г.Москва |
|
22 марта 2012 г. |
А40-69370/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2012.
Дело N А40-69370/11-154-565
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С. |
|
судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лаухиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Щербакова К.С.
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2011 по делу N А40-69370/11-154-565, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Щербакова К.С. (ОГРН 306770000407619, 143444, Московская область, г.Красногорск, п.Опалиха, мкр.Мира, д.30А)
к Префектуре СЗАО города Москвы
третьи лица: Правительство г.Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы
о признании недействительным распоряжения Префекта СЗАО N 591 "Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории СЗАО г.Москвы со второго полугодия 2011 года" от 22.04.2011, а также действий Префектуры при разработке, утверждении и опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов в части не включения 1-го объекта ИП "Щербаков К.С." по адресу: г.Москва, Проектируемый проезд 1756
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьих лиц: |
не явился, извещен; от Правительства г.Москвы - Калиненко А.И. по доверенности N 4-47-5668/1-1 от 01.04.2011; от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы - Моисеев А.В. по доверенности N 61-10-91/2 от 30.01.2012; |
УСТАНОВИЛ
ИП Щербаков К.С. обратился с заявлением к Префектуре СЗАО г.Москвы о признании недействительным распоряжения от 22.04.2011 N 591-РП "Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории СЗАО г.Москвы со второго полугодия 2011 года"; о признании незаконными действия (бездействия) Префектуры СЗАО при разработке, утверждении, опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов, в части не включения в перечень 1-го объекта ИП "Щербаков К.С." по адресу: г.Москва, Проектируемый проезд 1756.
Решением суда от 30.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных ИП Щербаковым К.С. требований. Указывает, что основанием для отказа в согласовании Департаментом схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе, принадлежащих заявителю, явилось негативное влияние данных объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру в нарушение требований действующего законодательства.
Отзывы на апелляционную жалобу от других лиц, участвующих в деле, в суд не поступали.
Представители заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не представили. При отсутствии возражений представителей явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей третьих лиц, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Префектуры СЗАО г.Москвы от 22.04.2011 N 591-РП утверждена схема размещения нестационарных объектов торговли на территории Северо-Западного административного округа города Москвы со второго полугодия 2011 года.
Данная схема включает в себя адресный перечень к схеме нестационарных объектов торговли на территории СЗАО г.Москвы со второго полугодия 2011 года, в том числе, по району Покровское- Стрешнево г.Москвы.
Нестационарный объект ИП Щербакова К.С. по адресу: г.Москва, Проектируемый проезд 1756 не был включен в схему размещения объектов торговли на территории СЗАО г.Москвы со второго полугодия 2011 года.
Полагая, что указанное распоряжение и действия ответчика при разработке, утверждении, опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов, в части не включения в перечень объекта ИП Щербакова К.С., создали препятствия для осуществления заявителем его предпринимательской деятельности, последний обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Рассматривая спор, Арбитражный суд г.Москвы полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, дал в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ правильную оценку представленным сторонами доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что решение об исключении объектов ИП Щербакова К.С. из схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории Северо-Западного административного округа города Москвы со второго полугодия 2011 года является незаконным и принято органами, не имеющими на то полномочий на момент принятия решения. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, привело к негативным последствиям для предпринимательской деятельности ИП Щербакова К.С., чем существенно нарушило его права.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" порядок включения в схему размещения, указанную в ч.1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее Правила).
Согласно п.2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (п.3 Правил).
Пунктом 4 Правил установлено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
В соответствии с п.3 названного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется для нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена,- на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с настоящим постановлением.
Хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению. Цена договора на размещение нестационарного торгового объекта определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Москвы (п.8 приложения N 2 к настоящему постановлению).
Согласно п.п.7 п.4 названного Порядка к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения: автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, изотермические емкости и цистерны, тележки, лотки, палатки, корзины и иные специальные приспособления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ИП Щербаковым К.С. оформлено разрешение N 900-001775 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011 на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети - автомагазина по адресу: г.Москва, Проектируемый проезд, 1756.
При этом в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что у ИП Щербакова К.С. имеется разрешение на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети - автомагазина по указанному адресу после 30.06.2011, то есть во втором полугодии 2011 года.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены оспариваемым распоряжением.
Оспариваемый ненормативный акт не содержит в отношении него каких-либо распоряжений и предписаний, не предполагает совершение им каких-либо действий, не возлагает на него обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, Москомархитектура по предложению префектур, собранных на основании предложений муниципальных образований, разрабатывает проект схемы размещения по округам, после чего направляет в префектуру, которая согласует его с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае размещения объектов на природных и озелененных территориях) и/или Департаментом культурного наследия города Москвы (в случае размещения объектов в границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия), и другим организациям. Одновременно с направлением проекта схемы размещения на согласование в указанные организации префектура направляет проект схемы на согласование в муниципальные Собрания внутригородских муниципальных образований. После получения всех необходимых согласований проект направляется в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы. Далее, в случае одобрения указанной комиссией проекта, он утверждается распоряжением префекта.
В настоящем случае решением муниципального собрания Покровское-Стрешнево в г.Москве установлено согласовать представленный на рассмотрение проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района Покровское-Стрешнево с учетом замечаний (приложение) при условии согласования размещения торговых объектов с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Приложением к указанному решению определено сохранить все нестационарные объекты, размещенные у станции метро Тушинская (проезд 1756, проезд Стратонавтов и южный выход станции метро "Тушинская"), а именно: 57 объектов мелкорозничной сети, реализующих социально-значимую группу товаров, продукцию общественного быстрого питания и бытового обслуживания до начала строительства Тушинского пересадочного узла.
В соответствии с требованиями к утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, проект схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории Северо-Западного административного округа города Москвы со второго полугодия 2011 года размещен на официальном портале префектуры СЗАО г.Москвы: www.szao.mos.ru.
Судом установлено и материалами дела подтверждается факт согласования проекта схемы с Департаментом транспорта и связи города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Москомнаследием, Муниципальным собранием внутригородского муниципального образования Покровское-Стрешнево в городе Москве.
Между тем Департамент транспорта и связи города Москвы в письме от 28.02.2011 N 61-04-923/1 указывает на невозможность согласования представленных схем на территории районов СЗАО города Москвы в зоне действия остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта и в 10-метровой зоне от них, а также на территории крупных транспортно-пересадочных узлов: в зонах 8, 9, 10, 11 согласно схеме Покровское-Стрешнево, в которых, в том числе, находится и нестационарный объект, принадлежащий заявителю.
С учетом указанных замечаний проект схемы одобрен Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, что отражено в протоколе от 14.04.2011 N 1.
Названное решение Межведомственной комиссии не оспорено и в установленном порядке недействительным не признано.
Исходя из изложенного, судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, соглашается с выводом суд первой инстанции о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт и действия полностью соответствует нормам законодательства.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, права и охраняемые законом интересы заявителя не могут быть признаны нарушенными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2011 по делу N А40-69370/11-154-565 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
...
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, Москомархитектура по предложению префектур, собранных на основании предложений муниципальных образований, разрабатывает проект схемы размещения по округам, после чего направляет в префектуру, которая согласует его с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае размещения объектов на природных и озелененных территориях) и/или Департаментом культурного наследия города Москвы (в случае размещения объектов в границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия), и другим организациям. Одновременно с направлением проекта схемы размещения на согласование в указанные организации префектура направляет проект схемы на согласование в муниципальные Собрания внутригородских муниципальных образований. После получения всех необходимых согласований проект направляется в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы. Далее, в случае одобрения указанной комиссией проекта, он утверждается распоряжением префекта.
...
В соответствии с требованиями к утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, проект схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории Северо-Западного административного округа города Москвы со второго полугодия 2011 года размещен на официальном портале префектуры СЗАО г.Москвы: www.szao.mos.ru."
Номер дела в первой инстанции: А40-69370/2011
Истец: ИП Щербаков К. С.
Ответчик: ПРЕФЕКТУРА СЗАО Г. МОСКВЫ, Префектура СЗАО города Москвы
Третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспорнтной инфраструктуры г. Москвы, Департамент транспорта и связи г. Москвы, Правительство г. Москвы, Правительство города Москвы