г. Москва |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А41-30594/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компании", ИНН: 5030053538, ОГРН: 1065030019339) - Настаева И.В., представитель по доверенности б/н от 20.12.2011,
от заинтересованного лица (ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области) - Дабарский А.М., представитель по доверенности N 3 от 10.01.2012,
от заинтересованного лица (Управление Федерального казначейства по г. Москве) - Кочеткова Л.А., представитель по доверенности N 34 от 30.12.2011, Дунаев А.В., представитель по доверенности N 33 от 30.12.2011,
от третьего лица (УФНС России по Московской области) - Корнеенкова В.С., представитель по доверенности N 13 от 17.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компании" к ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области, Управлению Федерального казначейства по г. Москве, при участии третьего лица - УФНС России по Московской области, о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по городу Москве, выраженного в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.; об обязании Управления Федерального казначейства по городу Москве перечислить на расчетный счет ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленные платежи в размере 10 509 305 руб. 27 коп.; о взыскании с Управления Федерального казначейства по городу Москве в пользу общества с ограниченной ответственностью "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" процентов в связи с нарушением срока возврата ошибочно перечисленных налогов в размере 1 401 240 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" (далее - ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) и Управлению Федерального казначейства по городу Москве (далее - УФК по г. Москве, Казначейство) о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по городу Москве, выраженного в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.; об обязании Управления Федерального казначейства по городу Москве перечислить на расчетный счет ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленные платежи в размере 10 509 305 руб. 27 коп.; о взыскании с Управления Федерального казначейства по городу Москве в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" процентов в связи с нарушением срока возврата ошибочно перечисленных налогов в размере 1 401 240 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве (далее - УФНС России по г. Москве).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2011 заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений, удовлетворены, а именно: признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по городу Москве, выраженного в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп. Обязать Управление Федерального казначейства по городу Москве перечислить на расчетный счет ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленные платежи в размере 10 509 305 руб. 27 коп., также взыскано с Управления Федерального казначейства по городу Москве в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" процентов в связи с нарушением срока возврата ошибочно перечисленных налогов в размере 1 401 240 руб. 80 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федерального казначейства по г. Москве обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено, что суд первой инстанции рассмотрел заявление ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" без учета того обстоятельства, что требования были заявлены в отношении двух лиц: ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области и Управлению Федерального казначейства по городу Москве, исходя из заявленного и удовлетворенного судом ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции рассмотрены требования предъявленные ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" только к Управлению Федерального казначейства по городу Москве, процессуальная судьба первоначально заявленных требований к ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области не разрешена, при этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в нормах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такого понятия как снятие требований не содержится, ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" не заявлялось об отказе от требований, предъявленных к ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области в порядке предусмотренным статьей 49 АПК РФ. Производство по делу в части отказа заявителя от заявленных требований к ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области не прекращалось судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции не рассмотрел по существу предъявленные требования ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" к ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, определением от 15.12.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" уточнило заявленные требования, согласно которым просило: признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Наро-Фоминск Московской области, бездействие Управления федерального казначейства по г. Москве, выраженные в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.; обязать Управление федерального казначейства по г. Москве перечислить на расчетный счет N 40702810603300141516 в Наро-Фоминском филиале банка Возрождение (БИК 044525181, кор. счет 30101810900000000181) ошибочно перечисленные платежи в размере 10 509 305 руб. 27 коп. ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания"; взыскать с ИФНС России по г. Наро-Фоминск Московской области в пользу ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" проценты в связи с нарушением срока возврата ошибочно перечисленных налогов в размере 2 101 861 руб. 05 коп. и обязать перечислить указанную сумму на расчетный счет N 40702810603300141516 в Наро-Фоминском филиале банка Возрождение (БИК 044525181, кор. счет 30101810900000000181) ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания", а также взыскать с Управления федерального казначейства по г. Москве в пользу ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" проценты в связи с нарушением срока возврата ошибочно перечисленных налогов в размере 2 101 861 руб. 05 коп. и обязать перечислить указанную сумму на расчетный счет N 40702810603300141516 в Наро-Фоминском филиале банка Возрождение (БИК 044525181, кор. счет 30101810900000000181) ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания".
