г. Вологда |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А13-10379/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазалецкой О.О.,
при участии от Управления Кораблева А.С. по доверенности от 11.01.2010, от Территориального управления Росимущества Беляева Н.О. по доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2011 года по делу N А13-10379/2010 (судья Мамонова А.Е.),
установил
предприниматель Скребков Рудольф Сергеевич (ОГРН 304352502100347) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительными решения от 29.06.2010 N 30-15/10 и предписания от 29.06.2010 N 30-15/10.
Определениями суда от 05.10.2010 и от 15.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области (далее - Территориальное управление Росимущества), федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В.Верещагина", предприниматель Баранов Денис Владимирович.
В порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В.Верещагина" заменено на федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В.Верещагина" (далее - академия).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.01.2011 по делу N А13-10379/2010 заявленные требования удовлетворены, решение от 29.06.2010 N 30-15/10 и предписание от 29.06.2010 N 30-15/10 признаны недействительными.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по настоящему делу решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2011 решение суда первой инстанции от 31.01.2011 и постановление апелляционной инстанции от 20.04.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Вынесенным по итогам нового дела решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2011 года заявленные предпринимателем Скребковым Р.С. требования удовлетворены.
Управление не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать Скребкову Р.С. в удовлетворении его требований. Считает, что у академии не было оснований для применения положений части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а именно для заключения с предпринимателем на новый срок договора аренды от 02.12.2009 N 731-09 без проведения торгов. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Территориальное управление Росимущества отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Скребков Р.С., академия и предприниматель Баранов Д. В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Скребков Р.С., академия и предприниматель Баранов Д.В. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Управления и Территориального управления Росимущества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании заявления, поступившего от предпринимателя Баранова Д.В., приказом Управления от 21.05.2010 N 122 возбуждено дело N 30-15/10 по признакам нарушения академией части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
В ходе рассмотрения данного дела антимонопольный орган выявил, что 02.12.2009 академия заключила с предпринимателем Скребковым Р.С. без проведения торгов договор N 731-09 на аренду нежилого помещения, "находящегося в собственности арендодателя" и расположенного по адресу: г. Вологда, п. Молочное, ул. Емельянова, д. 1, общей площадью 10 кв. м.
Управление также установило, что ранее между академией и предпринимателем Скребковым Р.С. также без проведения торгов был заключен договор от 01.07.2007 N 6/10-07 на аренду федерального недвижимого имущества, "закрепленного за академией на праве оперативного управления", а именно нежилого помещения общей площадью 10 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу. Срок действия данного договора продлевался дополнительными соглашениями от 01.01.2008 N 1, от 30.06.2008 N 2 и от 01.01.2009 N 3/53-09 - до 01.12.2009.
Антимонопольный орган посчитал, что в результате действий академии по отказу от проведения торгов на право аренды федерального имущества с целью выбора хозяйствующего субъекта, предлагающего наиболее выгодные условия пользования данным имуществом, не обеспечен равный доступ к этому имуществу заинтересованных в нем хозяйствующих субъектов, что чревато нанесением ущерба собственнику данного имущества (Российской Федерации).
По результатам рассмотрения дела N 30-15/10 Управление вынесло решение от 29.06.2010, которым признало данные действия академии направленными на недопущение конкуренции и нарушающими положения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с предписанием, выданным на основании решения от 29.06.2010 N 30-15/10, академии надлежало в срок до 25.07.2010 прекратить "нарушение, выразившееся в передаче федерального имущества без проведения торгов, а именно расторгнуть договор от 02.12.2009 N 731-09 аренды нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя".
Скребков Р.С., не согласившись с указанными решением и предписанием, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в соответствии со следующим.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 названного Закона.
Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ в Закон N 135-ФЗ введена статья 17.1, вступившая в силу со 02.08.2008.
В соответствии с этой статьей заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
При этом частью 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) предусмотрено, что до 01.07.2010 (в действующей редакции - до 01.07.2015) разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1, 3 статьи 17.1 настоящего Закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
Частью 3 статьи 17.1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) было установлено, что по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров может быть осуществлено заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 901) было определено, что на конкурсной основе заключаются договоры аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
В данном случае согласно уставу академии (т. 1, л. 34 - 50) за ней в целях обеспечения деятельности, предусмотренной названным уставом, закреплено на праве оперативного управления федеральное обособленное имущество, которое отражается на самостоятельном балансе академии (пункт 8.1); академия осуществляет права владения, пользования, распоряжения закрепленным за ней имуществом на праве оперативного управления в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (Минсельхоза России, Росимущества) и назначением имущества (пункт 8.2).
На основании пункта 8.7 устава академия вправе выступать в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу заключенного между Комитетом по управлению имуществом Вологодской области и академией договора от 29.03.1996 N 14 (т.1, л. 57-58) за академией на праве оперативного управления закреплено государственное имущество.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.10.2009 (т.1, л. 59) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления академии на учебный корпус N 4, общей площадью 7707,6 кв.м, распложенный по адресу: Вологодская область, г. Вологда, с. Молочное, ул. Емельянова, д.1 (запись о регистрации от 30.10.2009 N 35-35-01/020/2009-612).
