г. Саратов |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А57-192/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.
при участии в судебном заседании представителей заявителя, ООО "Транс Поволжье": Симонова А.С., действующего на основании доверенности от 04 октября 2010 г.; администрации муниципального образования "Город Саратов": Макаренко М.Н., действующей на основании доверенности N 01-4/59 от 06 июня 2011 г.; комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Маркеловой Д.А., действующей на основании доверенности N 02-08/05-17661 от 30 ноября 2011 г.; комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Животиковой Ю.О., действующей на основании доверенности N 02/16-01-12 от 10 января 2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транс Поволжье" (г. Саратов), администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу N А57-192/2011 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Поволжье" ОГРН 1026402674517, ИНН 6452064402, (г. Саратов)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, (г. Саратов),
комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" ОГРН 1046405508918, ИНН 6455038129, (г. Саратов),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
заинтересованное лицо: комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" ОГРН 1036405012346, ИНН 6450067310, (г. Саратов)
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транс Поволжье" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к администрации муниципального образования "Город Саратов", о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04 октября 2010 г. N 2351 "Об отказе ООО "Транс Поволжье" в предоставлении земельного участка в Волжском районе, занимаемого нежилыми зданиями" и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить в собственность ООО "Транс Поволжье" земельный участок с кадастровым номером 64:48:010155:153, площадью 28104 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, Соколовая гора, б/н в Волжском районе, подготовить договор купли-продажи земельного участка и направить его для заключения ООО "Транс Поволжье".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04 октября 2010 г. N 2351 "Об отказе ООО "Транс Поволжье" в предоставлении земельного участка в Волжском районе, занимаемого нежилыми зданиями" и обязал администрацию муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по делу рассмотреть заявление ООО "Транс-Поволжье" от 15 апреля 2010 г. N 2225 о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 64:48:010155:153, площадью 28104 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора, б/н в Волжском районе, с учетом площади земельного участка необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Транс-Поволжье" на праве собственности, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33, статьи 35, статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации и принять соответствующее решение по заявлению ООО "Транс Поволжье" от 15 апреля 2010 г. N 2225.
С администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "Транс-Поволжье" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
ООО "Транс-Поволжье", администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с решением суда, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Администрация муниципального образования "Город Саратов" и комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" просит принятое по делу решение отменить, и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ООО "Транс-Поволжье" по основаниям изложенным в апелляционных жалобах.
ООО "Транс-Поволжье" просит изменить обжалуемое решение в части избрания способа восстановления нарушенного права, обязав администрацию МО "Город Саратов" предоставить в собственность обществу земельный участок с кадастровым номером 64:48:010155:153 площадью 28104 кв. м., расположенный по адресу: г. Саратов, Соколовая гора, б/н в Волжском районе, подготовить договор купли-продажи земельного участка и направить его для заключения ООО "Транс Поволжье", по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
От ООО "Транс Поволжье" поступил отзыв на апелляционные жалобы Администрации и Комитета. Апелляционные жалобы органов местного самоуправления считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционные жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта.
Как следует из материалов, Постановлением администрации г. Саратова от 13 апреля 1993 г. N 156-79 АОЗТ "Саратовавтогазстрой" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 3,6 га под производственную базу в Волжском районе г. Саратова.
На основании названного постановления 21 мая 1993 г. АОЗТ "Саратовавтогазстрой" был выдан Государственный акт N Сар-39-01-000194 на право бессрочного (постоянного) пользования 3,6 га земли в границах, указанных на чертеже, для производственной базы.
Предоставленный АОЗТ "Саратовавтогазстрой" земельный участок был поставлен на кадастровый учет площадью 30341 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010155:100, как ранее учтенный.
Постановлением мэра г. Саратова от 09 августа 2001 г.. N 600-126 из указанного земельного участка был изъят земельный участок площадью 5659 кв. м., на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные у ЗАО "Саратовавтогазстрой" ООО "Новые технологии-3000". Земельный участок площадью 5659 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 64:48:010155:33.
