведения о земельном участке с кадастровым номером 41:01:010126:320 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, в связи с чем, у Министерства отсутствовали законные основания для предоставления в аренду земельного участка площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенного по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, район ул. Высотная, 3, для строительства здания оптово-розничного магазина. Данное обстоятельство также было подтверждено соответствующим ответом Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Камчатскому краю на запрос Министерства от 17.11.2011 о предоставлении сведений о земельном участке, испрашиваемым Обществом. Таким образом, апеллянт указывает на то обстоятельство, что у Министерства как отсутствовали, так и отсутствуют на сегодняшний день основания для предоставления земельного участка ОАО "Камчатский печатный двор".
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части примененного судом первой инстанции способа восстановления нарушенного права открытого акционерного общества "Камчатский печатный двор".
Как следует из материалов дела, 06.06.2011 Общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:01 01 06:320 для строительства объекта здания оптово-розничного магазина, расположенного в 64 м по направлению на северо-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Высотная 3 (л.д. 23).
19.07.2011 Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края письмом N 03/1504-01-09 отказало о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:01 01 06:320 для строительства объекта здания оптово-розничного магазина по ул. Высотной в связи с истечением срока действия постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа N 1670 от 09.06.2008, а также по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок снят с кадастрового учета.
ОАО "Камчатский печатный двор", считая отказ Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусматривает, то предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Как следует из материалов дела, в 2008 году ОАО "Камчатский печатный двор" обратилось в администрацию города Петропавловска-Камчатского с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство здания оптово-розничного магазина, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Высотной, 3.
Постановлением главы Петропавловск - Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1607 ОАО "Камчатский печатный двор" согласовано место размещения здания оптово-розничного магазина на земельном участке площадью 0,0398 га, находящимся в 64 м по направлению на северо-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Высотная 3. Указанным постановлением Обществу предписано разработать и утвердить проектную документацию, обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с утвержденным проектом границ земельного участка N 187 от 14.05.2008 для строительства здания оптово-розничного магазина, а Комитету городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа подготовить градостроительный план земельного участка. Спорный земельный участок площадью 0,0398, расположенный в г. Петропавловске - Камчатском по улице Высотная, поставлен на кадастровый учёт с разрешённым использованием - для строительства здания оптово-розничного магазина (л.д. 37).
Этим же постановлением главы Петропавловск - Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1607 утверждён акт N 70-14.05.2008 выбора земельного участка для строительства, согласования намеченных проектных решений (л.д. 38).
13.11.2008 земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером 41:01:010126:320, разрешенное использование: для строительства здания оптово-розничного магазина, площадь - 0,0398 га.
19.11.2010 Обществом от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнеро" получены технические условия на подключение к электрическим сетям (л.д. 32).
18.11.2010 Общество обратилось с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Петропавловский водоканал" о выдаче технических условий на присоединение к сетям водопровода и канализации здания оптово-розничного магазина по ул. Высотной.
10.12.2011 Обществом получен ответ от муниципального унитарного предприятия "Петропавловский водоканал" об отсутствии сетей водопровода, канализации, обслуживаемых предприятием в указанном районе и предложено обратиться к владельцам соседней территории, так как они имеют собственные скважины (л.д. 33).
06.04.2011 года Обществом получен градостроительный план земельного участка N 41-301-000-43, кадастровый номер 41:01:010126:320, местонахождение земельного участка: примерно в 64 м по направлению на северо-запад от ориентира административное здание, расположенное за пределами участка. Адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Высотная, 3 (л.д. 26-31).
30.05.2011 года Обществу на основании экспертного заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" N 2376 от 05.05.2011 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 41КЦ 08000Т0001000511, согласно которому земельный участок площадью 398 кв.м. для строительства здания оптово-розничного магазина соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствии с законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края (далее - орган по управлению государственным имуществом Камчатского края) в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Пунктом 2 статьи 3 данного Закона установлено, что если процедуры предоставления земельного участка в г. Петропавловске-Камчатском для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства, начаты органами местного самоуправления Петропавловск - Камчатского городского округа, но не завершены до вступления в силу названного Закона (30.11.2010), дальнейшие процедуры по предоставлению указанного земельного участка осуществляются органом по управлению государственным имуществом Камчатского края в порядке, установленном федеральным законодательством.
Органом, осуществляющим управление государственным имуществом Камчатского края, после ведение в действие названного Закона, является Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Из представленных документов следует, что Обществом после получения решения о согласовании места размещения оптово - розничного магазина выполнены его требования, а именно разработана проектная документация, по которой получено положительное заключение, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер.
