г. Челябинск |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А07-12558/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г. Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Прима" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2011 года по делу N А07-12558/2011 (судья Давлеткулова Г.А.).
Закрытое акционерное общество "Прима" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ЗАО "Прима") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция), выразившееся в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки в размере 2539,32 рублей, задолженности по пеням в размере 109 114,03 рублей, а также просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки в размере 2539,32 рублей, задолженности по пеням в размере 109 114,03 рублей (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции заявителю в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с нарушением нор материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, заявленные требования удовлетворить.
Обосновывая неправомерность включения в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности в сумме 111 653,35 рублей, налогоплательщик указывает, что право на взыскание данной задолженности налоговым органом утрачено, в связи с пропуском сроков, установленных ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налоговым органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец не явились. Заявителем направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией по запросу ЗАО "Прима" выдана справка N 16208 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 23.06.2011, согласно которой за обществом числилась задолженность в размере 1 095 319,97 рублей, в том числе: по налогам в сумме 195 689,44 рублей, пени в сумме 860 058,75 рублей, штрафам в размере 39 571,78 рублей, всего - 1 095 319,97 рублей.
ЗАО "Прима" обратилось в налоговый орган на основании ст. 59 НК РФ с заявлением N 21 от 04.07.2011 о признании задолженности, указанной в справке от 23.06.2011 N 162081 в общей сумме 1 095 319,97 рублей, безнадежной к взысканию и списании на основании вступившего в законную силу судебного акта - определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Прима" требований налогового органа в сумме 626 151,99 рублей из заявленных 1 707 592,02 рублей.
Письмом от 04.08.2011 N 10-07/06181 инспекция отказала в списании указанной недоимки, сославшись на то, что определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 не содержит формулировки об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки в сумме 1 095 319,97 рублей.
Не согласившись с отказом налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по налогам в размере 195 689,44 рублей, задолженности по пеням в размере 860 058,75 рублей, штрафам в размере 39 571,78 рублей, всего - 1 095 319,97 рублей, а также обязании инспекции принять решение о признании безнадежной к взысканию и списании данной недоимки в размере 1 095 319,97 рублей.
Инспекция, в свою очередь, обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ЗАО "Прима" задолженности по налогам, сборам, взносам в размере 989 040,37 рублей, в том числе: по налогам в сумме 193 150,12 рублей, пени в сумме 756 318,47 рублей, штрафам в размере 39 571,78 рублей в рамках дела N А07-14058/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2011 по делу N А07-14058/2011 отказано в удовлетворении требований инспекции о взыскании с ЗАО "Прима" указанной задолженности в размере 989 040,37 рублей в связи с утратой возможности ее взыскания. Решение суда вступило в законную силу.
На основании данного решения налоговый орган списал в порядке ст. 59 НК РФ задолженность в сумме 989 040,37 рублей и выдал налогоплательщику справку N 19417 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.10.2011.
Согласно справке налогового органа от 25.10.2011 N 19417 задолженность ЗАО "Прима" перед налоговым органом составляла:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ 2539,32 рублей,
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ 26 795,76 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ 4 517,82 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ 1045,80 руб.
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы 362,62 рублей,
- пени по водному налогу 1541,60 рублей,
- пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты 883,02 рублей
- пени по налогу с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств 1719,84 рублей,
- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог 23 116,53 рублей,
- пени по налогу на реализацию ГСМ 11603,38 рублей,
- пени по прочим налогам и сборам (отмененные федеральные налоги) 27 865,43 рублей,
- пени по налогу с продаж 727,95 рублей,
- пени по прочим местным налогам и сборам 1559,37 рублей,
- пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 2389,24 рублей,
- пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 803,63 рублей,
- пени по единому социального налогу, зачисляемому в фонд обязательного медицинского страхования, в сумме в 212,49 рублей,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 3969,55 рублей,
всего: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 2539,32 рублей.
пени - 109 114,03 рублей.