В соответствии с соглашением об отступном 02 октября 2002 г. к договору займа N 12-Д от 19 декабря 2001 г. и актом приема-передачи от 11 ноября 2002 г. к ООО "Транс-Поволжье" перешло право собственности на объекты недвижимости: нежилое одноэтажное здание литер Я1 пл.680,7 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Л пл. 30,6 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер К пл.1201 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер 33 132 пл. 407,1 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Д пл. 220,8 кв.м.; нежилое двухэтажное здание литер Э пл. 1119,9 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Ю пл. 2477,6 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Г пл. 157,6 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Ф пл. 534 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Н пл. 72 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер П пл. 177,5 кв.м.; нежилое одноэтажное здание литер Р пл. 183,8 кв.м.
13 ноября 2002 года на указанные объекты недвижимости за ООО "Транс-Поволжье" была произведена государственная регистрация права собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 64 N N 493896; 493899, 493898, 493897, 493895, 493894, 493893, 493891, 493889, 493890,493900.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 17 июля 2007 г. N 2620-р право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3,6 га, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая гора, у ЗАО "Саратовавтогазстрой" прекращено в связи с его ликвидацией 03 ноября 2004 г.
На основании межевого плана от 16 марта 2010 г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, а кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 64:48:010155:153 площадью 28104 кв.м.
20 апреля 2010 г. ООО "Транс Поволжье" обратилось в администрацию МО "Город Саратов" в порядке ст. 36 ЗК РФ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 28104 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010155:153.
По результатам рассмотрения заявления Общества 04 октября 2010 г. администрацией МО "Город Саратов" принято постановление N 2351 "Об отказе ООО "Транс-Поволжье" в предоставлении в собственность земельного участка в Волжском районе, занимаемого нежилыми зданиями с кадастровым номером 64:48:010155:153, площадью 28104 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора, б/н, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:010155:153 снят с кадастрового учета 14 июля 2010 г.. и не может являться объектом земельных отношений.
Не согласившись с принятым постановлением и полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Транс-Поволжье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главыы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решений не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа изложенных норм права следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность отказа администрации в предоставлении в собственность обществу земельного участка и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд Саратовской области, удовлетворяя заявленное Обществом требование, пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении, является незаконным. Так, суд правильно указал на то, что основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось снятие его с кадастрового учета. Вместе с тем, как указал суд, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А57-12625/2010 признаны незаконными действия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО "город Саратов", совершенные 28 июня 2010 г., направленные на снятие с кадастрового учета земельного участка площадью 28104 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010155:153, расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом - постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А57-12625/2010 не подлежат доказыванию вновь.
Так, незаконность действия, направленных на снятие с кадастрового учета земельного участка площадью 28104 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010155:153, расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора, установлена и переоценке в рамках настоящего дела не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа по причине снятия земельного участка с кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 7 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются, в том числе документы: выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Между тем, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, по смыслу норм статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации объекта недвижимости, то есть для целей возможности использования объекта согласно принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пункт 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции полагает, что при рассмотрении заявления компетентным орган фактически уклонился от выполнения возложенных не него функций в силу того, что основанием к отказу явилось отсутствие предмета спора - земельного участка. Обстоятельства, связанные с соблюдением заявителем положений ст. ст. 33, 36 ЗК РФ в части соразмерности площади испрашиваемого земельного участка и площади застройки не были предметом рассмотрения органом муниципального образования.
Согласно справке Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 22 апреля 2010 г. N 730 площадь застройки объектами недвижимого имущества, приобретенными ООО "Транс-Поволжье" в собственность составляет 6873,8 кв. м. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 28104 кв.м.
