город Омск |
|
06 июня 2012 г. |
Дело N А70-12518/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бойченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3196/2012) открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу N А70-12518/2011 (судья Багатурия Л.Е.), принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (ОГРН 1098601001157; ИНН 8601038677; место нахождения: г.Ханты-Мансийск, ул.Светлая, 39, 2) к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" (ОГРН 1028600508991; ИНН 7204002873; место нахождения: г.Ханты-Мансийск, а/п) при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (ОГРН 1097232017574; ИНН 7202198042; место нахождения: г.Тюмень, ул.Водопроводная, 38), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175; место нахождения: г. Тюмень, ул. Рационализаторов, 20), о признании права собственности Российской Федерации и признании права собственности открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" отсутствующим,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - представителей Аршавской Т.М. по доверенности от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, Мязиной Н.А. по доверенности от 01.01.2012,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре - представителя Ермакова А.А. по доверенности от 10.01.2012, сроком действия до 31.12.2012,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - представителя Долгановой О.Л. по доверенности от 10.10.2011 сроком действия один год,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - представитель не явился,
установил:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее - ТУ Росимущества в ХМАО, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на аэродром аэропорта "Плеханово" общей площадью 98,7 га, расположенный по адресу: 625025, Тюменская область, Калининский район, г. Тюмень, Аэропорт "Плеханово"; признании отсутствующим права собственности ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на объекты недвижимости: взлетно-посадочную полосу, общей площадью 43 353,6 кв.м., литер Р, адрес объекта: Тюменская область, городской округ город Тюмень, г. Тюмень, ул. Интернациональная, 197, сооружение 5, зарегистрированное на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010 72 НЛ 759786; вертолетную площадку МИ-26 общая площадь 1 222 кв.м., литер Р, адрес объекта: Тюменская область, городской округ город Тюмень, г. Тюмень, ул. Интернациональная, 197, сооружение 3, зарегистрированное на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010 72 НЛ 759782; вертолетную площадку МИ-8 общая площадь 2 074 кв.м., литер Р, адрес объекта: Тюменская область, городской округ город Тюмень, г. Тюмень, ул. Интернациональная, 197 сооружение 4, зарегистрированное на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010 72 НЛ 759784.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13 февраля 2012 года по делу N А70-12518/2011 исковые требования удовлетворены. За Российской Федерацией признано право собственности на аэродром аэропорта "Плеханово" общей площадью 98,7 га, расположенный по адресу: 625025, Российская Федерация, Тюменская область, Калининский район, г. Тюмень, Аэропорт "Плеханово". Признано отсутствующим право собственности ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на объекты недвижимости: взлетно-посадочная полоса, общей площадью 43 353,6 кв.м., литер Р, адрес объекта: Тюменская область, городской округ город Тюмень, г. Тюмень, ул. Интернациональная, 197 сооружение 5, зарегистрированное на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010 72 НЛ 759786; вертолетная площадка МИ-26 общая площадь 1 222 кв.м., литер Р, адрес объекта: Тюменская область, городской округ город Тюмень, г. Тюмень, ул. Интернациональная, 197 сооружение 3, зарегистрированное на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010 72 НЛ 759782; вертолетная площадка МИ-8 общая площадь 2 074 кв.м., литер Р, адрес объекта: Тюменская область, городской округ город Тюмень, г. Тюмень, ул. Интернациональная, 197 сооружение 4, зарегистрированное на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010 72 НЛ 759784. С ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в доход федерального бюджета взыскано 8 000 руб. государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 13 февраля 2012 года по делу N А70-12518/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что истцом не доказано наличие запрета на приватизацию спорного имущества, наличие правового основания для применения выбранного способа защиты нарушенного права, кроме того, ссылается на то, что сделка приватизации, как основание возникновения права собственности ответчика на спорное имущество, не была оспорена в течение 20 лет, в связи с чем суд первой инстанции обязан был применить срок исковой давности.
ТУ Росимущества в ХМАО, ТУ Росимущества в Тюменской области в письменных отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" поступили дополнительная апелляционная жалоба, а также возражения на отзывы ТУ Росимущества в Тюменской области и ТУ Росимущества в ХМАО на апелляционную жалобу.
