г. Самара |
|
07 марта 2012 г. |
Дело N А65-19089/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны - Гайнутдинов И.П., доверенность от 23.07.2009 года N 1-2574,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Беспалова Е.В., доверенность от 10.01.2012 года N 8Д,
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от Открытого акционерного общества "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года по делу N А65-19089/2011 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ОГРНИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск,
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
третьи лица:
Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан", г. Нижнекамск,
Открытое Акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля", г. Казань,
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7.025.748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дякун Ольга Ивановна, г. Нижнекамск (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7.025.748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Определением суда от 05.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан" (далее - третье лицо-1).
Определением суда от 28.09.2011 произведена замена ненадлежащего ответчика - Нижнекамского отдела Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на надлежащего - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Определением суда от 09.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое Акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" (далее - третье лицо-2), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая Палата по Республике Татарстан" (далее - третье лицо-3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.12.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты.
Не согласившись с выводами суда, ИП Дякун О.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что отказ суда в удовлетворении заявленных требований вопреки ст. 148 АПК РФ является незаконным и необоснованным.
Для доказательства правомерности определения кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 на основе достаточной информации ответчик обязан был представить в судебное заседание статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель г. Нижнекамска. Такого доказательства соответствия своих действий методическим указаниям ответчик не представил, прикрыл свои незаконные действия подписями согласования, утверждения и консолидированной позиции третьих лиц, принимавших участие в распределении бюджетных средств в размере 16 млн. рублей.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, суд необоснованно посчитал действия ответчика по установлению кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 законными.
Податель жалобы также указывает, что требования имеют своим предметом и признание действий ответчика незаконными, и изменение недействительной кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на отсутствие доказательств рыночной стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 площадью 2140 кв.м. в размере 1 993000 рублей является незаконным.
В судебном заседании представитель ИП Дякун О.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 48 АПК РФ с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, удовлетворено ходатайство о замене ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о чем вынесено протокольное определение.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного заказчиком - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - управление) с исполнителем - Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 19.11.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан (далее - отчет кадастрового центра).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (далее - Кабинет Министров) от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14, площадью 2140 кв. м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Строителей, дом 39 и принадлежащего заявителю на праве собственности, был определен в размере 3 655 руб. 59 коп. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 7 822 962 руб. 60 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2010 года по делу N А65-22220/2010 был признан незаконным отказ Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14 площадью 2140 кв.м., расположенный по адресу: г.Нижнекамск, ул.Строителей, дом 39, выраженный в принятии постановления о предоставлении этого же участка на праве аренды.
На Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района была возложена обязанность в двухнедельный срок со дня получения решения по указанному делу принять решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне земельный участок с кадастровым номером 16:53:040205:14 площадью 2140 кв.м. в собственность, а также подготовить в месячный срок проект договора купли-продажи указанного объекта и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
В рамках исполнения вышеуказанного решения суда руководителем Исполкома Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан было вынесено Постановление N 499 от 24.05.2011 "О продаже земельного участка", а также направлен проект договора N 02-11-79 купли-продажи земельного участка с установленной стоимостью в размере 7 025 748 руб. 40 коп.
Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
При этом права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий ответчика.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ответчику, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно статье 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период его рассмотрения.
Как того требует статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка, которая должна являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, предпринимателем не заявлялось.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 275-О-О от 01.03.2011 действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
С учетом этого судом верно отмечено в решении, что заявитель не лишен права на судебную защиту, соответствующие исковые требования могут быть им заявлены в установленном порядке, а в рамках настоящего дела заявителем оспариваются действия ответчика, которые рассматриваются в рамках производства по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений (глава 24 АПК РФ).
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Требование заявителя о признании недействительной кадастровой стоимости, по существу, также имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органа. Следовательно, основания для рассмотрения такого заявления в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, отсутствуют. Заявленные обществом требования надлежит оценивать как исковые (аналогичная правовая позиция сформирована Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
С учетом изложенного судом правильно вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года по делу N А65-19089/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 275-О-О от 01.03.2011 действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
...
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
...
Требование заявителя о признании недействительной кадастровой стоимости, по существу, также имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органа. Следовательно, основания для рассмотрения такого заявления в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, отсутствуют. Заявленные обществом требования надлежит оценивать как исковые (аналогичная правовая позиция сформирована Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010)."
Номер дела в первой инстанции: А65-19089/2011
Истец: ИП Дякун Ольга Ивановна, г. Нижнекамск, ИП Дякун Ольга Ивановна, г. Чистополь
Ответчик: Нижнекамский отдел Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Нижнекамск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" Республики Татарстан, г. Нижнекамск, ОАО "Республиканский Кадастровый Центр "Земля", Представитель истца: Гайнутдинов И. П., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13556/12
25.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19089/11
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2851/12
07.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1346/12
10.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19089/11