г. Челябинск |
|
04 июня 2012 г. |
Дело N А47-6773/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Бабкиной С.А., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балакиной И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2012 по делу N А47-6773/2010 (судья Шальнева Н.В.).
В заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы - Торбин А.А. (доверенность от 24.01.2012).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2011 открытое акционерное общество "Цветметвтоматика", ИНН 5604010184, ОГРН 1055607071299 (далее - общество "Цветметавтоматика", должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден Гершанок Александр Александрович.
22.02.2012 конкурсный управляющий Гершанок А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого собранием кредиторов общества "Цветметавтоматика" 30.01.2012 по шестому вопросу повестки дня об обязании конкурсного управляющего не оплачивать независимому оценщику денежных средств, израсходованных на оплату услуг по оценке и услуг экспертизы отчета по оценке, а также обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с него убытков, возникших вследствие длительного неутверждения собранием кредиторов предложений о продаже имущества, по причине ненадлежащей подготовки отчета об оценке, подготовленной с нарушением действующего законодательства и стандартов оценки (л.д. 3-4).
Определением суда от 12.04.2012 заявление конкурсного управляющего удовлетворено, указанное решение собрания кредиторов общества "Цветметавтоматика" признано недействительным (л.д. 47-48).
В апелляционной жалобе Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) просит определение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления конкурсному управляющему отказать, указав на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её заявитель ссылается на то, что в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 20.3, статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий должен действовать добросовестно и разумно, руководствуясь в своей деятельности законодательством Российской Федерации, и обязан осуществлять оценку имущества должника. По мнению уполномоченного органа, действия конкурсного управляющего и привлеченного им оценщика, выразившиеся в первоначальном отказе конкурсного управляющего от направления отчета об оценке в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и выполнение привлеченным оценщиком ненадлежащим образом первоначального отчета об оценке, привели к необоснованному увеличению расходов на проведение процедуры конкурсного производства в виде единовременного вознаграждения оценщика в размере 100 000 руб. и вознаграждения конкурсного управляющего за период с 07.06.2011 по 07.11.2011 в размере 150 000 руб., а также к затягиванию процедуры конкурсного производства сроком на 5 месяцев. Уполномоченный орган считает, что в нарушение статьей 12, 15 Закона о банкротстве, судебной практики Федерального арбитражного суда Уральского округа (постановления от 09.03.2010 NФ09-1246/10-С4, от 18.12.008 NФ09-9510-08-С4), судом первой инстанции не принято во внимание, что контроль за деятельностью конкурсного управляющего возложен на собрание кредиторов в пределах его компетенции и решение собрания кредиторов обязательно для исполнения конкурсным управляющим.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства уполномоченного органа о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказано, в связи с тем, что представление конкурсного управляющего от 09.08.2011 имеется в материалах дела, в отношении отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств от 30.01.2012 заявитель не обосновал невозможность его представления в арбитражный суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Конкурсный управляющий Гершанок А.А. представил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого к материалам дела протокольным определением суда апелляционной инстанции отказано, поскольку отсутствуют доказательства исполнения процессуальной обязанности по его направлению лицам, участвующим в деле (части 1, 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Конкурсный управляющий Гершанок А.А., кредитор Крапивин А.И., надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились. Конкурсный управляющий в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения представителя уполномоченного органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.01.2012 проведено собрание кредиторов общества "Цветметавтоматика", результаты которого оформлены протоколом от 30.01.2012 N 7(л.д.5-6).
Из протокола собрания кредиторов следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в собрании приняли участие два конкурсных кредитора (100% от общего числа кредиторов с установленными требованиями), в том числе: уполномоченный орган (размер установленного требования 2 403 959 руб. 51 коп. - 96% голосов) и Крапивин А.И. (размер установленного требования 105 000 руб. - 4% голосов).
В результате голосования по шестому вопросу повестки дня большинством голосов принято решение: обязать конкурсного управляющего не оплачивать независимому оценщику денежных средств, израсходованных на оплату услуг по оценке и услуг экспертизы отчета по оценке, а так же обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с него убытков, возникших вследствие длительного неутверждения собранием кредиторов предложений о продаже имущества, по причине ненадлежащей подготовки отчета об оценке, подготовленной с нарушением действующего законодательства и стандартов оценки.
Конкурсный управляющий, считая, что решение по шестому вопросу повестки принято с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, указав на принятие обжалуемого решения собрания кредиторов с превышением установленных для данного органа полномочий, ограничение данным решением установленной законом компетенции конкурсного управляющего.
Выводы суда являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных Законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом по заявлению указанных лиц.
По смыслу названной нормы требование о признании решения собрания кредиторов недействительным подлежит удовлетворению в случае доказанности заявителем либо факта принятия решения с нарушением установленной компетенции собрания кредиторов, либо факта нарушения принятым решением прав и законных интересов заявителя жалобы.
Конкурсный управляющий указывает, что оспариваемое решение принято с нарушением пределов компетенции собрания, установленной Законом о банкротстве.
Из повестки дня собрания кредиторов общества "Цветметавтоматика" 30.01.2012 усматривается, что собранием рассмотрен вопрос, прямо не отнесенный к компетенции собрания кредиторов. Однако, из системного толкования статей 12, 15 Закона о банкротстве не следует, что установленный перечень вопросов, является закрытым.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что при оценке пределов компетенции собрания кредиторов необходимо учитывать следующее.
Из положений статей 12, 20, 20.3, 20.4, 129 Закона о банкротстве следует, что для обеспечения баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, полномочия конкурсного управляющего и собрания кредиторов разделены.