Всего - 111 653,35 рублей.
После получения указанной справки заявитель уточнил требования, просил признать незаконным бездействия инспекции, выразившееся в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки в размере 2539,32 рублей, задолженности по пеням в размере 109 114,03 рублей, а также обязать инспекцию принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки в размере 2539,32 рублей, задолженности по пеням в размере 109 114,03 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности списания задолженности в сумме 111 653,35 рублей, но об отсутствии оснований для признания ее безнадежной и списания, в связи с тем, что определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 не содержит формулировки об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки в сумме 111 653,35 рублей.
Указанные выводы суда являются не совсем верными.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Согласно п.п. 1, 2 и 7 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Налоговый орган может обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика-организации причитающейся к уплате суммы налога, если им пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 2 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно п. 5 статьи 75 НК РФ пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При истечении пресекательного срока на взыскание задолженности по налогу (сбору) пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и не подлежат начислению (постановления Президиума Высшего Арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, от 29.09.2009 N 5838/09).
Как верно установил суд первой инстанции и не оспаривается налоговым органом недоимка и задолженность по пеням, указанная в справке налогового органа от 25.10.2011 N 19417 образовалась за пределами трех лет, пеня начислена на недоимку возможность взыскания которой утрачена, при этом доказательств соблюдения порядка ее взыскания налоговым органом также не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод об утрате налоговым органов возможности взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2539,32 рублей, а также пени в сумме 109 114,03 рублей, указанных в справке от 25.10.2011 N 19417.
Однако, делая вывод об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням, а также обязании инспекции принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию данной недоимки, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При наличии обстоятельств, органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Как предусмотрено п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утвержден "Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" (далее - Порядок спасания недоимки)
Указанный Порядок спасания недоимки применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии соответствующих обстоятельств.
При этом в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Порядка спасания недоимки налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Документом, подтверждающим обстоятельства признания безнадежным к взысканию недоимки, является, в соответствии с приложением N 2 к Порядку спасания недоимки, копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда, а также справка налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Таким образом, основанием для списания недоимки является утрата налоговым органом возможности взыскания недоимки, тем или иным способом отраженная в судебном акте. Достаточным признается даже указание на данное обстоятельство в мотивировочной части судебного акта.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что право налогоплательщика на списание недоимки, безнадежной к взысканию не может ставиться в зависимость от формулировки конкретного судебного акта и способа фиксации судом необходимого вывода в резолютивной или мотивировочной частях.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела Арбитражным судом Республики Башкортостан по заявлению ООО "Мякимолзавод" было возбуждено дело N А07-37511/2004 о признании несостоятельным (банкротом) ЗАО "Прима".
В рамках рассмотрения данного дела Управление Федеральной налоговой службы обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности ЗАО "Прима" по обязательным платежам в сумме 1 707 592,02 рублей, в том числе по налогам сборам в сумме 651 070,21 рублей, пеням в сумме 1 013 494,97 рублей, штрафам в размере 43 026,78 рублей.
Арбитражным судом Республики Башкортостан рассмотрена законность требований налоговых органов о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Прима" в сумме 1 707 592,02 рублей.
Как указано в мотивировочной части определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 анализ представленных налоговым органом документов показал, что на момент обращения уполномоченного органа в суд, сроки давности взыскания соблюден лишь в отношении задолженности в сумме 626 151,99 рублей, в том числе недоимки по налогам, сборам в сумме 297 694,74 рублей, пени в сумме 326 607,25 рублей.
В связи с чем, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 в реестр требований кредиторов ЗАО "Прима" включены требования налогового органа в сумме 626 151,99 рублей (в том числе штраф в сумме 1850 рублей) из заявленных 1 707 592,02 рублей. В отношении остальной задолженности в сумме 1 081 443,03 рублей судом отказано во включении в реестр требований кредиторов в связи с тем, что стороны пришли к соглашению о пропуске срока и утрате возможности ее взыскания.