ООО "ТрансПоволжье" не представило доказательств того, что площадь испрашиваемого в собственность земельного участка определена в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. В материалах дела в обоснование заявленных размеров земельного участка (28104 кв.м.) отсутствуют какие-либо расчеты или техническое заключение.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 28104 кв.м. с кадастровым номером 64:48:01 0155:153, расположенным по адресу: г. Саратов, Соколовая гора не являются безусловным основанием для предоставления в собственность данного земельного участка заявителю в заявленном им размере.
В соответствии с 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" от 24 марта 2005 г. N 11 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции определяя в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ способ защиты нарушенного права, обоснованно не признал обоснованной позицию заявителя о том, что испрашиваемая площадь земельного участка являлась необходимой для использования объектов недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, так как на земельном участке, ранее принадлежащем АОЗТ "Саратовавтогазстрой", имелись и иные принадлежащие этому лицу объекты недвижимости; земельный участок с кадастровым номером N 64:48:010155:100 был расформирован, числился в ГКН как ранее учтенный.
Кроме того, к моменту формирования ООО "Транс-Поволжье" испрашиваемого земельного участка, постановки его на кадастровый учет и обращения с заявлением о предоставлении права на земельный участок в заявленном размере, право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок (первоначальный, с кадастровым номером N 64:48:010155:100) у ЗАО "Саратовавтогазстрой" прекратилось, в связи с его ликвидацией в 2004 г. (Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 64 N 001772146 от 03.11.2004 г).
Из материалов дела не следует, что спор возник в связи с переоформлением ранее возникшего у продавца имущества права бессрочного (постоянного) пользования. Из материалов дела прямо следует, что заявитель обратился в порядке ст. 36 ЗК с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектами недвижимого имущества.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что ООО "Транс-Поволжье" не является правопреемником АОЗТ "Саратоавтогазстрой". Таким образом, в данном случае право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком АОЗТ "Саратовавтогазстрой" не может быть безусловно переоформлено путем приватизации на ООО "Транс-Поволжье" по изложенным выше основаниям.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка только на том основании, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:010155:153 снят с кадастрового учета 14 июля 2010 г. и не может являться объектом земельных отношений.
Как обоснованно указал суд первой инстанции иные основания возможности либо невозможности предоставления указанного земельного участка заявителю администрацией не проверялись и не анализировались, в отношении данного земельного участка не проводилась проверка совокупности юридически значимых обстоятельств, которые позволяют констатировать, что соблюдены нормы земельного законодательства и не допущено нарушений прав и законных интересов других лиц.
Суд соглашается с выводами суда первой инстанции в той части, что в указанной ситуации суд не должен подменять собой орган, уполномоченный распоряжаться землей.
Признав отказ в предоставлении земельного участка, оформленный постановлением постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04 октября 2010 г. N 2351, суд в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ определил способ защиты нарушенного права, обязав администрацию муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по делу рассмотреть заявление ООО "Транс-Поволжье" от 15 апреля 2010 г. N 2225 о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 64:48:010155:153, площадью 28104 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора, б/н в Волжском районе, с учетом площади земельного участка необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Транс-Поволжье" на праве собственности, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33, статьи 35, статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации и принять соответствующее решение по заявлению ООО "Транс Поволжье" от 15 апреля 2010 г. N 2225.
В соответствии с ч. 1 ст. 201 АПК РФ решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
Согласно ч. 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в части обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в гл. 24 АПК, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 199 АПК заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно ст. 13 ГК в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в их взаимосвязи с п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 199 АПК указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.
В рассматриваемом случае способа защиты нарушенного права судом первой инстанции определен и оснований для изменения решения суда в указанной части не имеется.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно установил фактические обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению. Нарушений норм процессуального права не установлено. Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транс Поволжье", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу N А57-192/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транс Поволжье" (г. Саратов), администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в гл. 24 АПК, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 199 АПК заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно ст. 13 ГК в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в их взаимосвязи с п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 199 АПК указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно."
Номер дела в первой инстанции: А57-192/2011
Истец: ООО "Транс Поволжье"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству МО "Город Саратов"