г. Томск |
|
21 марта 2012 г. |
Дело N А67-3674/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей И.И. Бородулиной. Л.И. Ждановой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Никитиной с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - С.А. Трушина, паспорт,
от заинтересованного лица - Е.С. Ченцовой по доверенности от 10.01.2012, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Трушина Сергея Анатольевича
на решение Арбитражного суда Томской области от 01 декабря 2011 г. по делу N А67-3674/2011 (судья Е.В. Афанасьева)
по заявлению индивидуального предпринимателя Трушина Сергея Анатольевича (ОГРН 306701734200519, ИНН 702000114843, 634026, г. Томск, ул. Севастопольская, д. 79)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634034, г. Томск, ул. Нахимова, д. 8/1)
о признании незаконным решения от 31.03.2011 N 20/28В в части,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трушин Сергей Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Трушин С.А.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган, ИФНС России по г. Томску) о признании незаконным решения от 31.03.2011 N 20/28В о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: - привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога за 2009 год в результате занижения налоговой базы и неверного исчисления налога в виде штрафа в размере 2107,56 руб., - начисления пеней по состоянию на 31.03.2011 в размере 8637,13 руб.; - предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в размере 105378 руб. за период с 01 января по 31 декабря 2009 года.
Решением суда от 01.12.2011 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Трушин С.А. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что на момент возникновения у него обязанности самостоятельного исчисления ставки земельного налога, возможность своевременного ознакомления с новой стоимостью и правовые основания применения результатов кадастровой переоценки земельных участков на территории Томской области отсутствовали. Поскольку налоговым органом не доказано соблюдение порядка официального опубликования для всеобщего сведения Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а, а также размещения результатов кадастровой переоценки земельных участков на интернет сайте "Роснедвижимости" в налоговый период.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению налогового органа, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу, письменных пояснениях.
В судебном заседании апеллянт поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней и в возражениях на отзыв.
Представитель налогового органа просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав апеллянта и представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Трушин Сергей Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску, ОГРН 306701734200519, адрес место жительства: г. Томск, ул. Севастопольская, д. 79, состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Томску.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску на основании решения от 08.02.2011 N 20/8 проведена выездная налоговая проверка в отношении ИП Трушина С.А. по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 28.02.2011 N 20/17в с приложениями с указанием на выявленные нарушения, в том числе на неполную уплату налогоплательщиком земельного налога за 2009 год.
По результатам рассмотрения акта от 28.02.2011 N 20/17в и иных материалов проверки Инспекция 31.03.2011 приняла решение N 20/28в о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ИП Трушин С.А. привлечен к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в том числе за неполную уплату земельного налога в размере 2107,56 руб. Также указанным решением начислены пени по состоянию на 31.03.2011, в том числе по земельному налогу за 2009 в размере 8637,13 руб., предложено уплатить не полностью уплаченные налоги, в том числе земельный налог за 2009 год в размере 105378 руб.
Налогоплательщик обжаловал решение Инспекции от 31.03.2011 N 20/28в в апелляционном порядке.
Решением УФНС РФ по Томской области от 25.08.2011 N 344 жалоба ИП Трушина С.А. оставлена без удовлетворения, решение ИФНС России по г. Томску от 31.03.2011 N 20/28В оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции от 31.03.2011 N 20/28В, ИП Трушин С.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекцией правомерно при расчете земельного налога была применена кадастровая стоимость, которая была установлена ранее Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области".
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
В данном случае, Администрация Томской области Постановлением от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Томской области в виде таблицы с конкретным указанием номера каждого земельного участка и кадастровой стоимостью каждого поименованного земельного участка, исчисленной в рублях (приложение N 1 к данному постановлению) применяемые с 01.01.2009.
Согласно утвержденного данным актом приложения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100039:0046, 70:21:0100039:0045, 70:21:0100039:0080, установлена кадастровая стоимость данных земельных участков в размере 9765974,03 руб., 20,57 руб., 8704886,40 руб.
Как установлено судом, налоговый орган при осуществлении налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе земельного налога за 2009 год, произведенного ИП Трушиным С.А. на основании налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, исходил из следующей кадастровой стоимости спорных земельных участков 70:21:0100039:0046 - 9765974 руб., 70:21:0100039:0045 - 21 руб., 70:21:0100039:0080 - 8704886,4 руб., что подтверждается приложениями N 4, 5, 6 к акту проверки от 28.02.2011 N 20/17В и соответствует кадастровой стоимости спорных земельных участков, указанной в Постановлении Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262-а.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Как указывалось выше, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Из анализа приведенных положений следует, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сообщают сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, а налоговый орган в силу своих, предусмотренных налоговым законодательством полномочий, только использует данные сведения для надлежащего осуществления своих прав и несения обязанностей, предусмотренных статьями 31-32 НК РФ, в том числе в части осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах путем проведения налоговых проверок.
Следовательно, налоговый орган определил кадастровую стоимость спорных земельных участков на 2009 год при исчислении налоговой базы по налогу на землю по данным, представленным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, согласно данным, установленным Постановлением Администрации Томской области по результатам кадастровой оценки земельных участков.
При этом, как правомерно установлено судом первой инстанции и оспаривалось заявителем в настоящем судебном заседании, предпринимателем ни действия уполномоченного органа по установлению соответствующей кадастровой стоимости земельных участков, ни результаты оценки земельных участков оспорены не были.
Учитывая изложенные обстоятельства и исходя из положений действующего земельного и налогового законодательства, а также с учетом того, что налоговые органы не наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости земельных участков, у Инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в 2009 году, исходя из той кадастровой стоимости земельных участков (70:21:0100039:0046, 70:21:0100039:0045, 70:21:0100039:0080), которая непосредственно установлена Постановлением N 262а от 24.12.2008 и приложениями к нему.
Согласно подпункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которая не может превышать их кадастровую стоимость и до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, как правомерно отмечено арбитражным судом, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, а также утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", относятся к земельному законодательству Российской Федерации, поскольку утвержденная указанными нормативными правовыми актами кадастровая стоимость земель используется не только налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, но и применяется также при определении цены земельного участка, при решении вопроса о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Таким образом, указанные нормативные правовые акты не регулируют правоотношения, указанные в статье 2 НК РФ, в связи с чем к последним не могут быть применены положения, закрепляющие порядок и сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленные статьей 5 НК РФ.
Доказательств обратного заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела представлено не было.
Более того, сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленные статьей 396 НК РФ, отличаются от сроков, установленных в статье 5 НК РФ, что также свидетельствует о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающие кадастровую стоимость земельных участков, не относятся к актам законодательства о налогах и сборам, и не регулируют налоговые отношения. Вместе с этим, в определенной части данные акты могут касаться прав и обязанностей налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, оснований для вывода о том, что Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" не вступило в силу, не имеется. Данное постановление было опубликовано для всеобщего сведения в установленном порядке, в его тексте определена дата вступления в силу.
Так, в тексте Постановления N 262а от 24.12.2008 содержится указание на то, что постановление вступает в силу 01.01.2009, следовательно, с учетом того, что постановление является нормативным актом и срок вступления в силу определен в самом нормативном акте, а также исходя из того, что данное постановление не отменено и не признано недействующим судом в установленном законом порядке, в том числе в части даты вступления в силу, а доказательств вступления в силу постановления в иной срок в материалы дела не представлено, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Постановление N 262а от 24.12.2008 вступило в законную силу 01.01.2009 и являлось действующим в спорный период.
В связи с изложенным, у налогового органа также не имелось оснований не принимать его во внимание при исчислении налоговой базы по земельному налогу спорных земельных участков заявителя в 2009 году.
В апелляционной жалобе ИП Трушин С.А. в обоснование незаконности оспариваемого решения ссылается на то, что администрацией Томской области нарушен порядок принятия Постановления N 262а от 24.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", а именно указанное постановление не было опубликовано, следовательно, в период с 01.01.2009 по 22.06.2009 не имело юридической силы. Указанные доводы не могут быть приняты апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 80 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого Решением Государственной Думы Томской области от 26 июля 1995 N 136 правовыми актами Администрации Томской области являются постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений и приказов. Порядок принятия (издания) правовых актов, указанных в пунктах 1 -3 настоящей статьи, устанавливается Губернатором Томской области в соответствии с действующим законодательством. Правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти области, не входящих в состав Администрации Томской области, вступают в силу со дня их подписания, если действующим законодательством или самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Статьей 29 Закона Томской области от 7 марта 2002 г. N 9-03 "О нормативных правовых актах Томской области" определен порядок принятия (издания) нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, которым указано, что утверждение порядка принятия (издания) нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области отнесено к компетенции Губернатора Томской области.
В силу статьи 3 Закона Томской области от 12.05.2005 N 19-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" губернатор Томской области обязан опубликовать (обнародовать) закон Томской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня его получения.
В соответствии со статьей 6 Закона Томской области от 12.05.2005 N 19-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Томской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт (договор), предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов, либо в учрежденных ими печатных средствах массовой информации.
