г. Самара |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А55-19171/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Самары - Лариной Е.Ю. (доверенность от 10.10.2011 N 05-13/28365)
представителя закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-4" - Зайцевой С.В. (доверенность от 19.09.2011 N 26),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.02.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 по делу N А55-19171/2011 (судья Гордеева С.Д.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-4" (ИНН 6319023370, ОГРН 1036300887479), Самарская область, г.Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Самары, Самарская область, г.Самара,
о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Завод ЖБИ-4" (далее - ЗАО "Завод ЖБИ-4", налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары (далее - ИФНС России по Промышленному району г. Самары, налоговый орган, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся во включении в справку N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.08.2011 сведений о наличии у ЗАО "Завод ЖБИ-4" задолженности и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Завод ЖБИ-4" путем исключения из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 350 по состоянию на 31.08.2011 сведений о наличии у общества задолженности (т.1, л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 по делу N А55-19171/2011 заявленные требования удовлетворены (т.2,л.д.15-16).
В апелляционной жалобе ИФНС России по Промышленному району г. Самары просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.2,л.д.20-21).
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд, общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель общества возражал против апелляционной жалобы ИФНС России по Промышленному району г. Самары по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований, предусмотренных п.п.3,4 п.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Промышленному району заявителю выдана справка N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2011, содержащая сведения о наличии у ЗАО "Завод ЖБИ-4" задолженности по пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 32 946,15руб.; задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 502 031,44 руб.; задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц в размере 93 679,80руб; задолженности по пени по страховым взносам на выплату страховой части в размере 12 859,80руб; задолженности по пени по страховым взносам на выплату накопительной части в размере 1 195,63руб; задолженности по пени по налогу на прибыль в местный бюджет в размере 13 528,53руб.; задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог в размере I 590 876,77руб.; задолженности по пени по налогу с продаж в размере 132 077,78руб.; задолженности по пени по ЕСН, поступающему в ФБ в размере 3 176,43руб.; задолженности по пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС в размере 15 051,99руб.; задолженности по пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный ФОМС в размере 1503,15руб; задолженности пени по ЕСН, зачисляемому в территориальный ФОМС в размере 14303,55руб.
ЗАО "Завод ЖБИ-4" не оспаривает по существу наличие задолженности, отраженной в оспариваемой им справке. В обоснование заявленного требования, заявитель указывает на то, что к моменту обращения им в инспекцию последняя утратила право на взыскание этой суммы по причине истечения предельных сроков взыскания, в связи с чем не имеет права указывать данную сумму как задолженность налогоплательщика.
Суд первой инстанции в оспариваемом решении, ссылаясь на подп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывает на то, что сведения, отраженные в справке, должны быть достоверными и содержать информацию о реальном состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Из справки налогового органа N 350 от 08.09.2011 не представляется возможным установить период, за который сложилась, по мнению налогового органа, недоимка, а также сумма, на которую начислены пени, период, за который они начислены, а также основания и период начисления налоговых санкций и их расчет.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за обществом, по мнению суда первой инстанции, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст.32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Справка о состоянии расчетов утверждена в Приложении N 8 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения".
Указанная справка выдается на основании данных лицевых счетов, являющихся формой учета состояний расчетов налогоплательщика по налогам с бюджетом.
ИФНС России по Промышленному району по запросу ЗАО "Завод ЖБИ-4" была предоставлена справка N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2011.
Отраженные в лицевом счете пени начислены налоговым органом за несвоевременное исполнение обязанностей по уплате в бюджет налогов и сборов, штрафы - за нарушение законодательства о налогах и сборах, а числящаяся недоимка по налогам - по результатам проведения мероприятий налогового контроля, результаты которых ЗАО "Завод ЖБИ-4" не оспаривало. Поскольку задолженность по налогам, пени, штрафам не уплачена налогоплательщиком, то они значатся в его лицевом счете. Данные о наличии указанной задолженности отражены в справке N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2011.
Согласно ст. 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта или действия (бездействия) государственного органа недействительными необходимо два условия: несоответствие их закону или иному ненормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанная справка выдана заявителю в соответствии с действующими законодательными нормами и не нарушает прав заявителя.
Справка N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2011 выдана налоговым органом в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9н.
Довод заявителя о том, что налоговый орган не вправе отражать в справке задолженность, право на взыскание которой, утрачено в силу норм действующего налогового законодательства, не основан на законе.
Согласно ст. 59 НК РФ, задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам Правительством Российской Федерации. Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
В соответствии с п.5 ст. 59 НК РФ, Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/3932 утвержден "порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", который применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
1. ликвидации организации;
2. признания банкротом индивидуального предпринимателя;
3. смерти физического лица или объявления его умершим;
4. принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
5. наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Также утвержден Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/3922 "Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 01.01.2010 за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 01.01.2010 за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица".
Материалы дела свидетельствуют, что в рассматриваемом случае ЗАО "Завод ЖБИ-4" не обладает указанными признаками организации для признания безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, содержащихся в выданной справке.
Истечение сроков давности взыскания налогов, пеней и штрафов, установленных нормами НК РФ, не отнесено к обстоятельствам, наступление которых влечет признание задолженности безнадежной (Определение ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-10784/10 по делу N А38-3137/2009; Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17383/09 по делу N А17-547/2009).
Иных оснований для списания невозможной к взысканию задолженности по налогам, пеням, налоговым санкциям законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали законные основания для неотражения в справке N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2011 задолженности.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04, которая соответствует требованиям налогового законодательства и корреспондирует с положениями ст. 44 НК РФ, которая не предусматривает такого основания прекращения обязанности по уплате налога, как признание невозможности взыскания задолженности. По данному поводу существует Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 334-О-О, в котором суд аналогично предыдущему мнению признал законным невозможность списания просроченной задолженность по иным основаниям, не установленным ст. 59 НК РФ.
На основании вышеизложенного заявленные ЗАО "Завод ЖБИ-4" требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Из вышеизложенного следует, что суд первой инстанции не применил нормы действующего законодательства, которые следовало применить в данном случае, а выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции от 29.12.2011 подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 по делу N А55-19171/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-4" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Самары по выдаче справки N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.08.2011, и обязании устранить нарушения законных прав и интересов отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.5 ст. 59 НК РФ, Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/3932 утвержден "порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", который применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
...
Истечение сроков давности взыскания налогов, пеней и штрафов, установленных нормами НК РФ, не отнесено к обстоятельствам, наступление которых влечет признание задолженности безнадежной (Определение ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-10784/10 по делу N А38-3137/2009; Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17383/09 по делу N А17-547/2009).
Иных оснований для списания невозможной к взысканию задолженности по налогам, пеням, налоговым санкциям законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали законные основания для неотражения в справке N 350 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2011 задолженности.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04, которая соответствует требованиям налогового законодательства и корреспондирует с положениями ст. 44 НК РФ, которая не предусматривает такого основания прекращения обязанности по уплате налога, как признание невозможности взыскания задолженности. По данному поводу существует Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 334-О-О, в котором суд аналогично предыдущему мнению признал законным невозможность списания просроченной задолженность по иным основаниям, не установленным ст. 59 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А55-19171/2011
Истец: ЗАО "Завод ЖБИ-4"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19171/11
15.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4304/12
29.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-994/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19171/11