г. Челябинск |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А07-2696/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Румянцева А.А.,
судей Деевой Г.А., Мальцевой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравчук А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 июля 2011 года по делу N А07-2696/2011 (судья Чернышова С.Л.).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Ялан" - Маннапова Р.М. (доверенность от 21.11.2011 N 2), Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Салихова А.Т. (доверенность от 24.02.2012 N 01-26-301).
Общество с ограниченной ответственностью "Ялан" (далее - ООО "Ялан", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство сельского хозяйства) с заявлением о признании несоответствующим действующему законодательству письма от 24.12.2010 N 01-12-5568 об отказе в предоставлении субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, возложении на министерство сельского хозяйства обязанности произвести выплату субсидии в пользу заявителя в общей сумме 19 636 893 руб. (т.1 л.д.8-9, с учетом уточнения требований, принятых арбитражным судом первой инстанции в предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, - т.1 л.д.109-111).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - министерство финансов) (т.1 л.д.101-103).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 июля 2011 года в удовлетворении требований ООО "Ялан" отказано (т.1 л.д.156-174).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что заявитель не является сельхозтоваропроизводителем по смыслу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ялан" обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.2 л.д.181-185).
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам и материалам дела.
По мнению истца, арбитражным судом неправильно истолковано понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", содержащееся в статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". В обжалуемом решении не содержится мотивов, по которым отклонены доводы заявителя о том, что по итогам работы ООО "Ялан" за 2010 год доля дохода от реализации произведенной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), составляет 72,3 %.
Податель жалобы также считает, что положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при рассмотрении данного спора не применимы, поскольку заявитель обратился не за субсидиями, поименованными в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а за возмещением части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий. Полагает, что в данном случае должна применяться норма статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2011 года решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения (т.3 л.д.26-33).
Арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что заявитель является сельхозтоваропроизводителем, однако у него не возникло права на получение субсидии исходя из ставки 352 руб., поскольку ненормативный правовой акт, которым установлена данная ставка, вступил в силу 05.02.2011, то есть позднее обращения общества (29.11.2010) в министерство за предоставлением субсидии.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2012 года постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2011 года по делу N А07-2696/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции (т.3 л.д.63-67).
Отменяя вышеуказанный судебный акт, арбитражный суд кассационной инстанции обратил внимание на то, что основания, по которому арбитражным судом апелляционной инстанции отказано в получении субсидии, в оспариваемом акте, принятом 24.12.2010, не содержалось. Таким образом, при признании общества сельскохозяйственным товаропроизводителем апелляционному суду следовало рассмотреть заявление общества по существу, дать оценку документам, приложенным обществом к заявлению, на предмет их соответствия, относимости, допустимости и достоверности.
В силу абзаца второго пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание министерство финансов явку представителей не обеспечило. С учетом мнения представителей ООО "Ялан", министерства сельского хозяйства и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель ООО "Ялан" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представил расчет взыскиваемой суммы субсидии, просил отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что имеет право на предоставление субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году. По мнению истца, размер субсидий составляет 19 636 893 руб.
Представитель министерства сельского хозяйства доводы апелляционной жалобы отклонил, решение арбитражного суда первой инстанции просил оставить без изменения как законное и обоснованное, в подтверждение своей позиции представил переписку сторон, письма Министерства финансов РБ, акт обследования полей от 01.12.2010.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30 сентября 2009 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 37 по Республике Башкортостан в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ООО "Ялан" за основным государственным регистрационным номером 1090267001835, что следует из свидетельства серии 02 N 005958697 (т.1 л.д. 10).
В соответствии с Уставом ООО "Ялан" предметом деятельности общества является выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение крупного рогатого скота, деятельность агентов по оптовой торговле живыми животными и кормами для сельскохозяйственных животных (т.1 л.д. 13-20).
Аналогичные виды деятельности отражены и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по ООО "Ялан" (т.1 л.д.25-27).
