город Воронеж |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А36-3431/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Поротикова А.И.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бартеневой Ю.В.,
при участии:
от ОАО "Студеновская акционерная горнодобывающая компания": Чапланова А.В., представителя по доверенности б/н от 01.11.2011;
от ТУ Росимущества в Липецкой области: Джежело П.Б., представителя по доверенности N 2867-04 от 26.05.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Студеновская акционерная горнодобывающая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2011 по делу N А36-3431/2010 (судья Серокурова У.В.) по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области к открытому акционерному обществу "Студеновская акционерная горнодобывающая компания" (ОГРН 1024800824300) о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (далее - ТУ ФАУГИ в Липецкой области, ТУ Росимущества в Липецкой области) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 07-08-680/04 от 06.08.2004 в части преамбулы к договору, а также разделов 3, 5 и 6 названного договора.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд внес изменения в договор аренды земельного участка от 06.08.2004, N 07-08-680/04, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и открытым акционерным обществом "Студеновская акционерная горнодобывающая компания", изложив его в следующей редакции:
"Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области в лице руководителя Клевцова Валерия Васильевича, действующего на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года N 49, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны,
Открытое акционерное общество "Студеновская акционерная горнодобывающая компания", в лице генерального директора Зименкова Александра Сергеевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, в соответствии со ст.ст. 9, 22, 29, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 450, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, с Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г.. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г.. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
Раздел 3 "Арендная плата" договора изложить в следующей редакции:
3. Размер и условия внесения арендной платы
3.1. Арендная плата вносится Арендаторами ежеквартально, равными долями до 25 числа последнего месяца квартала, а за 4-ый квартал - не позднее 15 ноября путем перечисления на счет УФК по Липецкой области (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области л/с 04461А18230) ИНН/КПП 4826067736/482601001, ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области г. Липецк, БИК 044206001, р/с 40101810200000010006, КБК 167 111 05021 01 0000 120, ОКАТО 42401000000.
Исполнением обязательства по внесению арендной платы является поступление денежных средств по договору на счет Управления Федерального Казначейства.
3.2. Рыночная стоимость оцениваемого земельного участка определена согласно отчета N 12-09 от 30.11.2009 г. об оценке ООО "ПАУ", в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135 - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и составляет 473 руб. за 1 кв.м.
3.3. Арендатор перечисляет на счет указанный в п.п. 3.1 платежи за пользование земельным участком в федеральный бюджет в размере 1643666,72 руб. (один миллион шестьсот сорок три тысячи шестьсот шестьдесят шесть рублей 72 коп.) в год.
3.4. Размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке:
3.4.1. При проведении оценки рыночной стоимости величины арендной платы за пользование земельным участком в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
3.4.2. Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год при изменении ставки арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка. Изменение размера арендной платы путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год осуществляется Арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением Арендатора.
Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
3.4.3. В случае перевода участка из категории в категорию или изменении разрешенного использования земельного участка.
3.4.4. В случае передачи участка в субаренду, размер арендной платы изменяется в пределах срока договора субаренды, согласно Закона об оценочной деятельности, но не может быть ниже арендной платы по договору.
3.4.5. В случае изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка коэффициент-дефлятор, указанный в п.п.п. 3.4.2. настоящего Договора, не применяется. Изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительного соглашения к Договору.
Во всех вышеуказанных случаях Арендодатель направляет расчет арендной платы Арендатору и заключение дополнительного соглашения по пересмотру размера арендной платы не требуется.
3.5. Неиспользование Арендатором земельного участка не является основанием для невнесения арендной платы.
Раздел 5 "Права и обязанности Арендодателя" договора изложить в следующей редакции:
5. Права и обязанности Арендодателя
5.1. Арендодатель имеет право:
5.1.1. Требовать от Арендатора устранения нарушений, связанных с использованием Участка не по целевому назначению и использованию, не отвечающим виду(ам) его разрешенного использования, а также прекращения применения способов использования, приводящих к его порче. Арендодатель может потребовать досрочного расторжения Договора:
- при использовании Участка не по целевому назначению и не в соответствии с видом (ами) его разрешенного использования,
- при использовании способами, приводящими к его порче,
- при невнесении арендной платы, более чем за 6 месяцев,
- в случае нарушения других условий Договора.