Управление Росреестра по Тюменской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, заявило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В судебном заседании представителем ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов приложенных к дополнительной апелляционной жалобе.
Представленные ответчиком копии договора о предоставлении имущества во временное безвозмездное пользование N 22 от 28.10.1992 с приложениями и изменениями, свидетельства на аэродром "Плеханово" N 11-34 приобщены к материалами дела, в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела иных документов приложенных к дополнительной апелляционной жалобе отказано.
Представители ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, представители ТУ Росимущества в ХМАО и ТУ Росимущества в Тюменской области высказались согласно отзывам на апелляционную жалобу.
В судебном заседании, открытом 24.05.2012, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 31.05.2012. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. Сторонам предложено представить дополнительные письменные пояснения и документы в обоснование своих позиций.
От ТУ Росимущества в ХМАО поступило письменное ходатайство о переносе судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Поскольку заявленное ответчиком ходатайство не мотивировано наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ТУ Росимущества в ХМАО, в том числе в связи намерением указанного лица осуществить какие-либо процессуальные действия, суд апелляционной инстанции оставляет ходатайство без удовлетворения.
Представители ТУ Росимущества в ХМАО, ТУ Росимущества в Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области после перерыва в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
От ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: письма авиакомпании "Тюменьавиатранс" от 05.10.1992; заключения заместителя Министра транспорта от 08.10.1992; плана приватизации авиакомпании "Тюменьавиатранс"; баланса Фирмы "Тюменьспецавиа" на 01.07.1992; акта оценки общей стоимости основных средств на 01.07.1992 фирмы "Тюменьспецавиа"; акта оценки стоимости зданий и сооружений фирмы "Тюменьспецавиа" по состоянию на 01.07.1992; приказа Генерального директора авиакомпании "Тюменьавиатранс" N 96 от 29.07.1992; расчёта приватизационного фонда по фирме "Тюменьспецавиа"; инвентаризационных ведомостей; актов оценки активов фирмы "Тюменьспецавиа" по состоянию на 01.07.1992; распоряжения Главы Администрации Центрального района Тюмени от 28.10.1992; свидетельства о государственной регистрации "Тюменской авиационной транспортной компании" от 04.11.1992.
Представленные ответчиком документы судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела. В мотивировочной части обжалуемого решения суд первой инстанции ссылается на договор о предоставлении имущества во временное безвозмездное пользование N 22 от 28.10.1992. Между тем в материалах дела данный документ отсутствует. Поскольку представленные ответчиком документы необходимы для полного и всестороннего рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции определил приобщить документы материалам дела (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как указывает истец, ТУ Росимущества в ХМАО получило письмо от 10.11.2011 N 6917/03 от ТУ Росимущества в Тюменской области. К этому письму приложены копии свидетельств от 02.07.2010 о праве собственности ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на следующие объекты, расположенные по адресу город Тюмень, ул. Интернациональная, 197: взлетно-посадочная полоса, общей площадью 43 353,6 кв.м.; вертолетная площадка МИ-26, общей площадью 1 222 кв.м.; вертолетная площадка МИ-8, общей площадью 2 074 кв.м.
В свидетельствах о государственной регистрации права документом-основанием значится План приватизации Государственного производственного объединения авиакомпания "Тюменьавиатранс".
По мнению ТУ Росимущества в ХМАО, согласно Плану приватизации Государственного производственного объединения авиакомпания "Тюменьавиатранс", утвержденному заместителем председателя Госкомимущества 23.10.1992, среди объектов, подлежащих приватизации отсутствует аэродром аэропорта Плеханово и соответственно нет объектов право собственности на которые зарегистрировано за ответчиком.
При этом, как указывает истец, в соответствии с пунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, запрещена приватизация аэродромов федерального значения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в ХМАО в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
Согласно пунктам 5, 6, 8, 10 Положения "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, пунктам 1.3, 2.1, 2.4 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", акционерному обществу передается имущество в соответствии с планом приватизации, утвержденный пообъектный состав с определением стоимости имущества отражается в акте оценки стоимости имущества.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии.
Согласно статье 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация осуществляется способами, предусмотренными законодательством, в том числе путем преобразования государственного предприятия (объединения) в акционерное общество.
В данном случае, сделка приватизации имущества Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс" совершена в соответствии с действующим на момент ее совершения законодательством, на основании плана приватизации, утвержденного заместителем председателя Госкомимущества.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия, становится собственником государственного имущества с момента государственной регистрации.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" является правопреемником прав и обязанностей акционерного общества открытого типа Тюменская авиационная транспортная компания "Тюменьавиатранс", которое было образовано 28.10.1992 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", распоряжением Госкомимущества от 06.09.1992 N 444-р.
В материалах дела имеется План приватизации Государственного производственного объединения авиакомпания "Тюменьавиатранс", утвержденный 23.10.1992 заместителем председателя Госкомимущества (том 1 л. 35-48).
Фирма "Тюменьспецавиа" (адрес: аэропорт "Плеханово") является подразделением Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс" (подпункт 1 пункта 9 раздела I Плана приватизации).
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должен доказать наличие оснований приобретения права, то есть наличие определенных юридических фактов, которые образуют основание возникновения его права собственности на данное имущество.
По смыслу положений Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в процессе приватизации предприятия правопреемнику в собственность передавался единый, расположенный на территории приватизируемого предприятия имущественный комплекс, состоящий из объектов, использовавшихся предприятием в хозяйственной деятельности с момента их создания, за исключением объектов, которые в силу прямого указания Закона не подлежат приватизации.
Обстоятельства использования подразделением Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс" фирмой "Тюменьспецавиа" в хозяйственной деятельности аэродрома "Плеханово" сторонами не оспаривается.
Разделом 2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 определено, что в состав оцениваемого имущества предприятия включаются основные средства и вложения - здания, сооружения (пункт 2.1).
Согласно пункту 5 раздела II плана приватизации Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс" величина уставного капитала акционерного общества открытого типа Тюменская авиационная транспортная компания "Тюменьавиатранс" составляла 700 498 руб. (по состоянию и в ценах на 01.07.1992).
Пункт 8 Плана приватизации содержит укрупненный перечень и стоимость объектов, материалов, не подлежащих приватизации общей стоимостью 126 028,9 тыс. руб.
На основании пункта 9 Плана приватизации все объекты по пункту 8, не подлежащие приватизации по данному плану, передаются авиакомпании "Тюменьавиатранс" в оперативное управление.
Согласно Акту оценки стоимости имущества предприятия авиакомпания "Тюменьавиатранс" по состоянию на 01.07.1992, являющемуся приложением к Плану приватизации, начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества составляет 700 498 тыс.руб. При этом из стоимости государственного имущества подлежащего внесению в уставной капитал исключается стоимость следующего имущества общей балансовой стоимостью 126 029 тыс.руб., общей остаточной стоимостью 88 406 тыс.руб.: имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации (остаточная стоимость 14 842 тыс.руб.); объектов социально-бытового и социально культурного назначения, остающихся в государственной, муниципальной собственности (остаточная стоимость 63 461 тыс.руб.); других объектов, остающихся в государственной, муниципальной собственности (остаточная стоимость 10 163 тыс.руб.).
В Приложениях N N 1-3 к Акту оценки стоимости имущества предприятия авиакомпания "Тюменьавиатранс" по состоянию на 01.07.1992 (том 1 л. 52-80) приведён пообъектный состав имущества, не подлежащего приватизации.
В перечень имущества Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс", не подлежащего приватизации, аэродром "Плеханово", равно как и объекты, входящие в его состав, расположенные по адресу город Тюмень, ул. Интернациональная, 197: взлетно-посадочная полоса, вертолетная площадка МИ-26, вертолетная площадка МИ-8, не включены.
Вывод суда первой инстанции о том, что аэродром, расположенный по адресу: г. Тюмень, аэропорт "Плеханово" находился на балансе акционерного общества на основании договора N 22 безвозмездного пользования от 28.10.1992 и подлежал передаче в реестр федерального имущества, не соответствует обстоятельствам дела.
28.10.1992 между Комитетом по управлению государственным имуществом Тюменской области и акционерным обществом "Тюменьавиатранс" заключён договор N 22 о предоставлении имущества во временное безвозмездное пользование, по условиям которого в соответствии с Планом приватизации авиакомпании "Тюменьавиатранс" Комитет предоставляет предприятию во временное пользование имущество, указанное в приложениях NN 1-3 к договору.
Договор действует с момента подписания его сторонами и до приватизации имущества, либо передачи его в муниципальную собственность, в пользование третьему лицу (пункт 5.1 договора N 22 от 28.10.1992).
В приложениях N N 1-3 к договору N 22 от 28.10.1992 определён пообъектный перечень государственного имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование акционерному обществу "Тюменьавиатранс".
Аэродром "Плеханово", а также объекты, расположенные по адресу город Тюмень, ул. Интернациональная, 197: взлетно-посадочная полоса, вертолетная площадка МИ-26, вертолетная площадка МИ-8, в приложениях N N 1-3 к договору N 22 от 28.10.1992 о предоставлении имущества во временное безвозмездное пользование, не указаны.
Ссылки истца на положения пункта 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, необоснованны.
Указанная Государственная программа утверждена уже после приватизации Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс".
В силу пункта 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), центры метрологии и летно-испытательные станции, учебно-тренировочные центры гражданской авиации.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 10.02.2009 N ПМ-35-МТУ (том 2 л. 53) выдано свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации на аэродром "Плеханово" класс - Е.
С учётом изложенного, так как аэродром "Плеханово", включающий спорную взлетно-посадочную полосу и вертолетные площадки, внесен в государственный реестр аэродромов как аэродром класса Е, ни на момент приватизации Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс", ни в последующем приватизация названного аэродрома не была запрещена.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
В результате оценки документов, касающихся приватизации имущества Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс", суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что в уставный капитал созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества Тюменская авиационная транспортная компания "Тюменьавиатранс" (правопредшественник ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр") было внесено государственное имущество объединения, в том числе аэродром "Плеханово", находившийся на балансе подразделения Государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс", так как этот аэродром не включался в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
При таких обстоятельствах заключение сторонами договора N 96/743/03 от 02.06.2003 аренды федерального имущества (том 1 л. 92-99) правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Требования ТУ Росимущества в ХМАО о признании права собственности Российской Федерации на аэродром аэропорта "Плеханово", расположенный в г. Тюмени, удовлетворению не подлежали.
Истцом заявлены требования о признании отсутствующим права собственности ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на объекты недвижимости, расположенные по адресу город Тюмень, ул. Интернациональная, 197: взлетно-посадочную полосу, вертолетную площадку МИ-26, вертолетную площадку МИ-8, зарегистрированного на основании Свидетельств о государственной регистрации права.
Как разъяснено в пункте 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
План приватизации Государственного производственного объединения авиакомпания "Тюменьавиатранс", утвержденный 23.10.1992 заместителем председателя Госкомимущества, недействительным не признан.
При таких обстоятельствах, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", являющемуся правопреемником открытого акционерного общества Тюменская авиационная транспортная компания "Тюменьавиатранс" созданного в процессе приватизации, принадлежит право собственности на спорные объекты, входящие в состав аэродрома "Плеханово", внесенного в уставной капитал авиакомпании "Тюменьавиатранс".
Требования истца о признании отсутствующим права собственности ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на спорные объекты недвижимости, удовлетворению не подлежали.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, являются в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13 февраля 2012 года по делу N А70-12518/2011 подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из смысла указанных норм права следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
На основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в ХМАО освобождено от уплаты государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Вместе с тем, то обстоятельство, что в конкретном случае неправой стороной может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ другой стороне в возмещении ее судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
В связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины апелляционной жалобе подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13 февраля 2012 года по делу N А70-12518/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в пользу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12518/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ответчик: ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ТО (ТУ Росимущества в ТО), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15954/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15954/12
02.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3834/12
06.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3196/12
13.02.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12518/11