27 июня 2010 года комиссией в составе представителей ООО "Ялан", администрации муниципального района Баймакский район, отдела государственной статистики в Баймакском районе, метеорологической станции Баймак составлен акт N 57 обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) (т.1 л.д.28-30).
Из данного акта следует, что в период с 10.05.2010 по 24.06.2010 в результате атмосферной и почвенной засухи погибли сельскохозяйственные культуры общества на площади 19233 га, общая сумма материального ущерба составила 147 856 тыс. руб. 28.06.2010 акт утвержден главой администрации муниципального района Баймакский район.
ООО "Ялан" обратилось министерство сельского хозяйства с заявлением от 06.07.2010 N 625 о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237.
В обоснование заявленной к возмещению суммы субсидии заявителем была представлена справка-расчет, согласно которой объем субсидии, определенный к возмещению из бюджета, рассчитан в размере 4 269 726 руб.
Министерством сельского хозяйства по результатам рассмотрения заявления и представленных документов было принято решение о выплате субсидии в размере 4 269 726 руб., которая и была перечислена ООО "Ялан" из бюджета, что следует из платежного поручения от 07.07.2010 N 330073, а также справки о перечисленных субсидиях за 2010 год, и не оспаривается сторонами (т.1 л.д.50, 52).
29 ноября 2010 года ООО "Ялан" обратилось в министерство сельского хозяйства с заявлением (вх. N 1840) о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий (т.1 л.д. 41).
Из справки-расчета, составленной ООО "Ялан" и приложенной к заявлению, следует, что погибшие площади незастрахованных сельскохозяйственных культур составили 19233 га, ставка субсидии за 1 га таких площадей - 352 руб., потребность в субсидии составляет 6 770 016 руб. (т.1 л.д.42).
В ответ на обращение ООО "Ялан" министерство сельского хозяйства уведомило об отказе в дальнейшем рассмотрении документов для предоставления субсидии, в связи с несоответствием документов условиям, предусмотренным в пункте 4 Порядка предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237; некомплектностью и неправильным оформлением представленных документов в соответствии с тем же пунктом Порядка (т.1 л.д.43).
24 декабря 2010 года министерство сельского хозяйства письмом исх. N 01-12-5568, рассмотрев обращение о предоставлении субсидии, сообщило ООО "Ялан" о том, что последнее зарегистрировано как юридическое лицо в 2009 году, доля дохода от реализации произведенной сельскохозпродукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 34,1 %, согласно представленным документам. Со ссылкой на постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 (с изменениями от 22.11.2010 N 439) и приказ от 28.06.2010 N 86 (с изменениями от 22.11.2010 N 175) министерство сельского хозяйства указало, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям; исходя из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" ООО "Ялан" не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем для предоставления испрашиваемой субсидии (т.1 л.д.11-12).
Ссылаясь на то, что письмо министерства сельского хозяйства от 24.12.2010 N 01-12-5568 содержит отказ в предоставлении субсидии, который не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Ялан", последнее обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением (с учетом уточнения требований).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Ялан" зарегистрировано в 2009 году, календарный год для данной организации определяется с 30.09.2009 по 31.12.2009, доля дохода общества от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров за 2009 год составила 35,1 %, в связи с чем общество не является сельхозтоваропроизводителем по смыслу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", соответственно, оснований для получения субсидии в рамках постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 у ООО "Ялан" не имеется; письмо министерства сельского хозяйства от 24.12.2010 N 01-12-5568 принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям бюджетного законодательства и не нарушает прав заявителя (т.1 л.д.156-174).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного акта государственного органа необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: противоречие данного акта требованиям действующего законодательства и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 8, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25.06.2010 N 697-р Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с республиканской программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 (с последующими изменениями), предписано: принять комплекс мер, направленных на снижение рисков в сельском хозяйстве и стабилизацию финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей; принять меры по привлечению средств из федерального бюджета на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий; разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Башкортостан порядок предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
В пункте 4 данного распоряжения предусмотрено, что в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям республики, пострадавшим в 2010 году вследствие стихийных бедствий, выделить из бюджета Республики Башкортостан за счет уменьшения средств, предусмотренных на реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан 275 млн. рублей на предоставление субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими, в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
Министерству финансов Республики Башкортостан, указанным распоряжением Правительства, предложено представить в установленном порядке предложение о внесении соответствующих изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год".