С заявлением о предоставление земельного участка для строительства объекта Общество обратилось 06.06.2011. Данное заявление подано в пределах трехлетнего срока действия постановления главы Петропавловск - Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1670, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Министерством не представлены ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу доказательства обращения Общества с заявлением по истечении срока действия постановления главы Петропавловск - Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1607, а также на дату вынесения обжалуемого судебного акта не представлены доказательства снятия земельного участка с кадастровым номером 41:01:010126:320 с кадастрового учета.
Документы, приложенные к апелляционной жалобе, апелляционной коллегией не принимаются в качестве доказательств по делу, так как Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края не заявлено обоснованное ходатайство о приобщении их к материалам дела с обоснованием причин, по которым они не могли быть предоставлены при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Согласно п.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, Министерством не доказана законность и обоснованность решения от 19.07.2011 N 03/1504-01-09 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенного по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, район ул. Высотная, 3, для строительства здания оптово-розничного магазина.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, отказ Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:010126:320 для строительства, оформленный письмом от 19.07.2011 N 03/1504-01-09, по мотиву снятия 11.11.2010 названного земельного участка с кадастрового учета, опровергается имеющимися в материалах дела документами, в том числе, выданным 06.04.2011 Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск - Камчатского городского округа градостроительным планом земельного участка (л.д. 26-31).
Изучив имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем выполнены необходимые требования действующего земельного законодательства для принятия решения о предоставления земельного участка для строительства, выполнены требования, указанные в постановлении главы Петропавловск - Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1607, а пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ не ограничивает органы государственной власти или органы местного самоуправления в действиях, в данном случае в предоставлении земельного участка, в связи с чем, у Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка для строительства по мотиву снятия земельного участка с кадастровым номером 41:01:010126:320 с кадастрового учета, а также истечения срока действия постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 09.06.2008 N 1607.
Ссылка представителя ответчика на пункт 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (об истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка, что влечет основания снятие земельного участка с учета) основана на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку, как указано выше в пункте 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что ответчиком в судебное заседание не представлены доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:010126:320 для строительства, оформленный письмом от 19.07.2011 N 03/1504-01-09, является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, судом первой инстанции в части примененного способа восстановления нарушенного права открытого акционерного общества "Камчатский печатный двор" при вынесении обжалуемого судебного акта не учтены следующие обстоятельства.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если по истечении двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), сведения о таком земельном участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом законодатель, определяя сроки действия государственного кадастрового учета земельных участков, не указал на невозможность предоставления земельного участка при наличии полного пакета документов, предусмотренных ст.ст.30-32 Земельного кодекса РФ, при том что действия, направленные на получение указанных документов были осуществлены Обществом в период трехлетнего срок действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта капитального типа.
В соответствии с п.8 ст.75 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Однако, в период рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края в материалы дела не были представлены документы, подтверждающие факт того. что земельный участок площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенный по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, район ул. Высотная, 3, как объект гражданских правоотношений не существует, в связи со снятием его с государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о необходимости обязать Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края в месячный срок повторно рассмотреть обращение открытого акционерного общества "Камчатский печатный двор" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенного по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, в районе ул. Высотная, 3, для строительства здания оптово-розничного магазина.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.11.2011 по делу N А24-3782/2011 изменить в части примененного судом первой инстанции способа восстановления нарушенного права открытого акционерного общества "Камчатский печатный двор".
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края в месячный срок повторно рассмотреть обращение открытого акционерного общества "Камчатский печатный двор" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0, 0398 га, кадастровый номер 41:01:010126:320, расположенного по адресу: г.Петропавловск - Камчатский, в районе ул. Высотная, 3, для строительства здания оптово-розничного магазина.
В остальной части решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.11.2011 по делу N А24-3782/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А. В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что ответчиком в судебное заседание не представлены доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:010126:320 для строительства, оформленный письмом от 19.07.2011 N 03/1504-01-09, является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, нарушающим права и законные интересы заявителя.
...
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если по истечении двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), сведения о таком земельном участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом законодатель, определяя сроки действия государственного кадастрового учета земельных участков, не указал на невозможность предоставления земельного участка при наличии полного пакета документов, предусмотренных ст.ст.30-32 Земельного кодекса РФ, при том что действия, направленные на получение указанных документов были осуществлены Обществом в период трехлетнего срок действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта капитального типа.
В соответствии с п.8 ст.75 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии."
Номер дела в первой инстанции: А24-3782/2011
Истец: ОАО "Камчатский печатный двор"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1476/12
20.02.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9686/11
21.12.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9422/11
24.11.2011 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3782/11