Отсутствие в определении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 четкой формулировки об отказе во включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 1 081 443,03 рублей (в том числе 353 375,47 рублей налогов, 686 887,72 рублей пени и 41 176,78 рублей штрафа), в связи с утратой возможности ее взыскания, не влияет на существо данного вывода, фактически сделанного в данном судебном акте.
Впоследствии определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 производство по делу N А07-37511/2004 о признании ЗАО "Прима" несостоятельным (банкротом) было прекращено, в связи с удовлетворением требований кредиторов, в том числе налоговых органов.
Таким образом, на момент обращения с заявлением N 21 от 04.07.2011 о признании задолженности, указанной в справке от 23.06.2011 N 162081 в общей сумме 1 095 319,97 рублей, безнадежной к взысканию и списании, налогоплательщик располагал вступившим в законную силу судебным актом - определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004, в котором по существу был сделан вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания данной задолженности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2007 по делу N А07-37511/2004 не содержит формулировки об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки в сумме 111 653,35 рублей, входящей в состав общей суммы 1 095 319,97 рублей, не соответствует обстоятельствам дела.
В то же время, суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент обращения общества с заявлением N 21 от 04.07.2011 о признании задолженности, указанной в справке от 23.06.2011 N 162081 в общей сумме 1 095 319,97 рублей, безнадежной к взысканию и списании, в законную силу вступил Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 утвержден "Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", которым установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее - недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:
а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);
в) смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.
Кроме того, установлено, что решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается:
а) Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
б) Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, возможность списания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и задолженности по пеням и штрафам, в случае признания их судом безнадежными к взысканию, не предусмотрено.
Кроме того, указанное списание осуществляется органами пенсионного фонда, а не налоговыми органами.
Таким образом, инспекция обоснованно в связи с отсутствием оснований и полномочий отказала в признании безнадежной и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2539,32 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в страховую часть, в сумме 4 517,82 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в накопительную часть, в сумме 1045,80 рублей. Решение суда первой инстанции в данной части законно и обоснованно.
В остальной части требования заявителя подлежали удовлетворению, поскольку в нарушение ст. 59 НК РФ налоговый орган необоснованно отказал в признании безнадежной задолженности по пене в общей сумме 103 550,41 рублей (109 114,03 рублей - 5563,62 рублей) и ее списании при наличии судебного акта по делу N А07-37511/2004, которым подтвержден факт утраты налоговым органом возможности взыскания данных сумм.
Следовательно, требования общества подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в размере 103 550,41 рублей, в том числе:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ 26 795,76 рублей,
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы 362,62 рублей,
- пени по водному налогу 1541,60 рублей,
- пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты 883,02 рублей
- пени по налогу с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств 1719,84 рублей,
- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог 23 116,53 рублей,
- пени по налогу на реализацию ГСМ 11603,38 рублей,
- пени по прочим налогам и сборам (отмененные федеральные налоги) 27 865,43 рублей,
- пени по налогу с продаж 727,95 рублей,
- пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 2389,24 рублей,
- пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 803,63 рублей,
- пени по единому социального налогу, зачисляемому в фонд обязательного медицинского страхования, в сумме в 212,49 рублей,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 3969,55 рублей, а решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.
В суд апелляционной инстанции налоговым органом дополнительно представлена копия справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 30.01.2012, согласно которой у общества имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 2539,32 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в страховую часть, в сумме 4 517,82 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в накопительную часть, в сумме 1112,32 рублей, а также пеням по прочим налогам в сумме 0,39 рублей, а также решения от 24.10.2011 N N 608-617, 1621-1626 о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в суммах ранее указанных в справке от 25.10.2011 N 19417 (за исключением пени в сумме 0,39 рублей), из чего суд делает вывод о выполнении налоговым органом требований общества в части принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в размере 103 550,02 рублей.
Таким образом, требования общества об обязании инспекции принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в размере 103 550,02 рублей не подлежит удовлетворению, в связи с добровольным исполнением инспекцией, решение в данной части подлежит оставлению без изменения.
В части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию оставшейся задолженности по пеням в сумме 0,39 рублей требования общества подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Требования общества подлежат удовлетворению в указанной выше части.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы и требований заявителя, судебные расходы, понесенные им при подаче апелляционной жалобы и заявления в суд первой инстанции, подлежат возмещению за счет налогового органа на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2011 года по делу N А07-12558/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Прима" о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в размере 103 550,41 рублей, в том числе, по:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 26 795,76 рублей,
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 362,62 рублей,
- пени по водному налогу в сумме 1541,60 рублей,
- пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 883,02 рублей
- пени по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 1719,84 рублей,
- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме
23 116,53 рублей,
- пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 11603,38 рублей,
- пени по прочим налогам и сборам (отмененные федеральные налоги) в сумме 27 865,43 рублей,
- пени по налогу с продаж в сумме 727,95 рублей,
- пени по прочим местным налогам и сборам в сумме 1559,37 рублей,
- пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 2389,24 рублей,
- пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 803,63 рублей,
- пени по единому социального налогу, зачисляемому в фонд обязательного медицинского страхования, в сумме в 212,49 рублей,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 3969,55 рублей,
обязанию Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в размере 0,39 рублей.
Требования закрытого акционерного общества "Прима" удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пени в сумме 103 550,41 рублей, в том числе:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 26 795,76 рублей,
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 362,62 рублей,
- пени по водному налогу в сумме 1541,60 рублей,
- пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 883,02 рублей
- пени по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 1719,84 рублей,
- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме
23 116,53 рублей,
- пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 11603,38 рублей,
- пени по прочим налогам и сборам (отмененные федеральные налоги) в сумме 27 865,43 рублей,
- пени по налогу с продаж в сумме 727,95 рублей,
- пени по прочим местным налогам и сборам в сумме 1559,37 рублей,
- пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 2389,24 рублей,
- пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 803,63 рублей,
- пени по единому социального налогу, зачисляемому в фонд обязательного медицинского страхования, в сумме в 212,49 рублей,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 3969,55 рублей.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан принять решение о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням в размере 0,39 рублей, в том числе:
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 0,01 рублей,
- пени по водному налогу в сумме 0,07 рублей,
- пени по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 0,05 рублей,
- пени по налогу с продаж в сумме 0,03 рублей,
- пени по прочим местным налогам и сборам в сумме 0,06 рублей,
- пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 0,09 рублей,
- пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 0,08 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2011 года по делу N А07-12558/2011 оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамак Республики Башкортостан в пользу закрытого акционерного общества "Прима" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей в суде первой и апелляционной инстанции.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Прима" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение дела в апелляционном суде в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"б) Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, возможность списания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и задолженности по пеням и штрафам, в случае признания их судом безнадежными к взысканию, не предусмотрено.
Кроме того, указанное списание осуществляется органами пенсионного фонда, а не налоговыми органами.
Таким образом, инспекция обоснованно в связи с отсутствием оснований и полномочий отказала в признании безнадежной и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2539,32 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в страховую часть, в сумме 4 517,82 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в накопительную часть, в сумме 1045,80 рублей. Решение суда первой инстанции в данной части законно и обоснованно.
В остальной части требования заявителя подлежали удовлетворению, поскольку в нарушение ст. 59 НК РФ налоговый орган необоснованно отказал в признании безнадежной задолженности по пене в общей сумме 103 550,41 рублей (109 114,03 рублей - 5563,62 рублей) и ее списании при наличии судебного акта по делу N А07-37511/2004, которым подтвержден факт утраты налоговым органом возможности взыскания данных сумм."
Номер дела в первой инстанции: А07-12558/2011
Истец: ЗАО "Прима"
Ответчик: ИФНС России по г. Стерлитамаку РБ
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-91/12