г. Москва |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А41-31714/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Черниковой Е.В., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
представители истца Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (ИНН: 5011002457, ОГРН: 1035002002474), ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 1097746296977), третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561), Гущин Борис Владимирович, Филиппова Светлана Александровна, Семенов Александр Юрьевич, Кибакова Ольга Иванова, Тупица Любовь Васильевна в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2011 года по делу N А41-31714/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по иску Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки, с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Гущина Бориса Владимировича, Филиппович Светланы Александровны, Семенова Александра Юрьевича, Кибаковой Ольги Ивановны, Тупица Любови Васильевны,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:
- земельный участок общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 50:30:001 04 04:0001, расположенный по адресу: Московская область, г.Егорьевск, ул.Старо-Полевая, д.23б;
- земельный участок общей площадью 565 кв.м. с кадастровым номером 50:30:003 03 04:0019, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Низкое;
- земельный участок общей площадью 833 кв.м. с кадастровым номером 50:30:005 03 11:0013, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Старый Спасс;
- земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 50:30:002 01 20:0006, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Незгово;
- земельный участок общей площадью 751 кв.м. с кадастровым номером 50:30:003 01 01:0006, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Лосево.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Гущин Борис Владимирович; Филиппова Светлана Александровна; Семенов Александр Юрьевич; Кибакова Ольга Ивановна; Тупица Любовь Васильевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2011 года исковые требования Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области удовлетворены (л.д.10-12 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ ФАУГИ в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 22-28 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области, ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Гущин Борис Владимирович, Филиппова Светлана Александровна, Семенов Александр Юрьевич, Кибакова Ольга Иванова, Тупица Любовь Васильевна в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области в качестве Арендодателя были заключены следующие договоры аренды земельных участков:
- договор аренды от 15 января 2003 г.. N 018/02-ИЖС земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:30:001 04 04:0001, расположенного по адресу: Московская область, г.Егорьевск, ул.Старо-Полевая, д.236 общей площадью 800 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, арендатор Гущин Борис Владимирович. Договор зарегистрирован 19 февраля 2003 г.., запись регистрации N 50-01.30-02.2003-406.1;
- договор аренды от 24 сентября 2004 года N 034/04-ЖС земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:30:003 03 04:0019, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Низкое общей площадью 565 кв.м., разрешенное использование: для жилищного строительства, арендатор Филиппова Светлана Александровна. Договор зарегистрирован 12 ноября 2009 г.., запись регистрации N 50-01/30-20/2004-49;
- договор аренды от 03 ноября 2003 года N 092/03-ЖС земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:30:005 03 11:0013, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Старый Спасс общей площадью 833 кв.м., разрешенное использование: для жилищного строительства, арендатор Семенов Александр Юрьевич. Договор зарегистрирован 10 декабря 2003 г.., запись регистрации N 50-01/30-18/2003-57.
К данному договору аренды было заключено дополнительное соглашение от 10 мая 2006 года N 092-01/06-ЖС, также зарегистрированное в установленном законом порядке (запись регистрации от 30 июня 2006 г.. N 50-50-30/016/2006-1);
- договор аренды от 15 апреля 2003 г.. N 036/03-ИЖС земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:30:002 01 20:0006, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Незгово, общей площадью 600 кв.м., разрешенное использование: для жилищного строительства, арендатор Кибакова Ольга Ивановна. Договор зарегистрирован 12 мая 2003 г.., запись регистрации N 50-01.30-06.2003-546.1;
- договор аренды от 30 июня 2003 г.. N 043/03-ИЖС земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:30:003 01 01:0006, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д.Лосево, общей площадью 751 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, арендатор
Тупица Любовь Васильевна. Договор зарегистрирован 29 августа 2003 г.., запись регистрации N 50-01/30-12/2003-61.1.
Предъявляя настоящие исковые требования, Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области сослался на то, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации (выписки из ЕГРП от 27 января 2011 г.. N 30/003/2011-166, от 02 августа 2011 г.. N 30/026/2011-040, от 02 августа 2011 г.. N 30/026/2011-042, от 02 августа 2011 г.. N 30/026/2011-041, от 02 июня 2011 г.. N 30/019/2011-165 (л.д.70-74 т.1)
По мнению истца, государственная регистрация права федеральной собственности на указанные земельные участки проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Порядок заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 года N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у заявителя отсутствует право распоряжения ими, в том числе, право сдачи их в аренду, а также право получения арендных платежей.
Таким образом, по мнению заявителя, запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В Федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Доказательств внесения земельных участков в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не представлено. Земельные участки к исключительной собственности Российской Федерации не относятся.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В силу статьей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорные земельные участки, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки, произведенного в установленном Законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 июля 2001 года, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Доказательств расположения на спорных земельных участках объектов, принадлежащих Российской Федерации суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2011 года по делу N А1-31714/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Е.В. Черникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В Федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
...
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
...
В силу пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований."
Номер дела в первой инстанции: А41-31714/2011
Истец: Комитет по управлению имуществои Егорьевского района Московской области, Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: Гущин Б. В., Кибакова О .И., Семенов А, Ю., Семенов Александр Юрьевич, Тупица Л. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Филипова С. А., Филиппова Светлана Александровна