г. Саратов |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А06-6450/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сабировой Г.У.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Министерства культуры Астраханской области - Попов П.В., по доверенности N 8 от 20.04.2012 года;
от Управления федеральной службы судебных приставов по Астраханской области - Калянин В.В., по доверенности N 30/д-04-31-НБ от 29.09.2011;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области - Михайлов А.В., по доверенности N 04-04/1-875 от 20.04.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2012 года по делу N А06-6450/2011, (судья С.В.Богатыренко)
по иску Министерства культуры Астраханской области (г. Астрахань, ИНН3015066790, ОГРН1053000020941)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области (г.Астрахань, ИНН 3017060300, ОГРН 1093017001450)
третье лицо: Управление федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН 1043000718210, ИНН 3015067331)
об обязании разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией, заключить охранное обязательство по сохранению культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4г г. Астрахань.
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Астраханской области (далее - истец, Министерство культуры) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) об обязании разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией, заключить охранное обязательство по сохранению культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4г г. Астрахань.
В суде первой инстанции истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования в части указания помещения и просил суд обязать ответчика разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия; провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией, заключить охранное обязательство по сохранению культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач.XX в." по ул. Оленегорская, 4 г.Астрахани в нежилом помещении 6, литер строения А, этаж 2.
Судом уточнение предмета иска было принято к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 суд обязал ответчика разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия; провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией в объекте культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач.XX в." по ул. Оленегорская, 4 г.Астрахани в нежилом помещении 6, литер строения А, этаж 2.
Исковые требования в части заключения охранного обязательства по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач.XX в." по ул. Оленегорская, 4 г.Астрахань оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с данным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчиком не обжалуется решение в части оставления иска без рассмотрения.
Согласно п. 25 постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта в обжалуемой части, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Астраханской области N 230 от 27.12.1993 г.. "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г.Астрахани отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Распоряжением от 23 ноября 2004 за N 146-р "О передаче и закреплении нежилого помещения, расположенного на 2-м этаже здания по ул. Оленегорской, 4 литер А, г. Астрахани", нежилое помещение N 6, расположенное на 2 этаже здания по ул.Оленегорская, 4, литер А, общей площадью 179,8 кв.м. передано Управлению Министерства юстиции РФ по Астраханской области, по акту приема-передачи и закреплено на праве оперативного управления (л.д. 66-68).
На основании свидетельства о государственной регистрации права 30-АА 469577 13.05.2010 г. право оперативного управления на указанное помещение зарегистрировано за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
В соответствии с Выпиской из реестра федерального имущества от 06.02.2012 г. федеральное имущество - магазин, расположенный в г.Астрахани, ул.Оленегорская, 4, литер строения А, помещение 6 общей площадью 179,8 кв.м., относящийся к объектам культурного наследия регионального значения, находится в оперативном управлении Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области 18.09.2006 г.. направило в адрес ТУ Росимущества письмо с просьбой решить вопрос о передаче с баланса объекта федеральной собственности: нежилого помещения N 6, расположенного на втором этаже магазина по адресу: г. Астрахань, ул. Оленегорская, 4, литер А в связи отсутствием средств федерального бюджета для проведения капитального ремонта и восстановления инженерных сетей.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области 30.01.2007 г.. повторно направило в адрес ТУ Росимущества письмо с просьбой решить вопрос о передаче с баланса объекта федеральной собственности: нежилого помещения N 6, расположенного на втором этаже магазина N 24 по адресу: г. Астрахань, ул. Оленегорская, 4, литер А.
На указанные обращения ТУ Росимущества предложило Управлению Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области согласовать с федеральным органом исполнительной власти вопрос реализации данного помещения в установленном порядке.
В результате осмотра объекта культурного наследия представителями управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области было установлено, что данный объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, о чем составлен акт осмотра от 13.05.2011 г.. В акте указано, что помещение находятся в заброшенном состоянии, повреждены пожаром, в результате чего происходит утрата историко-культурной ценности объекта.