Указанные уточнения приняты апелляционным судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Представители ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области, Управления Федерального казначейства по г. Москве и УФНС России по Московской области против удовлетворения заявленных требований возражали.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" зарегистрировано в городе Наро-Фоминске Московской области, перечисляет налоги и сборы ИФНС по городу Наро-Фоминску Московской области на расчетный счет УФК по Московской области.
Во исполнение обязанности налогоплательщика по налогам и сборам, предусмотренной положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель в период с 20.04.2009 по 08.06.2009 перечислил денежные средства в счет оплаты налоговой обязанности по уплате транспортного налога, страховых взносов, налога на имущество, НДС, ЕСН, НДФЛ на общую сумму 10 509 305 руб. 27 коп., ошибочно указав в платежных документах расчетный счет N 40101810800000010041 УФК по городу Москве, в то время как следовало указать расчетный счет N 40101810600000010102 Управления Федерального казначейства по Московской области.
Таким образом, ошибка в платежных документах привела к перечислению денежных средств в территориальный орган Федерального казначейства другого субъекта России. Суммы, которые были ошибочно перечислены, повторно направлены на уплату налогов и сборов и в УФК по Московской области и зачислены инспекцией в бюджет.
04.06.2009 ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области направило в адрес ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" письмо N 08-15/10646 с указанием на ошибку и с необходимостью явиться в инспекцию для проведения процедуры по возврату платежей.
11.06.2009 общество обратилось в инспекцию с заявлением, в котором указал на ошибочное перечисление денежных средств на счет другого субъекта Российской Федерации и просил содействовать возвращению ошибочно уплаченных сумм согласно действующему законодательству.
15.07.2009 налоговый орган обратился с письмом N 08-13/14132 в адрес УФК по городу Москве о возврате денежных средств по платежным поручениям, ошибочно перечисленные ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" на счет УФК по городу Москве с приложением необходимых документов. На это обращение УФК по городу Москве бы дан ответ письмом от 30.07.2009 N 02-26/7564 о том, что по указанным платежным поручениям сформированы запросы на администратора поступлений - Управление ФНС России по городу Москве.
23.09.2009 ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области направила письмо N 08-13/18877 "О возврате денежных средств, ошибочно зачисленных на счет Федерального казначейства другого субъекта" в Управление ФНС России по городу Москве с приложением необходимых документов.
25.11.2009 инспекцией получено письмо УФНС России по городу Москве N 19-13/123254@ от 24.11.2009, согласно которому указано, что Министерством Финансов России не даны разъяснения, регламентирующие процедуру возврата денежных средств.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, ООО "Наро-Фоминскя тепло-энерго компания" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Пунктом 4 ст. 45 названного Кодекса установлены случаи, в которых обязанность по уплате налога не признается исполненной, в том числе при неправильном указании налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего не перечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4).
Как следует из материалов дела, денежные средства по платежным поручениям на общую сумму 10 509 305 руб. 27 коп. ошибочно зачислены на счет N 40101810800000010041, открытый УФК по г. Москве для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками г. Москвы, что повлекло не перечисление обществом налогов в данной сумме в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по Московской области N 40101810600000010102.
Таким образом, обязанность по уплате налогов на основании спорных платежных поручений (л.д. 13-65 т. 1) не может быть признана исполненной.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов (сборов, пени, штрафов), который распространяется на платежи, удовлетворяющие требованиям пункта 3 статьи 45 Кодекса, но перечисленные излишне.