Поскольку Законом Республики Башкортостан от 02.12.2009 N 187-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год" денежные средства на возмещение ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельхозкультур, вследствие аномальных гидрометеорологических условий, не предусматривались, то в целях реализации пункта 4 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25.06.2010 N 697-р и в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, министерством сельского хозяйства было организовано перераспределение денежных средств бюджета Республики Башкортостан.
За счет уменьшения средств, предусмотренных на реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан направило 275 млн. рублей на предоставление субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельхозкультур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 28.06.2010 N 237 "Об утверждении порядка предоставления в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий" (далее - постановление N 237).
Утвержденный Порядок устанавливает механизм предоставления в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий. Получателями субсидий при соблюдении условий предоставления документов, определенных в пункте 4 Порядка определены следующие категории: сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство); организации потребительской кооперации; организации, осуществляющие производство сельскохозпродукции, ее переработку и реализацию.
Уполномоченным на прием заявлений на предоставление субсидий и принятие соответствующих решений по ним в постановлении N 237 определено министерство.
Расчет причитающейся субсидии получателям субсидии определялся исходя из ставки субсидии 222 рубля на 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 86 "О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237" (далее - приказ N 86).
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ООО "Ялан" на основании заявления от 06.07.2010 получило субсидию из бюджета Республики Башкортостан на сумму 4 269 726 руб. (19 233 га х 222 руб.), поскольку статус получателя субсидии на основании представленных документов был определен как организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные этим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" закреплено предоставление дотаций на основании отдельных поручений Президента Российской Федерации и (или) Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан (получатель) заключено соглашение N 01-01-06/06-408 об условиях предоставления бюджету Республики Башкортостан дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации от 20.10.2010, согласно которому Правительству Республики Башкортостан выделены дотации в сумме 459 045 000 руб. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 1678-р и поручения Правительства Российской Федерации от 05.08.2010 N ВП-П11-5372 (т.1 л.д. 88-90).
Дотация предоставлена на условиях, предусмотренных в пункте 3.2.2 соглашения, а именно за счет средств дотации осуществить мероприятия, согласованные с Минсельхозом России, по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи, при этом исходить из приоритета поддержки сельхозтоваропроизводителей, заключивших договоры страхования урожая 2010 года.
Условиями соглашения (пункт 4.1) при несоблюдении получателем условий предоставления дотации из федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) дотации.
Оснований для применения статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, не имеется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году (часть 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Доказательств того, что направленные получателю - Правительству Республики Башкортостан Министерством финансов Российской Федерации из федерального бюджета денежные средства, были выделены за счет средств резервного фонда органов исполнительной власти Российской Федерации, материалы дела не содержат. Из материалов дела следует, что из федерального бюджета бюджету бюджетной системы субъекта Российской Федерации предоставлены межбюджетные трансферты в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (статья 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Соответственно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что податель апелляционной жалобы участником данных бюджетных правоотношений (по предоставлению дотаций) не является, и для него, как претендента на получение субсидии, правового значения не имеет, из каких средств (федеральных или субъекта Российской Федерации) будет предоставлена субсидия.
Следовательно, в указанной части доводы подателя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание арбитражным апелляционным судом.
Судом установлено, что Правительство Республики Башкортостан постановлением от 22.11.2010 N 439 внесло изменения в постановление N 237, определив круг субъектов, имеющих право на получение субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с засухой. В качестве получателей субсидии определены сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе вновь зарегистрированные в текущем календарном году, подтверждающие по итогам работы за календарный год, в течение которого получены субсидии, долю дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции в размере не менее 70 процентов в их доходе от реализации товаров (работ, услуг).
