г.Москва |
|
20 марта 2012 г. |
А40-89418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2012.
Дело N А40-89418/11-121-759
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С. |
|
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н. |
|
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лаухиной А.А.,
при участии:
от заявителя: Рагожина Е.Г. по доверенности от 25.03.2011,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Телта-Рапид"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2011 по делу N А40-89418/11-121-759, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению ООО "Телта-Рапид" (ОГРН 1027739193393, 109017, г.Москва, ул.Пятницкая, д.36)
к Департаменту имущества города Москвы (127006, г.Москва, ул.Каретный ряд, д.2/1)
третье лицо: Департамент культурного наследия г.Москвы
о признании незаконным распоряжения, признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ
ООО "Телта-Рапид" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента имущества города Москвы от 05.07.2010 N 2140-р "О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения арендуемых ООО "Телта-Рапид" нежилых помещений второго этажа и мезонина общей площадью 235,2 кв.м., расположенных по адресу: г.Москва, ул. Пятницкая, д.36, в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, признании незаконными отказов Департамента имущества города Москвы в приватизации (выкупе) арендуемых ООО "Телта-Рапид" нежилых помещений второго этажа и мезонина общей площадью 235,2 кв.м., расположенных по адресу: г.Москва, ул. Пятницкая, д.36, оформленных письмами от 03.05.2011 N 11/8846, от 07.06.2011 N 11/12478.
Решением суда от 18.11.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его изменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований (за исключением требования об оспаривании отказа оформленного письмом от 03.05.2011 N 11/8846), ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Телта-Рапид" является собственником 1 этажа нежилых помещений площадью 190,7 кв.м в здании по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д.36, (свидетельство о государственной регистрации права 77 АЖ 990793). Остальные помещения в указанном здании площадью 235,2 кв.м находятся в собственности города Москвы (свидетельство о государственной регистрации права от 17.05.2001 серии 77 НН 019485) и предоставлены с 2003 года в аренду ООО "Телта-Рапид", являющемуся субъектом малого предпринимательства.
05.07.2010 Департаментом имущества города Москвы издано распоряжение N 2140-р, на основании которого помещения площадью 235,2 кв.м, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Пятницкая, д.36, включены в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).
ООО "Телта-Рапид" обращалось в Департамент имущества города Москвы с заявлениями о выкупе арендуемых помещений, однако письмами Департамента от 03.05.2011 N 11/8846, от 07.06.2011 N 11/12478 в выкупе помещений отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
На основании части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий требованиям, установленным статьей 3 этого Федерального закона, получил возможность с 01.01.2009 по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ к условиям реализации субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности отнесены:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ утверждать названные в пункте 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ перечни имущества вправе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.2011 N 9646/11 по делу N А40-97868/10-21-538, включение имущества уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Федеральный закон N 159-ФЗ опубликован 25.07.2008.
Арендуемое ООО "Телта-Рапид" нежилое помещение включено в Перечень 05.07.2010, то есть после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ, при этом с заявлениями о выкупе помещения Общество ранее обращалось, в том числе письмом от 24.02.2009 N 02\09.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Таким образом, включение спорного имущества в Перечень нарушает права и законные интересы Общества, создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом.
Материалы дела не содержат, и судом не установлено обстоятельств, препятствующих приватизации спорного помещения и свидетельствующих о необходимости включения его в Перечень.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем решение суда в обжалованной части подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2011 по делу N А40-89418/11-121-759 изменить.
Признать незаконным распоряжение Департамента имущества города Москвы от 05.07.2010 N 2140-р "О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения арендуемых ООО "Телта-Рапид" нежилых помещений второго этажа и мезонина общей площадью 235,2 кв.м., расположенных по адресу: г.Москва, ул. Пятницкая, д.36, в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Признать незаконным отказ Департамента имущества города Москвы в приватизации (выкупе) арендуемых ООО "Телта-Рапид" нежилых помещений второго этажа и мезонина общей площадью 235,2 кв.м., расположенных по адресу: г.Москва, ул. Пятницкая, д.36, оформленного письмом от 07.06.2011 N 11/12478.
Обязать Департамент имущества города Москвы устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Телта-Рапид".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий требованиям, установленным статьей 3 этого Федерального закона, получил возможность с 01.01.2009 по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ к условиям реализации субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности отнесены:
...
В соответствии частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ утверждать названные в пункте 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ перечни имущества вправе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
...
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.2011 N 9646/11 по делу N А40-97868/10-21-538, включение имущества уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Федеральный закон N 159-ФЗ опубликован 25.07.2008.
Арендуемое ООО "Телта-Рапид" нежилое помещение включено в Перечень 05.07.2010, то есть после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ, при этом с заявлениями о выкупе помещения Общество ранее обращалось, в том числе письмом от 24.02.2009 N 02\09.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах."
Номер дела в первой инстанции: А40-89418/2011
Истец: ООО "Телта - Рапид", представительООО "Телта - Рапид" Абрамов Ю. В.
Ответчик: Департамент имущества г. Москвы, Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: Департамент культурного наследия г. Москвы, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, Комитет по культурному наследию города Москвы, Правительство г. Москвы (Общественно-экспертный советпо малому и среднему предпринимательствупри Мэре и Правительстве г. Москвы)
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5300/16
02.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6295/12
20.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36927/11
18.11.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-89418/11