г. Самара |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А72-332/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области - извещен, не явился,
от индивидуального предпринимателя Времина Вячеслава Владимировича - Тихонов Ю.А., доверенность от 01.11.2011 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2012 года в зале N 6 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Времина Вячеслава Владимировича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 февраля 2012 года
по делу N А72-332/2012 (судья Ипполитова И.В.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области, р.п. Ишеевка Ульяновской области
к индивидуальному предпринимателю Времину Вячеславу Владимировичу (ОГРНИП304732112900042, ИНН 732100929214), г. Новоульяновск Ульяновской области
о взыскании задолженности в сумме 12 572,28 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Времину Вячеславу Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2010 год в сумме 12 572,28 руб.
Решением суда 1 инстанции от 29 февраля 2012 года заявление удовлетворено, с индивидуального предпринимателя Времина Вячеслава Владимировича в пользу Управления взыскана указанная задолженность в сумме 12 572,28 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 274,40 руб., недоимка по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3 117,60 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 571,56 руб., недоимка по страхованным взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в сумме 1 039,20 руб., пени в Пенсионной фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 345,17 руб., пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 147,93 руб., пени в ФФОМС в сумме 27,11 руб., пени в ТФОМС в сумме 49,31 руб.
Кроме того, с индивидуального предпринимателя Времина Вячеслава Владимировича в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления Управления отказать, ссылаясь на то, что отсутствие обязательного решения Управления Пенсионного фонда о взыскании задолженности по страховым взносам за счет денежных средств предпринимателя на счетах в банке делает незаконной процедуру взыскания данной задолженности с предпринимателя в судебном порядке. Кроме того, ссылается на то обстоятельство, что является военным пенсионером, в связи с чем не обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя стороны, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Времин Вячеслав Владимирович в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован Администрацией г.Новоульяновска Ульяновской области 16.09.2003 года (л.д. 14-18).
27.06.2011 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области направило в адрес индивидуального предпринимателя Времина Вячеслава Владимировича требование N 08302740036854 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней, в котором предложило предпринимателю в срок до 22.07.2011 года уплатить задолженность по страховым взносам в сумме 12 572,28 руб. по состоянию на 27.06.2011 года, в том числе: недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 274,40 руб., недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3 117,60 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 571,56 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в сумме 1 039,20 руб., пени в Пенсионной фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 345,17 руб., пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 147,93 руб., пени в ФФОМС в сумме 27,11 руб., пени в ТФОМС в сумме 49,31 руб. (л.д. 6, 7-10).
Данное требование предпринимателем в установленный срок исполнено не было.
В связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В отзыве на иск и апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что отсутствие обязательного решения Управления Пенсионного фонда о взыскании задолженности по страховым взносам за счет денежных средств предпринимателя на счетах в банке делает незаконной процедуру взыскания данной задолженности с предпринимателя в судебном порядке. Кроме того, ссылается на то обстоятельство, что является военным пенсионером, в связи с чем не обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд.
Между тем данные доводы предпринимателя являются ошибочными.
Вопреки положениям ст. 65 АПК РФ ответчик не представил соответствующих доказательств в подтверждение того факта, что он является военным пенсионером, данные документы в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем с 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Закон N 212-ФЗ не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 ст. 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 указанного Закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N212-ФЗ.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, притом что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
В то же время согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Обстоятельства, указанные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в настоящее время устранены.
До 01.01.2010 года порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N582 в дополнение и развитие Закона N 167-ФЗ.
В соответствии с п. 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 года в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе установив правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2011 года по делу N А05-3897/2011.
Следовательно, ссылка предпринимателя Времина В.В. на то обстоятельство, что он является военным пенсионером, не освобождает его от уплаты с 01.01.2010 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ.
С учетом того, что задолженность по уплате указанных страховых взносов и пеней у предпринимателя возникла за 2010 год, что следует из имеющихся в материалах дела расчетов начисления страховых взносов и пеней (л.д.5,7-10), Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области правомерно направило ему требование от 27.06.2011 N 08302740036854 об уплате недоимки по страховым взносам и пеням в общей сумме 12 572,28 руб.
В соответствии с п. 2,3 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствие с пунктами 1,2,3 ст. 19 Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 19 Закона решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела видно, что решение о взыскании с предпринимателя Времина В.В. указанной задолженности за счет денежных средств на счетах в банках Управлением в установленный п. 5 ст. 19 Закона срок принято не было.
В связи с этим Управление правомерно в силу положений п. 5 ст. 19 Закона обратилось с указанным иском в арбитражный суд.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе предпринимателя Времина В.В., являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление органа Пенсионного фонда РФ, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 февраля 2012 года по делу N А72-332/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 года в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе установив правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2011 года по делу N А05-3897/2011.
Следовательно, ссылка предпринимателя Времина В.В. на то обстоятельство, что он является военным пенсионером, не освобождает его от уплаты с 01.01.2010 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ.
...
В соответствии с п. 2,3 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи."
Номер дела в первой инстанции: А72-332/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске, УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области
Ответчик: Времин Вячеслав Владимирович