По смыслу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов осуществляется арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, и действующего на этот момент законодательства.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии у ООО "Ялан" статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в силу следующего.
Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя раскрыто в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, т. е за период с 1 января по 31 декабря согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Между тем, из содержания статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" не следует, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующей оговорки указанная норма не содержит.
Однако данным доводам заявителя оценка судом первой инстанции не дана, мотивов, по которым суд пришел к выводу о необходимости принять во внимание данные отчетности 2009 года, в решении не отражены.
В нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не доказало наличие оснований для расчета доли дохода применительно к предшествующему периоду. В связи с чем апелляционный суд полагает, что не имеет правового значения доля дохода, определенная по итогам 2009 года. В 2010 году, как следует из материалов дела, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составила 72,3 %, доказательств иного арбитражному суду не представлено, материалы дела не содержат (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя у заявителя противоречит фактическим обстоятельствам дела, оснований для отказа в предоставлении субсидии по указанной причине у министерства не имелось. Иных оснований для отказа министерством не приведено, что следует из пояснений представителя министерства, данных в заседании суда апелляционной инстанции.
Исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к обстоятельствам настоящего дела, заявитель должен доказать факт надлежащего обращения в уполномоченный орган, в т.ч. наличие права на соответствующее обращение.
Арбитражным апелляционным судом установлено, что изменения были внесены и в приказ министерства N 86 приказом министерства от 22.11.2010 N 175. В новой редакции в приложении N 2 к приказу N 86 установлена ставка субсидии на 1 га погибших площадей незастрахованных с/х культур в размере 352 руб.
В соответствии с представленной справкой-расчетом (т.1 л.д.42) размер субсидии составил 6 770 016 руб. исходя из размера погибших площадей 19233 гектар и ставки субсидии на 1 гектар погибших площадей незастрахованных сельскохозяйственных культур 325 руб.
Судом установлено, из материалов дела следует, участвующими в деле лицами не оспаривается, что ООО "Ялан" обратилось в уполномоченный на принятие соответствующего решения орган с приложением всех необходимых документов, а оспариваемый акт принят уполномоченным органом.
Поскольку основанием для отказа послужило отсутствие у истца статуса сельхозпроизводителя, данное основание признано необоснованным, суд апелляционной инстанции полагает отказ в предоставлении субсидии незаконным, а требования заявителя в данной части и в части обязания министерства сельского хозяйства РФ выплатить субсидию в размере 6 770 016 руб. как обязанность по устранению допущенных нарушений подлежащими удовлетворению.
Доводы министерства сельского хозяйства о том, что выплаты субсидий прекращены в связи с полным освоением денежных средств, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований о признании отказа незаконным и обязании выплатить субсидию, так как в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания решения незаконным суд принимает решение об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Поскольку на момент обращения заявитель обладал статусом сельхозпроизводителя, для выплаты субсидии были предоставлены все перечисленные в приложении 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 86 документы, доказательств освоения денежных средств на момент возникновения обязанности министерства сельского хозяйства произвести выплату субсидии не представлено, оснований для отказа в восстановлении нарушенного права в суда не имеется.
Ссылки министерства сельского хозяйства на отсутствие обязанности по выплате субсидий лицам, имеющим право на их получение, противоречат положениям принятых нормативных актов, касающихся предоставления субсидии, в которых установлены основания выплаты, а также основания для отказа в предоставлении субсидии, среди которых такие основания отказа не указаны.
Так же не могут быть приняты во внимание судом ссылки министерства сельского хозяйства о несоответствии площадей незастрахованных погибших сельскохозяйственных культур. В обоснование указанных возражений заинтересованным лицом представлен акт проверки распределения, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи 2010 в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан от 01.12.2010. Однако апелляционный суд учитывает, что при рассмотрении заявления о предоставлении субсидии, а также при рассмотрении спора в арбитражном суде до февраля 2012 года данные основания для отказа в предоставлении субсидии не указывались. В связи с чем данное доказательство не свидетельствует о законности отказа в предоставлении субсидии.