При этом указанными документами не установлено, что академия имеет право сдавать в аренду имущество, переданное ей на праве оперативного управления, исключительно с согласия собственника.
Как следует из материалов дела, между академией и предпринимателем Скребковым Р.С. заключен договор от 04.02.2005 N А-29-6 на аренду нежилого помещения, по условиям которого академия (арендодатель) предоставляет Скребкову Р.С. (арендатору) часть помещения, расположенного по адресу: г. Вологда, с. Молочное, ул. Шмидта, д. 20 (учебный корпус N 4), площадью 8 кв.м, на период с 04.03.2005 до 25.02.2006. Помещение передано по акту приема-передачи от 04.02.2005 (т.1, л.109-112).
Академией 04.02.2006 заключен с предпринимателем Скребковым Р.С. новый договор N А-29-7 на аренду указанного нежилого помещения на период с 04.03.2006 по 25.02.2007 (т. 1, л. 113-116).
Кроме того, 01.07.2007 между академией и предпринимателем заключен договор аренды N 6\10-07, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение по адресу: с. Молочное, ул. Емельянова, д. 1, общей площадью 10 кв.м, для использования под киоск по продаже сотовых телефонов и аксессуаров к ним, а также по приему платежей за услуги сотовой связи (пункт 1.1). Помещение передано по акту приема-передачи от 01.07.2007.
Пунктом 4.1 договора устанавливается срок аренды с 01.07.2007 по 31.12.2007.
Дополнительным соглашением от 01.01.2008 срок действия данного договора продлен на период с 01.01.2008 по 29.06.2008, дополнительным соглашением от 30.06.2008 N 2 - до 31.12.2008, а дополнительным соглашением от 01.01.2009 N 3 - до 01.12.2009.
Названный договор расторгнут в соответствии с соглашением от 01.12.2009, подписанным обеими сторонами, в связи с истечением срока действия.
Между указанными лицами 02.12.2009 заключен договор N 731-09 на аренду нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя (т.1, л. 14-17, 78-81), по которому арендатор принял в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Вологда, с. Молочное, ул. Емельянова, д. 1, общей площадью 10 кв.м, под установку киоска для продажи сотовых телефонов и аксессуаров к ним, а также приема платежей за услуги сотовой связи (пункт 1.2 договора).
Согласно справке государственного предприятия Вологодской области "Вологдатехинвентаризация" от 09.12.2011 N 6396 здание учебного корпуса N 4 (инв. N 11978, лит.А-А8, дата технической инвентаризации - 07.12.2006), расположенное по адресу: Вологодская область, Вологодский район, с. Молочное, входящего в состав территории муниципального образования "Город Вологда", ул. Емельянова, д.1, и здание мехфака академии (инв. N 11978, лит.А-А7, дата технической инвентаризации - 20.09.1988), находящееся по адресу: Вологодский район, п. Молочное, ул. Шмидта, д. 20, являются одним и тем же объектом недвижимости, что подтверждается техническими паспортами, представленными академией.
В отношении арендуемой площади предприниматель Скребков Р.С. и представитель академии пояснили, что в помещении учебного корпуса Скребковым Р.С. был установлен киоск для продажи сотовых телефонов, аксессуаров к ним, подключения сотовых телефонов, приема платежей за услуги сотовой связи, размер которого не изменялся. Арендодатель изменил площадь арендуемого помещения, исчислив площадь по внешним, а не по внутренним границам киоска. Предприниматель согласился с таким способом подсчета, подписав договоры от 01.07.2007, от 02.12.2009.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления о том, что договоры от 04.02.2005 и от 04.02.2006 не относятся к предмету спора.
Из изложенного следует, что правоотношения по аренде спорного помещения не прерывались между Скребковым Р.С. и академией с момента заключения договора от 04.02.2006 N А-29-7.
Предприниматель Скребков Р.С. является субъектом малого и среднего предпринимательства, под действие части 3 статьи 14 Закона N 209-ФЗ не подпадает, добычей и переработкой полезных ископаемых не занимается. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, по состоянию на 01.07.2008 и после указанной даты спорное государственное имущество находилось на праве аренды у предпринимателя Скребкова Р.С., который как субъект малого и среднего предпринимательства имел право на заключение договора аренды данного имущества на новый срок без проведения торгов.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2011 года по делу N А13-10379/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с этой статьей заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
При этом частью 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) предусмотрено, что до 01.07.2010 (в действующей редакции - до 01.07.2015) разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1, 3 статьи 17.1 настоящего Закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
Частью 3 статьи 17.1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) было установлено, что по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров может быть осуществлено заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 901) было определено, что на конкурсной основе заключаются договоры аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
...
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду."
Номер дела в первой инстанции: А13-10379/2010
Истец: Предприниматель Скребков Рудольф Сергеевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, Федеральная антимонопольная служба - Управление по Вологодской области
Третье лицо: предприниматель Баранов Денис Владимирович, ТУ Росимущества, ФГОУ ВПО "Вологодская государственная молочная академия"
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10303/12
17.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10303/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10303/12
05.03.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-439/12
19.12.2011 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-10379/10
19.12.2011 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-10379/10
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5891/11
20.04.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1376/11
31.01.2011 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-10379/10