г. Москва |
|
13 июля 2012 г. |
Дело N А40-131020/11-147-1221 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Термокул" на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2012 г.. по делу N А40-131020/11-147-1221 судьи Дейна Н.В.,
по заявлению ООО "Термокул"
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Префектура САО г.Москвы
о признании незаконным отказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лытус В.Э. по дов. от 03.12.2011 г.., Марголин М.А., по дов. от 09.11.2011 г..;
от ответчика: Белкина А.Ю. 10.01.2012 г.. N 33-И-61/12;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Термокул" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы (далее Департамент) от 02.11.2011 г.. N 33-519-887/11-(0)-1 и обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с направлением проекта договора купли-продажи.
Решением от 26.04.2012 г.. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение отсутствием к тому законных оснований, поскольку оспариваемое решение Департамента соответствует требованиям земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом в апелляционной жалобе указывает, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. Считает, что отрицательное заключение государственного органа не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Указал, что земельный участок не является особо охраняемой природной территорией. Сообщил об отсутствии резервирования земельного участка. Сослался на судебную практику.
Департамент и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "Термокул" заключен Договор аренды от 31.07.2007 г.. N М-09-003371 земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, Лихоборская набережная, вл.9, стр.1, кадастровым номером 77:09:0001015:119. Земельный участок предоставлен для эксплуатации административно-хозяйственного здания. Договор заключен сроком до 20.06.2056г.
Общество обратилось в службу одного окна Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 06.10.2011 г.. N 33-5Т9-887/11-(0)-О по вопросу оформления договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:119, с адресным ориентиром: г.Москва, Лихоборская набережная, вл.9, стр.1.
Письмом от 02.11.2011 г.. Департамент сообщил заявителю, что договор купли-продажи на земельный участок не может быть оформлен, поскольку в соответствии со ст.8 Закона города Москвы от 26.09.2001 г.. N 48 "О землепользовании в городе Москве" на землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, предоставление земельных участков приостанавливается на срок до принятия соответствующего решения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил доказательств, что оспариваемое решение не соответствуют земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 г.. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее Закон города Москвы), предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 года N 949-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы (п.1.1 Положения).
Таким образом, оспариваемый отказ вынесен Департаментов в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с п.3.14.2 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 г.. N 643-ПП специалисты соответствующего подразделения Департамента получают всю имеющуюся информацию о земельном участке на основании сведений информационных систем Москомархитектуры, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, Москомнаследия.
При отсутствии возможности использования режима электронного взаимодействия, на основании данных, содержащихся в ИС РЕОН, осуществляется подготовка проекта распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка и направление проекта в Москомархитектуру и префектуру административного округа в обязательном порядке, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Москомнаследие - в случаях, установленных действующими правовыми актами, для подготовки заключения.
При рассмотрении проекта распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка в границах объектов природного комплекса города Москвы Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы оценивает соответствие представленных границ земельного участка и соответствие целевого, функционального назначения территории планируемой цели использования с учетом природоохранных требований и ограничений.
Согласно данным информационной системы "Реестр единых объектов движимости", земельный участок с адресным ориентиром: г.Москва, Лихоборская набережная, вл.9, стр.1, кадастровым номером 77:09:0001015:119, расположен в границах природной территории ландшафтного заказника "Долина реки Лихоборки".
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон) в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В соответствии с ч.5 ст.2 Федерального закона на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Согласно ст.4 Закона города Москвы Правительство Москвы осуществляет принятие решений о резервировании земель, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.8 Закона города Москвы на землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, предоставление земельных участков приостанавливается на срок до принятия соответствующего решения.
В соответствии с Законом города Москвы от 06.07.2005 г.. N 37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территориях в городе Москве", в границах Северного административного округа города Москвы планируется размещение ландшафтного заказника "Долина реки Лихоборки".
В силу п.2 Положения о порядке использования земельных участков зарезервированных для образования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.01.2006 г.. N 50-ПП со дня вступления в силу законодательного акта города Москвы (Закон города Москвы от 06.07.2005 г.. N 37), утверждающего Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве либо вносящего в утвержденную Схему соответствующие изменения и дополнения, земельные участки, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, подлежат резервированию.
Территория природного комплекса реки Лихоборки представляет собою звено экологического коридора, обеспечивая территориальную связь объектов природного комплекса в пределах Северного административного округа. Река на всем протяжении рассматривается в качестве существующего биокоридора, соединяющего Головинские пруды в усадьбе "Михалково" и природно-исторический "Останкино".
Экологическая (средозащитная и оздоровительная) эффективность этого природно-территориального комплекса значительно повышается благодаря расположению объекта проектирования в водоохранной зоне реки Лихоборки, преобладанию древесной растительности, а также территориальной связи с речными ландшафтами Северного административного округа.
С целью выработки общей стратегии развития территории, максимального использования ее природного, историко-культурного, рекреационного потенциала, определения взаимоувязанного по срокам и стадиям комплекса градостроительных, природоохранных, инженерно-технических мероприятий разработана Концепция реабилитации долины реки Лихоборки в пределах Северного административного округа, включающая в том числе предложения по разработке градостроительной и проектной документации с рекомендациями и ограничениями для последующих стадий. Концепция утверждена Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 г.. N 975-ПП.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.04.2008 г.. 279-ПП в целях разработки научно-исследовательской и проектной документации по установлению (корректировке), внесения в план ЛГР границ охранных зон объектов культурного наследия, зон регулирования застройки, природного ландшафта, а также установления (корректировке) режимов регулирования градостроительной деятельности на территориях зон охраны объектов культурного наследия определены первоочередные мероприятия, среди которых корректировка и установление границ зон охраняемого ландшафта в целях создания единого неразрывного каркаса водно-зеленой системы города (включающего пойму Москвы-реки, долины малых рек и их притоков, в т.ч. Яузы, Неглинной, Сетуни, Сходни, Химки, Ходынки, Фильки, Пресни, Лихоборки, Кровянки, Котловки, Грайворонки, Городянки и др.) на территории между ЦАО и административной границей города.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что поскольку земельный участок находится в границах, планируемого к созданию природного ландшафтного заказника "Долина реки Лихоборки", то отказ Департамента является правомерным.
Вместе с тем заявитель не доказал какие его права и законные интересы нарушены оспариваемым отказом.
Что же касается ссылки заявителя на постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 г.. N 13763/11, то данное постановление не влияет на установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции по настоящему делу.
Кроме того, апелляционный суд исходит из того, что отнесение земельного участка к природному ландшафтному заказнику не является сиюминутным действием, а требует определенного времени для согласований и определения его границ.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2012 г.. по делу N А40-131020/11-147-1221 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131020/2011
Истец: ООО ТЕРМОКУЛ
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г Москвы
Третье лицо: Префектура САО г. Москвы, Префектура САО города Москвы