5.1.2. Требовать от Арендатора возмещения убытков, причиненных ухудшением качества Участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности Арендатора, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
5.1.3. Требовать от Арендатора внесения арендной платы за все время, складывающееся с даты момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок до даты фактического возврата Участка Арендаторам.
5.1.4. С момента заключения Договора беспрепятственно проходить на Участок с целью его осмотра на предмет соблюдения использования Арендатором Участка по целевому назначению и в соответствии с видом (ами) разрешенного использования.
5.2. Арендодатель обязан:
5.2.1. Выполнять в полном объеме все условия Договора.
5.2.2. Письменно в десятидневный срок уведомить Арендатора об изменении реквизитов счетов для перечисления арендной платы, указанных в п.п. 3.1.
5.2.3. Своевременно производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом Арендатора.
Не вмешиваться в деятельность Арендатора, связанную с использованием Участка, если она не противоречит условиям Договора и законодательству Российской Федерации.
Раздел 6 "Права и обязанности Арендатора" договора изложить в следующей редакции:
6. Права и обязанности Арендатора
6.1. Арендатор имеет право:
6.1.1. Использовать Участок на условиях, установленных Договором.
6.1.2. В пределах срока договора аренды сдавать Участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, в том числе отдавать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
6.1.3. По истечении срока действия Договора в преимущественном порядке, кроме случаев установленных законодательством РФ, перед другими лицами, заключить договор аренды на новый срок на согласованных Сторонами условиях по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до истечения срока действия Договора.
6.1.4. Производить строительство (реконструкцию или реставрацию) построек на Участке с согласия Арендодателя, в соответствии с согласованной проектной и утвержденной градостроительной документацией и действующим законодательством.
6.1.5. В случае отчуждения (продажи) недвижимости, передавать свои права и обязанности по Договору путем заключения с лицом, приобретающим права на такое имущество (новым собственником имущества), расположенного на арендованном Участке, соглашения о переходе прав и обязанностей (перемене лиц в обязательстве) по Договору аренды земельного Участка.
6.2. Арендатор обязан:
6.2.1. Выполнять в полном объеме все условия Договора.
6.2.2. Обеспечить Арендодателю (его законным представителям), представителям органов государственного земельного контроля доступ на Участок по их требованию для проведения проверки и осмотра, а также обеспечить допуск на участок иным лицам, владеющим на вещном праве объектами недвижимости, которые находятся на данном Участке.
6.2.3. После подписания Договора и изменений к нему произвести его (их) государственную регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней в течение месяца.
6.2.4. Письменно сообщить Арендодателю, не позднее чем за 30 (тридцать) дней, о предстоящем освобождении Участка, как в связи с окончанием срока действия Договора, так и при досрочном его освобождении.
6.2.5. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, производить уборку Участка, а также территории, по периметру прилегающей к нему на расстоянии 2-х метров со стороны земель, не находящихся в пользовании иных лиц.
6.2.6. Письменно, в десятидневный срок, уведомить Арендодателя об изменении своих реквизитов.
6.2.7. Своевременно и полностью выплачивать Арендодателю арендную плату в размере и порядке, определяемом Договором и последующими изменениями и дополнениями к нему.
6.2.8. В случае отчуждения прав (его части, доли) по Договору в связи с продажей недвижимости или его части (доли), расположенной на арендуемом земельном участке, другому юридическому или физическому лицу, или использование этого имущества в качестве доли уставного капитала при образовании с другим юридическим лицом совместного предприятия, в десятидневный срок, направить Арендодателю письменное уведомление об этом и ходатайствовать перед Арендодателем о переоформлении документов, удостоверяющих право на землю, либо, передать свои права и обязанности по Договору в порядке, установленном п.6.1.2.
6.2.9. Содержать в исправном состоянии, а в случае необходимости производить ремонт транспортной и инженерной инфраструктуры Участка.
6.2.10. Использовать Участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
6.2.11. Немедленно извещать Арендодателя и соответствующие государственные органы о всякой аварии или ином событии, нанесшим (или грозящим нанести) Участку и находящимся на нем объектам, а также близлежащим участкам, ущерб и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы и дальнейшего разрушения или повреждения Участка и расположенных на нем объектов.
6.2.12. Возместить убытки, причиненные ухудшением качества арендованных земель в результате деятельности Арендатора.
6.3. При освобождении земельного участка от объектов недвижимости (сносе, демонтаже) произвести уборку строительного, бытового мусора и в течение месяца с даты сноса (демонтажа) объекта недвижимости вернуть земельный участок Арендодателю по акту приема-передачи, подписав соглашение о расторжении договора".
Не согласившись с состоявшимся решением, ОАО "Стагдок" обратилось с апелляционной жалобой (с учетом уточнения), в которой просило отменить решение в части изложения пунктов 3.2 и 3.3 договора в редакции истца и принять по делу новый судебный акт, изложив указанные пункты в предложенной им редакции.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В судебном заседании апелляционной инстанции 30.03.2012 представитель ОАО "Стагдок" доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции в части пунктов 3.2. и 3.3. Раздела 3 "Арендная плата" часть 3 "Размер и условия внесения арендной платы" отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ТУ Росимущества в Липецкой области против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве и возражении, приобщенным к материалам дела, и, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения, просил оставить его без изменения, а жалобу акционерного общества - без удовлетворения.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усмотрела оснований к отмене решения в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.08.2004 между администрацией г. Липецка и ОАО "Стагдок" был подписан договор N 07-08-680/04 аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:020000:0004 площадью 42121 кв.м, относящийся к категории земель поселений, расположенный в Правобережном округе г. Липецка, для железнодорожного перегона "Пост 3 км- ст. Чугун 1". Срок аренды был определен с 06.08.2004 по 30.10.2025 (л.д. 8-13, т.1, 11-16, т. 2).
В соответствии с условиями заключенного договора, арендодатель передал арендатору земельный участок по акту приема-передачи от 06.08.2004 (л.д. 12, т.1).
06.05.2004 за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на указанный выше земельный участок (л.д. 18, т.1).
07.06.2005 между Российской Федерацией в лице ТУ ФАУГИ в Липецкой области, администрацией г. Липецка и ОАО "Стагдок" было подписано соглашение о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка N 07-08-680/04 от 06.08.2004. Соглашение было зарегистрировано 12.09.2005 (л.д. 16-17, т.1)
В соответствии с пунктом 3.1. договора арендная плата исчисляется с 06.08.2004 и вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 25 числа последнего месяца квартала, а за IV квартал не позднее 15 ноября текущего года.
В пункте 3.2. договора стороны согласовали внесение арендатором арендной платы за пользование земельным участком согласно базовым ставкам арендной платы, ежегодно утверждаемым решениями соответствующих органов местного самоуправления г. Липецка.
Арендатор уплачивает арендную плату за 2004 год в размере 16,95 руб. за 1 кв.м площади земельного участка. Методика исчисления платежей по настоящему договору производится согласно расчету арендной платы, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 3.3. договора).
Пунктом 3.4. договора было предусмотрено, что размер арендной платы и сроки платежа могут быть пересмотрены арендодателем не чаще одного раза в год, в одностороннем порядке в определенных случаях - изменения базовых ставок арендной платы, утверждаемых соответствующими органами местного самоуправления г. Липецка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае изменения сроков и размера базовых ставок арендной платы в случаях, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего договора, условия об изменении сроков и размера арендной платы становятся обязательными для арендатора с момента получения им письменного уведомления. При этом заключение соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка не требуется (пункт 3.4.1 договора).
Приложением к договору стороны определили размер арендной платы в сумме 713 950,95 руб. на 2004 год. При этом арендная плата исчислена, исходя из площади земельного участка, базового размера арендной платы и коэффициента градостроительной ценности.
