г. Пермь |
N 17АП-3209/2012-АК |
27 апреля 2012 г. |
А60-4403/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Фонд Ямал") (ОГРН 1028900579620, ИНН 8901002833): представители не явились;
от заинтересованного лица (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе) (ОГРН 1036603498975, ИНН 66580756401): представители не явились:
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Фонд Ямал"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2012 года
по делу N А60-4403/2012,
принятое судьей Г.Н. Подгорновой,
по заявлению Открытого акционерного общества "Фонд Ямал"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Фонд Ямал" (далее по тексту ОАО "Фонд Ямал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее по тексту Региональное отделение, административный орган) от 27.12.2011 о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 05.03.2012 (резолютивная часть решения оглашена 28.02.2012) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обжаловало решение в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Общество приводит доводы о невозможности исполнения предписания в связи с отсутствием денежных средств для получения аудиторского заключения опубликования в ленте новостей сообщения о раскрытии списка аффилированных лиц, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении вменяемого деяния. Податель жалобы полагает, что обязанность по обязательному аудиту финансовой отчетности общества возлагается на временного управляющего, являющегося самостоятельным субъектом ответственности; в свою очередь общество не является ответственным за неисполнение временным управляющим своих обязанностей.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения контрольных мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг по вопросу о раскрытии информации, Региональным отделением установлены факты несоблюдения ОАО "Фонд Ямал" порядка раскрытия информации, что послужило основанием для вынесения и направления в адрес Общества предписания от 09.09.2011 с требованием об устранении нарушений в течение 30 календарных дней с момента получения предписания путем:
1) представления в регистрирующий орган на электронном носителе файла, содержащего текст ежеквартального отчета общества за 1 квартал 2011 года в XML-формате в кодировке Windows-1251 с расширением ".xml" с внесенными дополнениями: в пункт 7.1 - внести информацию об аудиторском заключении, подтверждающем достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2010 года и пояснительной записке;
2) раскрытия на странице сети Интернет ежеквартального отчета за 1 квартал 2011 год с внесенными дополнениями в полном соответствии с требованиями п. 5.5 Положения о раскрытия информации; опубликования в Ленте новостей сообщения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц акционерного общества за 2 квартал 2011 г.
Согласно почтовому уведомлению N 62099440527215 предписание получено Обществом 27.09.2011 (л.д. 64) и подлежало исполнению до 27.10.2011 (включительно).
Неисполнение предписания в указанный срок послужило основанием для составления в отношении Общества 28.11.2011 протокола об административном правонарушении по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 58); по результатам рассмотрения данного протокола постановлением от 27.12.2011 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 550000 рублей (л.д. 14).
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
На основании п. 7 ст. 44 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" ФСФР России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг обязательные для исполнения предписания, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти в области рынка ценных бумаг.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Полномочия ФСФР России и его территориальных органов по вынесению предписаний закреплены в п. 5.4.15 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам.
Из анализа указанных норм следует, что Региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На момент вынесения предписания состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом были предусмотрены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (Положение).
В ходе осуществления контрольных мероприятий административным органом установлено, что в нарушение требований, предусмотренных п. 5.1 (подп. "б"), п.п. 5.7, 5.8, 8.3.3, 8.3.4, 8.5.1, 8.5.5 вышеуказанного Положения Обществом по состоянию на 28.10.2011 на странице в сети Интернет http://www.yamalfond.newmail.ru не раскрыт ежеквартальный отчет Общества за 1 квартал 2011 года с внесенными дополнениями в полном соответствии с требованиями п.5.5 Положения; не опубликовано в Ленте новостей сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц акционерного общества за 2 квартал 2011 года; в РО ФСФР России в УрФО не представлены документы об исполнении предписания (скриншот страницы в сети Интернет, скриншот страницы Ленты новостей, на электронном носителе файл, содержащий текст ежеквартального отчета Общества за 1 квартал 2011 г. в XML-формате в кодировке Windows-1251 с расширением ".xml" с внесенными дополнениями в соответствии с Предписанием). Предписание административного органа о представлении вышеуказанных документов в установленный срок Обществом не исполнено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения апелляционный суд признает обоснованным.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции дана правомерная оценка доводу заявителя о невозможности исполнения предписания в связи с отсутствием денежных средств для получения аудиторского заключения и опубликования в ленте новостей сообщения о раскрытии списка аффилированных лиц. Отсутствие денежных средств не освобождает Общество от исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг в части раскрытия информации. Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения предписания, Обществом не представлено.
Вина Общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все необходимые меры по своевременному исполнению предписания административного органа.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Довод апеллятора о том, что обязанность по проведению обязательного аудита финансовой деятельности возлагается на временного управляющего, являющегося самостоятельным субъектом ответственности апелляционным судом рассмотрен, признан несостоятельным и отклонен, поскольку законодательством в сфере финансовых рынков обязанность по раскрытию информации, в том числе аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности, возложена на акционерное общество, и данная обязанность заявителем не была исполнена.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности; наказание назначено с учетом обстоятельств совершения правонарушения в пределах санкции, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено, заявителем соответствующих доводов в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2012 года по делу N А60-4403/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фонд Ямал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
...
На момент вынесения предписания состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом были предусмотрены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (Положение).
...
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности; наказание назначено с учетом обстоятельств совершения правонарушения в пределах санкции, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено, заявителем соответствующих доводов в апелляционной жалобе не приведено."
Номер дела в первой инстанции: А60-4403/2012
Истец: ОАО "Фонд Ямал"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО), Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе