г. Самара |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А55-29557/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области - извещен, не явился,
от Индивидуального предпринимателя Кузнецова Евгения Алексеевича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Кузнецова Евгения Алексеевича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2012 года по делу N А55-29557/2011 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
к Индивидуальному предпринимателю Кузнецову Евгению Алексеевичу, Самарская область, г. Сызрань,
о взыскании штрафных санкций в размере 1 039,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Кузнецова Евгения Алексеевича (далее по тексту - ответчик, страхователь) штрафных санкций за непредставление в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в размере 1039,20 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ИП Кузнецов Е.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что является пенсионером Министерства обороны РФ и с 1997 г. получает военную пенсию.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в "определении от 24.05.2005 г. N 223-0, нормативные положения статей ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной трудовой пенсии признаны несоответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, он освобожден от уплаты взносов в виде фиксированных платежей.
Эта позиция осталась актуальной и после принятия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", который также не содержит прямого указания, обязывающего военных пенсионеров - индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
Податель жалобы указывает, что суд при вынесении решения не учел, что в 2010 г. он вообще не имел дохода от предпринимательской деятельности.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г.. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно абз. 1 п.5 ст. 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г.. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о признании утратившими силу законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" - Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
К таким сведениям относятся:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилия, имя и отчество;
- сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии с п.6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кузнецов Евгений Алексеевич с 17.10.2000 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Страхователь зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области, в качестве плательщика страховых взносов государственного пенсионного страхования peг. N 077-025-027641.
Ответчик не представил в ГУ -Управление ПФ РФ индивидуальные сведения по персонифицированному учету за 2010 г.., в связи с чем, Управлением составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 217 от 27.05.2011 года.
23.06.2011 года на основании указанного акта, Управлением вынесено Решение N 217, о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся платежей, то есть в сумме 1039, 20 рублей.
Заявителем направлено в адрес ответчика заказной корреспонденцией Требование N 217 от 18.07.2011 г.. об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в размере 10% от причитающихся за 2010 год страховых взносов, однако до настоящего времени финансовая санкция ответчиком не уплачена.
Довод индивидуального предпринимателя со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 года N 223-О и отсутствие у него обязанности как у военного пенсионера уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на отсутствие осуществления им фактической предпринимательской деятельности с 2010 года правомерно отклонен судом в связи со следующим.
С 01.01.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 5 названного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Закон N 212-ФЗ не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
По положениям пунктов 1 и 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 указанного Закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определена пунктом 2 статьи 13 Закона N 212-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, притом что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статье 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
В то же время согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Обстоятельства, указанные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в настоящее время устранены.
До 01.01.2010 порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 в дополнение и развитие Закона N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе установив правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что Кузнецов Е.А., являющийся военным пенсионером, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ, и следовательно, своевременно предоставлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета и нести ответственность за неисполнение своих обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2011 года по делу N А05-3897/2011, Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2010 года по делу N А82-4145/2010.
По указанным причинам, а также в связи с тем, что взыскиваемая сумма является не страховыми взносами, а финансовой санкцией за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, судом обоснованно отклонено ходатайство предпринимателя о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-32626/2011, в рамках которого ответчиком оспаривается постановление УПФ РФ в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области от 13.10.2011 г.. о взыскании с ИП Кузнецова Е.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Евгением Алексеевичем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2012 года по делу N А55-29557/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю Кузнецову Евгению Алексеевичу, Самарская область, г. Сызрань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 900 (одна тысяча девятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 20.03.2012 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До 01.01.2010 порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 в дополнение и развитие Закона N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе установив правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что Кузнецов Е.А., являющийся военным пенсионером, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ, и следовательно, своевременно предоставлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета и нести ответственность за неисполнение своих обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2011 года по делу N А05-3897/2011, Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2010 года по делу N А82-4145/2010."
Номер дела в первой инстанции: А55-29557/2011
Истец: ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске Сызранском и Шигонском районах Самарской области
Ответчик: ИП Кузнецов Евгений Алексеевич