Как следует из условий договора аренды, критерии и методика исчисления размера арендной платы были приняты сторонами в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с "Порядком оплаты арендных платежей за землю на территории г. Липецка в 2004 году", утвержденным Решением Липецкого городского Совета депутатов N 372 от 13.11.2003.
Решением Липецкого городского Совета депутатов N 524 от 23.11.2004 был утвержден "Порядок оплаты арендных платежей за землю на территории города Липецка в 2005 году", согласно которому действовавшие в 2004 году ставки арендной платы за землю подлежали применению в 2005 году с коэффициентом 1,1 (в редакции решения Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 N 550).
С учетом изложенного, размер арендной платы за 2005 год составил 785 556,65 руб.
В связи с переходом права собственности на земельный участок истец обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском о взыскании денежных средств по названному договору аренды за второй квартал 2009 года.
Решением Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36- 4891/2009 от 24.11.2009 в иске было отказано, при этом суд указал на то, что действие правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 не распространяется на правоотношения сторон во втором квартале 2009 года, поскольку названный нормативно-правовой акт был принят и вступил в силу позже. В то же время суд указал на то, что расчет арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не может быть основан на решении органа местной власти либо субъекта Российской Федерации. Суд также установил, что для применения новых ставок арендной платы за землю либо методик ее исчисления сторонам по договору аренды необходимо переоформить в установленном порядке ранее заключенный договор аренды земельного участка либо внести в него соответствующие изменения. Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа в постановлении от 02.03.2010 не нашла оснований для отмены (изменения) судебного акта ни в мотивировочной, ни в резолютивной части (л.д. 11-15, т. 2).
28.12.2009 ТУ Росимущества в Липецкой области обратилось к обществу с предложением подписать дополнительное соглашение от 25.12.2009 к договору аренды от 06.08.2004 N 07-08-680/04.
По условиям дополнительного соглашения, величина арендной платы устанавливается на основании отчета от 30.11.2009 N 12-09 об оценке рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, выполненного независимым оценщиком ООО "ПАУ" в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и составляет 2 590 020,29 руб. в год (л.д. 19-20, т.1).
Приложение к дополнительному соглашению содержало расчет арендной платы в год, который был также подписан руководителем ТУ Росимущества в Липецкой области и специалистом ТУ Росимущества в Липецкой области, производившим расчет арендной платы.
06.04.2010 исходящим письмом N 2160-04 ТУ Росимущества в Липецкой области повторно обратилось в адрес ОАО "Стагдок" с просьбой вернуть подписанные экземпляры ранее направленных соглашений в адрес ТУ Росимущества в Липецкой области в срок до 20.04.2010 (л.д. 21, т.1).
Не получив ответа на предложение о заключении дополнительного соглашения, ТУ Росимущества в Липецкой области обратилось с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ).
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ).
По правилу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ).
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ).
По правилу статьи 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о внесении изменений в договор аренды связано с разграничением собственности на земельный участок.
Судом установлено, что при заключении договора аренды земельного участка, стороной договора являлся орган местного самоуправления в лице администрации города Липецка, который не вправе был устанавливать никаких иных методик и критериев определения расчета арендной платы, кроме установленных законодательным органом местного самоуправления. Учитывая изложенное следует признать, что в данном случае произошло существенное изменение обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при подписании договора аренды земельного участка.
Кроме того, на необходимость в данном случае внесения соответствующих изменений в договор указано во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-4891/2009 от 24.11.2009.
Предусмотренный пунктом 3.4 договора случай изменения размера арендной платы в данном случае неприменим, поскольку орган местного самоуправления уже не вправе распоряжаться поименованным в договоре земельным участком.
При изложенных обстоятельствах, одностороннее изменение истцом размера арендной платы, произошедшего в связи с разграничением собственности на земельный участок, соответствует требованиям статей 421, 422, 614 Гражданского кодекса РФ, условиям договора и является правомерным (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09).
Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
При заключении договора аренды земельного участка, арендатор, согласовав условия пунктов 3.4., 3.4.1. договора, тем самым согласился с возможностью изменения арендодателем в уведомительном порядке правил исчисления и размера арендной платы по договору.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Расчет арендной платы за пользование земельным участком, находящегося в собственности Российской Федерации по договору аренды от 06.08.2004 N 07-08-680/04 произведен истцом на основании отчета о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка ООО "ПАУ" от 30.11.2009 N 12-09 и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года (2009), которая составляла 13%, в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации "О размере ставки рефинансирования Банка России" от 28.11.2008 N 2135-У.
Суд первой инстанции не согласился с применением ставки в размере 13% годовых. Согласно указанию Центрального банка Российской Федерации "О размере ставки рефинансирования Банка России" от 29.04.2011 N 2618-У, с 03.05.2011 ставка рефинансирования установлена в размере 8,25% годовых, следовательно, размер арендной платы в год составит 1 643 666,72 руб.
При рассмотрении настоящего спора суд учел также правовую позицию по аналогичному спору между теми же сторонами, сформулированную при рассмотрении дела N А36-3428/2010.
Возражение представителей акционерного общества в отношении того, что земельный участок предоставлялся для объектов, относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта, были рассмотрены судом первой инстанции и отклонены в связи с тем, что при рассмотрении данного дела ответчиком не предоставлено убедительных доказательств, объективно подтверждающих, что железнодорожный перегон относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта необщего пользования. Кроме того, на момент обращения истца с иском в арбитражный суд Министерством экономического развития РФ не были утверждены ставки арендной платы либо методические указания по ее расчету. В этом случае на основании пункта 3 постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, арендная плата должна определяться в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.
Земельный участок с кадастровым номером 48:20:020000:0004 площадью 42 121 кв.м, расположенный в Правобережном округе города Липецка, был предоставлен для железнодорожного перегона "Пост 3 км - ст. Чугун 1". Ответчик предоставил ситуационный план, на котором отражено наличие железнодорожного пути вдоль всего земельного участка, в связи с чем представители акционерного общества полагают, что расположенные на нем объекты недвижимости составляют инфраструктуру железнодорожного транспорта необщего пользования (л.д. 22, т.3).
При рассмотрении апелляционной жалобы ответчиком был представлен расчет арендной платы с применением коэффициента 1,0305 и ставки, установленной Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (44, 26 руб/га в год) с учетом прогнозируемого уровня инфляции на 2012 год в размере 1 118 руб. 57 коп.
Судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы состоятельными в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", определены основные принципы, которые должны быть положены в основу при определении арендной платы применительно к различным видам деятельности хозяйствующих субъектов.
При этом, первым назван принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697).
Из пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" следует, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования" в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396, в целях учета ежегодной индексации размера ставок в 2011 году ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяется с учетом повышающего коэффициента 1,305.
Согласно материалам дела и пояснениям представителя ответчика, расположенный на земельном участке объект - "железнодорожный перегон" может быть отнесен к участку железнодорожных путей необщего пользования.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, иных обустройств и механизмов для погрузки, выгрузки, очистки и т.п. вагонов.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что предоставленная государством льгота по арендной плате за пользование земельным участком увязана с нахождением на нем объекта, функционально связанного с инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечивающего возможность получения услуг посредством такой связи и отвечающего предъявляемым законом требованиям.
Ответчиком не представлен технический паспорт объекта, сведений, позволяющих судить о примыкании к иным путям общего или необщего пользования, характеристике объекта и его использования для получения услуг посредством связи с общей инфраструктурой железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований согласиться с мнением представителя ОАО "Стагдок" относительно возможности принятия редакции ответчика пунктов 3.2 и 3.3 договора, в соответствии с которыми размер арендной устанавливается в сумме 243,29 руб. в год.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2011 по делу N А36-3431/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Студеновская акционерная горнодобывающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования" в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396, в целях учета ежегодной индексации размера ставок в 2011 году ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяется с учетом повышающего коэффициента 1,305.
...
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, иных обустройств и механизмов для погрузки, выгрузки, очистки и т.п. вагонов."
Номер дела в первой инстанции: А36-3431/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, ТУФА по управлению государственным имуществом в Липецкой области
Ответчик: ОАО "Студеновская акционерная горнодобывающая компания"