Официальным опубликованием закона Томской области, постановления Законодательной Думы Томской области, постановления Губернатора Томской области и постановления Администрации Томской области считается первая публикация их полного текста в "Собрании законодательства Томской области", иных официальных периодических изданиях органов государственной власти области либо иных периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт (договор), предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов (статья 6 Закона Томской области от 12.05.2005 N 19-ОЗ).
Постановлением Администрации Томской области от 12.10.2005 N 108а "Об опубликовании законов и иных нормативных правовых актов в Томской области" установлено, что официальными изданиями Администрации Томской области являются газета "Томские новости" и сборник "Собрание законодательства Томской области", в одном из которых подлежит обязательному опубликованию нормативный правовой акт, при этом одновременное обязательное опубликование нормативных актов как в сборнике "Собрание законодательства Томской области" так и в газете "Томские новости" не требуется.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Администрация Томской области, руководствуясь положениями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области за N 01-29/1623 от 23.12.2008 и протокола заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области от 02.12.2008 в соответствии со статьей 66 ЗК РФ приняла Постановление от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. метра населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Томской области по видам разрешенного пользования.
Таким образом, результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, в том числе и земельных участков, расположенных по адресу: г. Томск, ул. Карла Ильмера, 13, ул. Карла Ильмера, 13а (кадастровый номер участков 70:21:0100039:0046, 70:21:0100039:0045, 70:21:0100039:0080), принадлежащих ИП Трушину С.А. на праве собственности, утверждены Администрацией Томской области 24.12.2008, то есть до начала налогового периода по земельному налогу - за 2009 год. Данное обстоятельство налогоплательщиком по существу не оспаривается.
Указанное Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", опубликовано в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008.
В соответствии со статьей 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009, утвержденные Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", были опубликованы в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008, то есть были доведены до сведения неопределенного круга лиц, в связи с чем заявитель, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 НК РФ, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства, исходя из кадастровой стоимости земель, установленной указанным постановлением.
Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой по данному вопросу, поддержанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15932/10 от 19.04.2011.
Поскольку ИП Трушин С.А. земельный налог за 2009 год исчислил исходя из кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", сумма земельного налога за 2009 года, подлежащая уплате в бюджет, им занижена, в связи с чем Инспекцией правомерно доначислена сумма земельного налога в размере 105378 руб., начислены соответствующие ей пени и вынесено решение N 20/28в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2011 в оспариваемой заявителем части.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения налогового органа в связи с приостановлением действия Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а Постановлением Администрации Томской области от 10.04.2009 N 68а "О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а" в период с 01.01.2009 по 30.06.2009.
Так, в соответствии со статьей 34 Закона Томской области от 07.03.2002 N 9-03 "О нормативных правовых актах Томской области" действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
Таким образом, приостановление действия постановления Администрации Томской области означает временное неприменение положений приостановленного нормативного правового акта в период его приостановления. В тоже время последующая отмена постановления о приостановлении действия нормативного правового акта влечет и отмену установленного им требования о неприменении его положений к соответствующим отношениям.
Следовательно, отмена Постановлением Администрации Томской области от 22.06.2009 N 107а, постановления от 10.04.2009 N 68а "О приостановлении действия Постановления от 24.12.2008 N 262а" приводит к тому, что нормы Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным нормативным правовым актом временного периода - с 01.01.2009.
Факт приостановления действия Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" не влияет на применение указанного нормативного акта при определении налоговых обязательств по итогам налогового периода - за 2009 год, и не препятствует налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2009 год, с учетом установленной данным нормативным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не оспаривалась, незаконность как сведений, так и самого Постановления от 24.12.2008 N 262а, в судебном порядке установлена не была, сведений об изменении кадастровой стоимость земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2009, в течение налогового периода как в период приостановления его действия, так и после него, из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о неисполнении предпринимателем обязанности по исчислению и уплате земельного налога за 2009 год и, следовательно, о правомерности выводов Инспекции о платности землепользования являются правильными.
Оценивая иные доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе и озвученные в судебном заседании применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого в части решения Инспекции положениям НК РФ, указанные в оспариваемом решении обстоятельства Инспекцией в рассматриваемой ситуации доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в удовлетворении требований предпринимателя отказано правомерно, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 01 декабря 2011 г. по делу N А67-3674/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Трушина Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009, утвержденные Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", были опубликованы в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008, то есть были доведены до сведения неопределенного круга лиц, в связи с чем заявитель, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 НК РФ, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства, исходя из кадастровой стоимости земель, установленной указанным постановлением.
Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой по данному вопросу, поддержанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15932/10 от 19.04.2011.
...
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А67-3674/2011
Истец: Трушин Сергей Анатольевич
Ответчик: ИФНС России по г. Томску
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1056/12