Вместе с тем апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований о выплате субсидии в размере 12 866 877 руб. в связи со следующим.
Предметом настоящего заявления является незаконность отказа, утвержденного письмом от 24.12.2010. Доказательств того, что заявитель обращался с требованием о предоставлении субсидии по ставке 669 руб. на основании приказа Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27.12.2010 N 224 "О внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года N 86 "О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237" арбитражному суду не представлено.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, пункту 5 приложения N 1 к приказу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан отю28.06.2010 N 86 "О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237" основанием для выплаты субсидии являются представленные получателями субсидий в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан справки-расчеты, оформленные согласно приложениям N 1, 7 к настоящему Порядку. Для получения субсидии получатели субсидий представляют в отдел бюджетного проектирования, финансирования и контроля Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан документы согласно приложению 2 к настоящему Порядку, а именно: 1) Заявление на предоставление в 2010 году субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, согласно приложению N 2 к Порядку представления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года N 86; 2) Справки-расчеты согласно приложениям N 1, 7 к Порядку; 3) Документы, подтверждающие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Вместе с тем представленные в материалы дела письма ООО "Ялан", поступившие в министерство сельского хозяйства 17.03.2011 и 26.04.2011, не содержат указаний на приложение к ним документов согласно вышеприведенного перечня, в связи с чем арбитражный суд критически относится к представленным в суде апелляционной инстанции в качестве доказательств соблюдения установленного порядка обращения справкам-расчетам размера субсидий, в том числе и по ставке 669 руб.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку при установлении новых ставок субсидий изменялись формы справок и порядок расчета, представление таких документов являлось обязательным при каждом установлении размера ставки. Так, приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27.12.2010 N 224 утверждены в новой редакции Приложения N 1, 7 к Порядку предоставления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года N 86 "О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года N 237".
Из утвержденной справки расчета (приложение N 1) следует, что изменен порядок расчета предоставляемой субсидии, а именно предусмотрен зачет ранее выданной субсидии по распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2010 N 1301-р. Данные обстоятельства в свою очередь подтверждают необоснованный расчет размера субсидии, подлежащей, по мнению заявителя, выплате на основании приказа Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27 декабря 2010 N 224.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что заявителем не доказан факт обращения за получением субсидии на основании приказа Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27 декабря 2010 N 224 с соблюдением установленного порядка, а также ее размер, в связи с чем требования в части обязания Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан выплатить ООО "Ялан" субсидию в размере, превышающем сумму 6 770 016 руб., удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 июля 2011 года по делу N А07-2696/2011 отменить, требования общества с ограниченной ответственностью "Ялан" удовлетворить частично.
Признать не соответствующим действующему законодательству письмо Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 24.12.2010 N 01-125568 об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году.
Обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан выплатить обществу с ограниченной ответственностью "Ялан" субсидию на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, в сумме 6 770 016 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ялан" 4 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Румянцев |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Порядка предоставления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, пункту 5 приложения N 1 к приказу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан отю28.06.2010 N 86 "О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237" основанием для выплаты субсидии являются представленные получателями субсидий в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан справки-расчеты, оформленные согласно приложениям N 1, 7 к настоящему Порядку. Для получения субсидии получатели субсидий представляют в отдел бюджетного проектирования, финансирования и контроля Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан документы согласно приложению 2 к настоящему Порядку, а именно: 1) Заявление на предоставление в 2010 году субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, согласно приложению N 2 к Порядку представления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года N 86; 2) Справки-расчеты согласно приложениям N 1, 7 к Порядку; 3) Документы, подтверждающие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"."
Номер дела в первой инстанции: А07-2696/2011
Истец: ООО "Ялан", ООО Ялан Баймакского р-на
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РБ
Третье лицо: Министерство финансов РБ, Министерство Финансов Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13221/12
25.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13221/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
22.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1050/12
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
06.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8689/11
24.06.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2696/11