Управлением по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области 17.05.2011 г.. в адрес ответчика направлено уведомление и выдано предписание, с требованием в месячный срок со дня получения уведомления принять меры необходимые для начала ремонтно-реставрационных работ на здании-памятнике в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране объектов культурного наследия.
В результате повторного осмотра объекта культурного наследия представителями управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области было установлено, что помещения второго этажа находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается актом осмотра от 20.06.2011 г.. Помещение повреждены пожаром и не эксплуатируются. В результате, этого происходит утрата историко-культурной ценности объекта культурного наследия. Требования предписания N 14 от 17.05.2010 г.., выданного руководителю управления Росимущества по Астраханской области, не выполнены (л.д.12).
Поскольку ответчиком меры по содержанию объекта культурного наследия не предпринимаются, истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2008 г. N 374 территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, ответчик осуществляет функции собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации
В преамбуле к Закону об объектах культурного наследия отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.
В силу статьи 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом согласно пункту 2 этой статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за перечисленные нарушения, которая исходя из статьи 61 Закона может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается наряду с вышеизложенными мерами привлечением лиц к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, целью которой является принудительное имущественное воздействие на нарушителей установленных законом или договором требований по охране таких объектов.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона об объектах культурного наследия впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено Законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31.12.2010 сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране памятников, и применяемые постольку, поскольку указанные правила не противоречат Закону.
Как предусмотрено пунктом 59 Положения об охране памятников, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются в отношении каждого памятника индивидуально посредством заключения соответствующего охранного соглашения.
Данный пункт не противоречит Закону об объектах культурного наследия, содержащему в статье 48 положение о том, что собственник объекта культурного наследия принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве, в том числе по содержанию объекта культурного наследия, его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования (в редакции Федерального закона от 30.11.2010 N 328-ФЗ).
Охранное обязательство прекращает свое действие только в случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра - со дня вступления в силу такого решения (пункт 4 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (пункт 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дополнительные требования к содержанию собственником принадлежащего ему имущества, являющегося объектом культурного наследия, содержатся в Законе об объектах культурного наследия.
Доказательств принятия мер по охране объекта культурного наследия ответчик не представил.
В силу пункта 4 статьи 35 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 43 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" реставрация памятника или ансамбля представляет собой научно - исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Статья 45 этого Закона определяет порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, которые проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В пункте 2 данной статьи установлено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона.
В целях сохранения объекта культурного наследия ответчик обязан разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с проектной документацией.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об обязании разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с проектной документацией.
Довод ответчика о возложении обязанности на Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, поскольку за ним зарегистрировано право оперативного управления на спорный объект недвижимости, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Как следует из представленной в материалы дела переписки сторон и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области никогда не располагалось в спорном помещении.
Более того, из писем УФССП по Астраханской области N 09-3430/НБ от 18.09.2006, N 09-365/НБ от 30.01.2007, N 09-3256/ВР от 21.09.2007 следует, что УФССП по Астраханской области просило решить вопрос о передаче с баланса спорного имущества и согласовать вопрос реализации данного помещения в установленном порядке.
Доказательств того, что повреждения были вызваны использованием спорного помещения УФССП по Астраханской области, не представлено.
Требования истца о проведении ремонтных работ только части здания не противоречат закону и обусловлены причинением вреда в результате пожара только части здания.
При указанных обстоятельства, принятое по делу решение в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2012 года по делу N А06-6450/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Охранное обязательство прекращает свое действие только в случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра - со дня вступления в силу такого решения (пункт 4 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия).
...
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (пункт 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дополнительные требования к содержанию собственником принадлежащего ему имущества, являющегося объектом культурного наследия, содержатся в Законе об объектах культурного наследия.
...
В силу пункта 4 статьи 35 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 43 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" реставрация памятника или ансамбля представляет собой научно - исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия."
Номер дела в первой инстанции: А06-6450/2011
Истец: Министерство культуры Астраханской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по АО
Третье лицо: Управление федеральной службы судебных приставов по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1589/14
27.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16511/12
04.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16511/12
09.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5732/12
25.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3051/12
17.02.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6450/11