г. Вологда |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А05-10731/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 декабря 2011 года по делу N А05-10731/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
дачное некоммерческое партнерство "Содружество" (город Северодвинск, ОГРН 1092902000223; далее - ДНП "Содружество") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (город Северодвинск, ОГРН 1032901000703; далее - администрация) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 14.06.2011 N 01-03-26/1791, в утверждении акта выбора земельного участка для размещения партнерства в районе между железной дорогой Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшема и о возложении обязанности на администрацию принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для размещения партнерства и предварительном согласовании места размещения данного объекта в районе между железной дорогой Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшема.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 декабря 2011 года заявленные ДНП "Содружество" требования удовлетворены.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
ДНП "Содружество" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами в ней содержащимися, решение суда считает законным и обоснованным.
ДНП "Содружество" и администрация надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 06.02.2009 ДНП "Содружество" обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка под размещение ДНП "Содружество" в районе железной дороги Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшема. К заявлению прилагались копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, выписка из решения общего собрания ДНП "Содружество", копия устава ДНП "Содружество" и схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Комиссия по предварительному рассмотрению заявлений по вопросам, касающимся размещения объектов капитального строительства либо временного размещения временных объектов, 17.03.2009 рассмотрела вопрос о выборе земельного участка ориентировочной площадью 30 га и предварительном согласовании места размещения дачного строительства в районе между железной дорогой Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшема (в районе бывшего "Нижнего склада") и приняла положительное по нему решение (л. д. 40-46).
Информация о возможности размещения дачного строительства опубликована в газете "Северный рабочий" от 31.03.2009.
Администрацией 14.05.2009 выдан акт выбора земельного участка для согласования со всеми заинтересованными лицами. В материалы дела представлена копия акта выбора земельного участка, в котором имеются подписи всех заинтересованных органов государственного контроля и надзора, уполномоченных на согласование при предоставлении земельного участка под дачное строительство.
На основании направления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в городе Северодвинске проведено обследование земельного участка, отводимого под строительство дачного некоммерческого объединения в районе между железной дорогой Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшема. В результате проведенного Центром гигиены и эпидемиологии в городе Северодвинске обследования составлен акт от 04.06.2009, в котором установлено отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм радиационной безопасности.
Акт выбора земельного участка с приложением документов, подтверждающих прохождение согласовательных процедур с заинтересованными лицами (акт санитарно-эпидемиологического обследования, санитарно-эпидемиологическое заключение), 21.01.2011 представлен заявителем в администрацию для утверждения.
Управление строительства и архитектуры администрации письмом от 25.02.2011 N 04-01-08/356 отказало заявителю в утверждении акта выбора земельного участка со ссылкой на отсутствие в муниципальном образовании "Северодвинск" схем зонирования территорий для размещения дачного некоммерческого партнерства с установленным разрешенным использованием земельных участков.
ДНП "Содружество" 09.03.2011 повторно обратилось в администрацию с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства.
Письмом от 14.06.2011 администрация отказала в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения дачного строительства на земельном участке. Отказ мотивирован отсутствием схем зонирования территорий для размещения дачного некоммерческого партнерства (л. д. 14).
Не согласившись с указанным отказом администрации, ДНП "Содружество" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 13 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 названного Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Статьей 34 ЗК РФ установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на аукционах); 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 ЗК РФ).
Порядок выбора земельного участка регламентирован статьей 31 ЗК РФ.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что заявление по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным ЗК РФ.
Единственным основанием, препятствующим утверждению акта выбора земельного участка под дачное строительство и предварительному согласованию места размещения дачного некоммерческого партнерства, администрация указала на отсутствие схем зонирования территории для размещения дачного некоммерческого партнерства.
Суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных положений ЗК РФ и Закона N 66-ФЗ, обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, поскольку доводы администрации о том, что отсутствует схема зонирования территории, не могут служить основанием для отказа в утверждении спорного акта выбора земельного участка.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается администрацией, комиссией по предварительному рассмотрению заявлений по вопросам, касающимся размещения объектов капитального строительства либо временного размещения временных объектов, принято положительное решение о выборе земельного участка ориентировочной площадью 30 га и предварительном согласовании места размещения дачного строительства в районе между железной дорогой Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшема (в районе бывшего "Нижнего склада"), 31.03.2009 информация о размещении дачного строительства опубликована в газете "Северный рабочий", 14.05.2009 администрацией выдан акт выбора земельного участка для согласования со всеми заинтересованными лицами, заявителем получены все необходимые согласования заинтересованных органов государственного контроля и надзора, уполномоченных на согласование при предоставлении земельного участка под дачное строительство.
При этом иных оснований для отказа в утверждении акта выбора земельного участка, кроме содержащихся в оспариваемом письме, администрацией ни в суде первой инстанции ни в апелляционной инстанции не приведено.
Администрация не представила доказательств невозможности предоставления испрашиваемого участка для дачного строительства, участок не исключен из гражданского оборота, не относится к землям населенных пунктов, свободен от прав других лиц.
Проведение зонирования межселенных территорий является обязанностью органа местного самоуправления. Неисполнение обязанности органом местного самоуправления по зонированию территории не должно приводить к нарушению прав граждан на ведении е дачного хозяйства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ДНП "Содружество" требования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 декабря 2011 года по делу N А05-10731/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Статьей 34 ЗК РФ установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на аукционах); 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 ЗК РФ).
Порядок выбора земельного участка регламентирован статьей 31 ЗК РФ.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что заявление по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным ЗК РФ.
...
Суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных положений ЗК РФ и Закона N 66-ФЗ, обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, поскольку доводы администрации о том, что отсутствует схема зонирования территории, не могут служить основанием для отказа в утверждении спорного акта выбора земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А05-10731/2011
Истец: ДНП "Содружество"
Ответчик: Администрация МО "Северодвинск"
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7865/12
31.10.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10731/11
04.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-76/12
22.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-459/12
15.12.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10731/11