При этом вопросы, по которым необходимо принятие решения собранием кредиторов, названы в нормах Закона о банкротстве, регулирующих порядок проведения отдельных процедур банкротства, в частности применительно к процедуре конкурсного производства - пункт 6 статьи 129, пункты 1, 5 статьи 130, статьи 139, 141, 146 Закона о банкротстве и др. Указанные вопросы относятся к исключительной компетенции собрания и не могут быть решены иными лицами. Также отдельными положениями предусмотрено право собрания кредиторов принимать решения по вопросам, возникающим в ходе проведения процедуры конкурсного производства (например, статьей 61.9 Закона о банкротстве).
Контроль за деятельностью арбитражного управляющего осуществляется в форме обязательного для управляющего информирования арбитражного суда и собрания кредиторов о своей деятельности путем своевременного предоставления полного и всестороннего отчета (статья 143 Закона о банкротстве), на что правильно указано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах конкурсный управляющий, являясь самостоятельным субъектом профессиональной деятельности, при осуществлении мероприятий банкротства, должен согласовывать свои действия с собранием кредиторов лишь в случаях, прямо установленных Законом о банкротстве. Решения собрания кредиторов по вопросам оперативной деятельности конкурсного управляющего в случаях, когда Законом о банкротстве подобное не предусмотрено, подлежат квалификации как вынесенные с превышением пределов компетенции собрания кредиторов.
Также Закон о банкротстве не предполагает право собрания кредиторов или отдельных кредиторов обязывать арбитражного управляющего совершать те или иные действия, поскольку такими полномочиями в рамках дела обладает исключительно арбитражный суд.
Конкурсные кредиторы, преследуя цель максимального удовлетворения своих требований за счет конкурсной массы должника, могут не обладать соответствующими профессиональными знаниями и навыками, иметь различные интересы в деле о банкротстве. Проведение процедуры банкротства влияет на права и обязанности различных лиц, в том числе и лиц, в силу Закона о банкротстве не имеющих право на участие в принятии собранием кредиторов решений (текущие кредиторы, в ряде случаев залоговые кредиторы, должник, собственник имущества должника, учредители (акционеры) должника, др.), обеспечение соблюдения прав и законных интересов которых возложено на арбитражного управляющего. При таких обстоятельствах, принятие собранием кредиторов решений, прямо не предусмотренных Законом о банкротстве, но непосредственно обязывающих управляющего совершить те или иные действия, не может быть признано допустимым, так как может повлечь нарушение прав иных заинтересованных лиц (в данном случае привлеченного оценщика).
В свою очередь арбитражный управляющий за свои решения и действия несет ответственность, в том числе имущественную (статья 20.4 Закона о банкротстве).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности доводов конкурсного управляющего. Обжалуемое конкурсным управляющим решение принято собранием кредиторов с нарушением пределов установленной Законом о банкротстве компетенции и является недействительным.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская оценочная компания" провело оценку имущества должника, составлены отчеты об оценке от 03.06.2011 N 37-Н/2011, от 06.06.2011 N 12-Т/2011, на указанные отчеты Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 01.09.2011 дало отрицательное заключение (л.д.12-13).
С учетом замечаний, изложенных в заключении, отчеты об оценке были переработаны, 03.11.2012 и 07.11.2012 Федеральном агентством по управлению государственным имуществом даны положительные заключения (л.д.14, 15), в связи с чем 21.12.2011 по инициативе конкурсного управляющего Гершанка А.А. проведено собрание кредиторов с вопросом повестки дня об утверждении порядка, сроков и условий реализации имущества должника.
В случае несогласия уполномоченного органа с действиями конкурсного управляющего и привлеченного им оценщика, заявитель вправе защитить свое нарушенное право в порядке, установленном Законом о банкротстве, путем обжалования действий (бездействия) арбитражного управляющего, обращения с требованием о взыскании убытков, признании привлечения арбитражным управляющим оценщика либо размера оплаты его услуг необоснованными, снижении размера оплаты услуг привлеченного специалиста в связи с их ненадлежащим качеством (статья 60, пункт 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве), иными, названными в законе, способами.
Правовые основания для возложения на конкурсного управляющего обязанности не оплачивать услуги независимого оценщика, обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с него убытков, на что указано в заявлении и апелляционной жалобе, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым решением собрания кредиторов на конкурсного управляющего возложена дополнительная обязанность по совершению не предусмотренных законодательством действий, исполнение которой не отвечает требованиям добросовестности и разумности (пункт 4 статьи 20.3. Закона о банкротстве), вследствие чего правомерно указал на нарушение данным решением прав конкурсного управляющего. Правом обязать конкурсного управляющего совершить какие-либо действия, не предусмотренные Законом о банкротстве в качестве обязанности конкурсного управляющего, собрание кредиторов не наделено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Согласно пункту 5 статьи 15, пункту 3 статьи 61 Закона о банкротстве, пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" постановление апелляционной инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение о признании недействительными решений собрания кредиторов, является окончательным, дальнейшему обжалованию не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2012 по делу N А47-6773/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6773/2010
Должник: ОАО "Цветметавтоматика"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области
Третье лицо: Гершанок А. А., Крапивин Александр Иванович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области, НП СРО "СЕМТЭК", Оренбургское ОСБ N8623, ПСП г. Новотроицка, Суд города Новотроицка, УФНС России по Оренбургской обл, УФРС, учредитель Крюков Г. И, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10726/14
25.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9772/13
21.07.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6686/14
01.04.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6773/10
29.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11978/13
12.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9772/13
04.12.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6773/10
09.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9772/13
04.10.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6773/10
18.09.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10127/13
22.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7545/13
04.06.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5017/12