Порядок возврата средств, не относящихся к излишне уплаченным (ст. 78 НК РФ) или излишне взысканным (ст. 79 НК РФ) налоговым платежам законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
К спорным правоотношениям подлежат применению положения бюджетного законодательства, с учетом пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Пунктом 10 Приказа Минфина России N 92н (далее - Порядок) установлено, что поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счет (а) органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет; платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
УФК России по г. Москве не отрицается, что спорные платежи общества на общую сумму 10 509 305 руб. 27 коп., поступившие на счет N 40101810800000010041, учтены по коду бюджетной классификации Российской Федерации 10011701010010000180 "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Пунктом 3 указанной статьи закона предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
В соответствии с Приказом Минфина России и ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на управления ФНС России по субъектам Российской Федерации возложены полномочия администраторов и главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поименованным в приложениях к настоящему Приказу.
Спорные платежи общества, поступившие на счет N 40101810800000010041 УФК России по г. Москве, зачислены на указанный счет ошибочно и не предназначались какому-либо из территориальных налоговых органов г. Москвы.
Доводы УФК России по г. Москве на отсутствие процедуры возврата такого рода платежей на момент обращения общества с заявлением об их возврате, поскольку в соответствии с п. 12 раздела III Приказа Минфина N 92н невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет, и тем самым, указанным Порядком не регламентирована процедура возврата платежей в случае, когда на данной территории имеется администратор, подведомственный тому же главному администратору дохода, подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Исходя из положений пункта 12 названного приказа, следует, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, тем самым запрета на возврат данных средств ни приказом, ни бюджетным законодательством не предусмотрено, напротив, прямо предусматривается возможность их возврата при условии наличия волеизъявления налогоплательщика и обращения администратора поступлений в бюджет, обладающего бюджетными полномочиями в отношении данных платежей.
Пунктом 12 Приказа Минфина России N 92н установлен общий порядок возврата платежей (абз. 4, 5) и осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие регламентированного порядка возврата платежей, ошибочно поступивших на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, не является препятствием к рассмотрению настоящего дела по существу и удовлетворению требований налогоплательщика.
Кроме того, порядок осуществления возврата сумм платежей, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на счет территориального органа Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства), открытый на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101), и предназначенных для уплаты на счет N 40101 другого органа Федерального казначейства, был определен Министерством финансов Российской Федерации только в 2011 году.
Между тем с 01.01.2009 возврат ошибочно уплаченных платежей производится в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом N 92н.
ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" состоит на учете в ИФНС России по г. Наро-Фоминску по Московской области.
Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, в связи с чем, инспекцией должны быть совершены действия по возврату ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных денежных средств.
Из материалов дела следует, что 15.07.2009 ИФНС России по г. Наро-Фоминску по Московской области выполнены все необходимые действия, а именно: инспекция обратилось в УФК по городу Москве согласно письму о возврате денежных средств по платежным поручениям N 08-13/14132, а также направила письмо N 08-13/18877 "О возврате денежных средств, ошибочно зачисленных на счет Федерального казначейства другого субъекта" в Управление ФНС России по городу Москве с приложением необходимых документов. При этом обратившаяся в Казначейство инспекция не находится в подведомственности Управления ФНС России по городу Москве, которое Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 наделено полномочиями главного администратора поступлений в бюджет на территории города Москвы.
Однако права налогоплательщика не могут быть ущемлены из-за нерегламентирования процедуры возврата денежных средств, ошибочно поступивших на счет органов Федерального Казначейства и предназначавшихся для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, тем более, что на данной территории имеется администратор (налоговый орган), подведомственный тому же главному администратору дохода (ФНС России).
При указанных обстоятельствах, у Казначейства не было правовых оснований считать, что в данном случае для осуществления им действий по возврату налогоплательщику ошибочно перечисленных платежей не имелось совокупности условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом N 92н.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что действия УФК по городу Москве нарушают права общества в предпринимательской деятельности поскольку в нарушение пункта 10 Порядка ошибочно перечисленные денежные средства в сумме 10 509 305 руб. 27 коп. не были возвращены налогоплательщику, с учетом того, обстоятельства, что налоговым органом по месту налогового учета налогоплательщика были совершены все необходимые действия, предусмотренные нормами пунктом 10 Порядка.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, предъявленных обществом к ИФНС России по г. Наро-Фоминску по Московской области.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования за счет УФК по городу Москве суд апелляционной инстанции, учитывает то обстоятельство, что судебные заседания суда апелляционной инстанции неоднократно откладывались с предложением УФК по городу Москве исполнить соответствующую обязанность добровольно, однако таких мер предпринято не было.
На основании ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает незаконным и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика бездействие Управления федерального казначейства по г. Москве, выраженное в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.
Поскольку обязанность по уплате налогов не считается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в платежном поручении на перечисление суммы налога счета Федерального казначейства, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ), такие суммы не утрачивают природы налога и должны возвращаться налогоплательщику как излишне уплаченные на основании ст. 78 НК РФ.
Возврат излишне уплаченного налога производит орган Федерального казначейства.
Однако в нарушение положений пункта 10 Порядка в течение трех дней с момента получения соответствующего письма от ИФНС России по г. Наро-Фоминску по Московской области с приложением всех документов, такие действия не были совершены УФК по городу Москве, в связи с чем применительно к пункту 10 статьи 78 НК РФ суд апелляционной инстанции признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования общества о взыскании с УФК по городу Москве процентов за несвоевременный возврат ошибочно перечисленных сумм налога в размере 10 509 305 руб. 27 коп. за период с августа 2009 года по январь 2012 года в размере 2 101 861 руб. 05 коп.. Расчет налогоплательщика проверен апелляционным судом и является верным. Возражений по правильности расчета сторонами не заявлено.
В соответствии со статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 НК РФ, устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.
Изменения, внесенные ст.14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.1 ст.333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.
Взыскание с ответчика уплаченной обществом в бюджет государственной пошлины возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходам.
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Исходя из изложенного, с Управления Федерального казначейства по г. Москве подлежит взысканию в пользу ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" государственная пошлина в размере 83 085 руб., уплаченная им по платежному поручению N 2153 от 10.08.2010.
Руководствуясь статьей 266, п. 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2011 года по делу N А41-30594/10 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления федерального казначейства по г. Москва, выраженное в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.
Обязать Управление федерального казначейства по г. Москве перечислить на расчетный счет ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" N 40702810603300141516 открытый в Наро-Фоминском филиале банка Возрождение (БИК 044525181, кор. счет 30101810900000000181) ошибочно перечисленные платежи в размере 10 509 305 руб. 27 коп.
Взыскать с Управления федерального казначейства по г. Москве в пользу ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" 2 101 861 руб. 05 коп. процентов за период с августа 2009 года по январь 2012 года.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Управления федерального казначейства по г. Москве в пользу ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" 83 085 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возврат излишне уплаченного налога производит орган Федерального казначейства.
Однако в нарушение положений пункта 10 Порядка в течение трех дней с момента получения соответствующего письма от ИФНС России по г. Наро-Фоминску по Московской области с приложением всех документов, такие действия не были совершены УФК по городу Москве, в связи с чем применительно к пункту 10 статьи 78 НК РФ суд апелляционной инстанции признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования общества о взыскании с УФК по городу Москве процентов за несвоевременный возврат ошибочно перечисленных сумм налога в размере 10 509 305 руб. 27 коп. за период с августа 2009 года по январь 2012 года в размере 2 101 861 руб. 05 коп.. Расчет налогоплательщика проверен апелляционным судом и является верным. Возражений по правильности расчета сторонами не заявлено.
В соответствии со статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
...
Изменения, внесенные ст.14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.1 ст.333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.
...
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу."
Номер дела в первой инстанции: А41-30594/2010
Истец: ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания"
Ответчик: ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области, Управление Федерального Казначейства по г. Москве
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области, МУП "Имущественный комплекс Клинского района" г. Клин, Управление Федерального казначейства по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9032/12
04.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9032/12
04.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4903/12
11.03.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9594/11
05.05.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30594/10