• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 г. N 13АП-8048/12

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Системный анализ норм Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.

Таким образом, Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Иное толкование приведенных норм Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" противоречило бы положениям части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, одинаково применимым как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям (часть 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации) и предусматривающим возможность хозяйствующих субъектов заниматься любыми видами деятельности, кроме тех, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии).

Таким образом, отнесенные к компетенции органа местного самоуправления вопросы организации похоронного дела, создания и порядка осуществления деятельности специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Норильска решены в оспариваемых пунктах 1.5, 5.4, 5.5, 8.3 Порядка с нарушением требований вышеперечисленных норм Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия администрации города Норильска, выразившиеся в наделении третьего лица, являющегося хозяйствующим субъектом, полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также в создании преимущественных условий деятельности для созданной органом местного самоуправления специализированной службы нарушают принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, выступающих участниками товарного рынка ритуальных услуг наряду со специализированной службой, обеспечивают МУП г. Норильск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" более выгодные условия деятельности перед потенциальными хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать аналогичный комплекс услуг, ставя деятельность данных хозяйствующих субъектов в зависимость от действий специализированной службы.

С учетом изложенного, антимонопольный орган обосновано квалифицировал названные действия в качестве нарушений частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Выводы антимонопольного органа соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 23.09.2008 N 12027/07, от 18.05.2011 N 17206/10. Довод заявителя о неверном толковании Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" является необоснованным.

...

Довод заявителя о том, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" опровергается текстом решения суда первой инстанции."