г. Москва |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А40-66445/11-144-585 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Лаухиной А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2011 г. по делу N А40-66445/11-144-585, принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
по заявлению ОАО "Городская информационно-справочная служба" (ОГРН 1027739534910, 111024, г. Москва, ш. Энтузиастов, 26, 1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Департамент имущества города Москвы (1027700149410, 127006, ул. Каретный ряд, д. 2/1)
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Василевская О.Н. по доверенности от 04.07.2011; |
от ответчика: от третьего лица: |
Олейник Л.В. по доверенности N 34-и-101/12 от 10.01.2012; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
ОАО "ГИСС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик), изложенного в письме от 05.05.2011 г. N 33-2Т2-681/11(0)1, в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17 и обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы устранить нарушения прав ОАО "ГИСС" путем выпуска распоряжения о предоставлении в аренду ОАО "ГИСС" земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17, а также выпуска распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17.
Решением от 15.12.2011 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд мотивировал это тем, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок по указанному адресу принят с нарушением требований земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обосновании доводов указывает, что судом неправильно установлен характер письма, в котором содержится оспариваемый отказ. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что заявителем не соблюден установленный порядок обращения за предоставлением соответствующей услуги.
В порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем в адрес суда апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ГИСС" на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 г. N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" обратилось в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов г.Москвы по СВАО с заявлением от 05.04.2011 г. вх. N 33-2Т2-681/11(0)0 об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17 для размещения (строительства) справочно-информационного центра.
Письмом от 05.05.2011 г. N 33-2Т2-681/11(0)1 Территориальное управление Департамента земельных ресурсов г.Москвы по СВАО отказало заявителю в оформлении земельно-правовых отношений на истребуемый земельный участок, указав на то, что Постановлением Правительства Москвы от 11.04.2006 г. N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" предусмотрено заключение долгосрочных договоров аренды на земельные участки с общества для целей строительства объектов информационно-справочной системы после предоставления в Департамент земельных ресурсов города Москвы необходимой разрешительной документации (утвержденный постановлением Правительства Акт разрешенного использования земельного участка (далее - АРИ), либо градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ)). Заявителем ответчику представлены разработанные ГУП ГлавАПУ обосновывающие материалы справочно-информационного центра по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17, которые не являются основанием для оформления земельно-правовых отношений. Согласно базе данных ИСИО, АРИ на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17 не утверждался. В связи с изложенным, земельно-правовые отношения могут быть оформлены в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.01.2009 г. N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о проставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю" после представления в адрес Управления комплекта документов, включающих ГПЗУ.
Посчитав отказ необоснованным и не соответствующим действующему земельному законодательству общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно статьям 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п.2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п.2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Пунктами 8.3.1, 8.4.1 постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено оформление с ОАО "Городская информационно-справочная служба" земельно-правовых отношений на земельные участки, выделенные под строительство справочно-информационных центров, в соответствии с утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
Вместе с тем ОАО "Городская информационно-справочная служба" создано на основании Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860 "О совершенствовании городской информационно - справочной системы г.Москвы" с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.
Также Постановлением Правительства Москвы от 11.04.2006 г. N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" Департаменту земельных ресурсов города Москвы предписано заключать с заявителем договоры аренды земли на земельные участки, ранее оформленные и находящиеся в стадии оформления под строительство справочно-информационных центров сроком на 49 лет (п.8.3.1).
Пунктом 4.1 Положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 05.08.2003 г. N 644-ПП "Об утверждении положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах" Департамент имущества города Москвы осуществляет передачу имущественных прав в уставные капиталы хозяйственных обществ, в случае участия города Москвы в указанных обществах.
Пунктом 5 Положения о создании открытых акционерных обществ с участием города Москвы в случаях внесения прав землепользования в уставные капиталы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.09.2000 г. N 743 "О порядке внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный капитал акционерных обществ" предусмотрено, что при внесении в уставные капиталы обществ прав на земельные участки Департамент земельных ресурсов Москвы при заключении договора аренды земли с акционерным обществом указывает в тексте договора, что право аренды соответствующего земельного участка внесено в уставный капитал указанного акционерного общества. При этом не взимается плата за право заключения договора аренды соответствующего земельного участка.
Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 г. N 168-ПП, определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.
В силу п.2.1 Регламента подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа, а также необходимый комплект документов.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в ТУ СВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Бибиревская, вл.17, с приложением необходимого комплекта документов.
В целях выполнения указанных постановлений Правительства Москвы в части реализации прав ОАО "ГИСС" на земельные участки для строительства справочно-информационных узлов Правительство Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.11.1999 г. N 1008 постановило Московскому земельному комитету заключать с ОАО "ГИСС" договоры аренды на земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации на 200 земельных участков для строительства СИУ, в том числе на земельные участки, ранее оформленные и находящиеся в стадии оформления.
Вышеуказанные постановления Правительства Москвы устанавливают обязанность Департамента земельных ресурсов г.Москвы по заключению договоров аренды на земельные участки, подобранные и оформленные в порядке, установленном нормативными документами, действующими на момент их оформления.
Однако, несмотря на наличие соответствующего распорядительного акта города Москвы и получения заявителем в установленном порядке необходимых для оформления прав землепользования согласований, ответчик отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений.
Кроме того, заявителем департаменту был представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для оформления земельно-правовых отношений.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании оспариваемого отказа ответчика незаконным.
В апелляционной жалобе ответчик утверждает, что суд первой инстанции неверно принял консультационный ответ Департамента в качестве ненормативного акта, подлежащего обжалованию. Данный довод судебной коллегией отклоняется, поскольку обязанность общества по безусловному исполнению в нем требований влечет нарушение прав заявителя на оформление земельно-правовых отношений.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неверно установлен факт надлежащей комплектности поданных заявителем по делу документов, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду того, что органы, представляющие государственные и муниципальные услуги, не в праве требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на несоблюдение порядка обращения за предоставлением соответствующей услуги, судебной коллегией также отклоняется ввиду необоснованности и недоказанности.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2011 г. по делу N А40-66445/11-144-585 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Положения о создании открытых акционерных обществ с участием города Москвы в случаях внесения прав землепользования в уставные капиталы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.09.2000 г. N 743 "О порядке внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный капитал акционерных обществ" предусмотрено, что при внесении в уставные капиталы обществ прав на земельные участки Департамент земельных ресурсов Москвы при заключении договора аренды земли с акционерным обществом указывает в тексте договора, что право аренды соответствующего земельного участка внесено в уставный капитал указанного акционерного общества. При этом не взимается плата за право заключения договора аренды соответствующего земельного участка.
Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 г. N 168-ПП, определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.
...
В целях выполнения указанных постановлений Правительства Москвы в части реализации прав ОАО "ГИСС" на земельные участки для строительства справочно-информационных узлов Правительство Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.11.1999 г. N 1008 постановило Московскому земельному комитету заключать с ОАО "ГИСС" договоры аренды на земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации на 200 земельных участков для строительства СИУ, в том числе на земельные участки, ранее оформленные и находящиеся в стадии оформления."
Номер дела в первой инстанции: А40-66445/2011
Истец: ОАО "ГИСС", ОАО "Городская информационно-справочная служба"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР города Москвы
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы