г. Владивосток |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А51-16939/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края - Гришина О.В., специалист-эксперт юридической группы по доверенности N 4 от 04.06.2012 г.;
от Ликвидационной комиссии Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк" - Драузина О.А., адвокат по доверенности от 03.05.2012 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ликвидационной комиссии Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк"
апелляционное производство N 05АП-5846/2012
на решение от 28.11.2011 г.
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-16939/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ИНН 2511047676, ОГРН 1022500867905)
к Ликвидационной комиссии Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк" (ИНН 2511006550, ОГРН1022500870468)
о взыскании 104 375,44 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее - ГУ ПФ РФ, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Ликвидационной комиссии Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк" (далее - Ликвидационная комиссия, Учреждение) о взыскании пеней в сумме 104 375,44 руб., в том числе: 92 920,83 руб. - пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии, 11 454,61 руб. - пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2011 г. заявленные Фондом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 г. решение суда первой инстанции изменено. С Учреждения взысканы пени в сумме 69 676,55 руб. за период с 14.12.2010 г. по 09.06.2011 г., в том числе: 62 030,55 руб. - пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии, 7 646,00 руб. - пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии, в остальной части заявленных требований отказано в связи с истечением срока взыскания пени за период с 14.09.2010 г. по 13.12.2010 г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2012 г. постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 г. по делу N А51-16939/2011 Арбитражного суда Приморского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что судом апелляционной инстанции не дана оценка имеющемуся в материалах дела (том 1 лист дела 13) требованию N 241 от 15.06.2011 г., из содержания которого не следует, на какую сумму и за какой период начислены пени. Кроме того, как указал ФАС ДВО, представленный Управлением расчет пеней в заявлении о взыскании также не содержит указаний на то, от какой суммы, и за какой период начислены спорные суммы.
Так же суд кассационной инстанции посчитал, что остались без оценки суда апелляционной инстанции и доводы Ликвидационной комиссии о том, что начисление пеней является, в принципе, неправомерным, так как Управление утратило возможность по взысканию задолженности по уплате страховых взносов.
При этом ФАС ДВО указал, что пеня является дополнительной обязанностью плательщика страховых взносов, поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по уплате страховых взносов не может служить способом исполнения обязанности по уплате сбора, и с этого момента не подлежит начислению. В материалах дела не представлено доказательств того, что выданные согласно решениям Арбитражного суда Приморского края исполнительные листы по взысканию задолженности по страховым взносам были предъявлены к исполнению, исполнены ли частично или нет и по каким причинам. Не исследован судом и вопрос о том, включена ли была задолженность перед ГУ ПФ РФ в промежуточный ликвидационный баланс.
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 27.06.2012 г. указал, что при новом рассмотрении Пятому арбитражному апелляционному суду следует дать оценку всем обстоятельствам дела в их совокупности и с применением норм действующего законодательства разрешить по существу заявленные Управлением требования, с учетом доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается повторно после рассмотрения в Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа.
Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий постановлений об окончании судебных производств, копии письма Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, с приложением документов, подтверждающих направление исполнительных документов в адрес Учреждения.
Представитель ликвидационной комиссии по заявленному ходатайству возразил.
Коллегия, рассмотрев заявленное ходатайство, считает необходимым его удовлетворить, приобщить документы к материалам дела.
Представитель ликвидационной комиссии в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
В обоснование сослался на то, что Фонд с требованием к должнику, находящемуся в процессе ликвидации, о включении в промежуточный ликвидационный баланс недоимки и задолженности по пеням по страховым взносам не обращался. Направление требования об уплате к страхователю в порядке, предусмотренном ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не может свидетельствовать о предъявлении кредитором требования в порядке ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кроме того, заявитель жалобы считает, что оснований для начисления пени нет и в силу того, что Фондом пропущен срок для взыскания основной задолженности по страховым взносам, поскольку последний срок предъявления к исполнению исполнительных листов по вынесенным судебным решениям истек 18.10.2009 г.
На основании приведенных доводов решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2011 г. просит отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель ГУ ПФ РФ в судебном заседании и представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2011 г. считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 453 от 22.07.2006 г. "О Российской государственной цирковой компании", Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 497 от 22.07.2009 г. "О ликвидации учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк" принято решение о ликвидации Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 815 от 24.11.2009 г. утвержден промежуточный ликвидационный баланс учреждения, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 16.04.2010 г. внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серии 25 N 003418521.
ГУ ПФ РФ 15.06.2011 г. направило в адрес Ликвидационной комиссии требование об уплате пеней в сумме 105 479,85 руб., в том числе: 93 634,50 руб. - пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии, 11 845,35 руб. - пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии.
Поскольку в установленный в данном требовании срок - до 01.07.2011 г. задолженность не погашена, Фонд обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке гл. 26 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, письменном отзыве, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2012 г., коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), действующего в период возникновения задолженности по страховым взносам, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Как следует из п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с исчислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, действующего в период направления требования, организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ч. 1 ст. 18, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
По правилам ч. 1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Как установлено ч. 3 указанной статьи в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
При этом ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В силу п. 1 ч. 9 ст. 15 указанного закона плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, установленный в ст. 15 Закона N 212-ФЗ срок Учреждение обязанность по уплате страховых взносов не исполнило.
Согласно ст. 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статёй денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В соответствии с ч.ч. 3, 7 ст. 25 Закона N 212 пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки платежа до фактической уплаты задолженности. Управление вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Учреждение являлось страхователем на основании Закона N 167-ФЗ, и в период с 2003 г. по 2009 г. представляло в орган Пенсионного фонда расчеты, в которых исчисляло подлежащие уплате в бюджет Фонда страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Судом первой инстанции установлено, что пени в сумме 104 375,44 руб. начислены за период с 14.09.2010 г. по 09.06.2011 г. на задолженность по страховым взносам, образовавшуюся в период с 2003 г. по 2007 г. включительно.
При этом, задолженность по страховым взносам за период с 2003 г. по 2007 г. взыскана с Учреждения решениями Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2005 г. по делу N А51-15818/2004 8-614, от 14.01.2005 г. по делу N А51-17496/2004 37-533, от 22.08.2005 г. по делу N А51-10164/2005 33-308, от 22.11.2005 г. по делу N А51-14045/2005 27-277, от 10.04.2006 г. по делу N А51-18898/2005 15-320, от 27.03.2006 г. по делу N А51-1072/2006 9-10, от 18.09.2006 г. по делу N А51-9423/2006 19-176, от 18.09.2006 г. по делу N А51-9424/2006 19-175, от 13.12.2006 г. по делу N А51-12323/2006 34-255, от 12.03.2007 г. по делу N А51-893/2007 14-37, от 10.07.2007 г. по делу N А51-5868/2007 19-186, от 07.12.2007 г. по делу N А51-10161/2007 19-373, от 19.12.2007 г. по делу N А51-11151/2007 34-447, от 22.04.2008 г. по делу N А51-1304/2008 30-40, от 21.08.2008 г. по делу N А51-8181/2008 8-187, однако фактически страхователем не уплачена.
При таких обстоятельствах коллегия признает правомерным вывод суда о наличии у Фонда правовых оснований для начисления пеней.
Согласно ч. 8 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пени взыскиваются в порядке, предусмотренном для взыскания страховых взносов.
Поскольку порядок взыскания с юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, ни страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ни начисленных на них пеней не установлен Законом N 212-ФЗ, применению подлежат соответствующие положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Так, п. 3 ст. 49 НК РФ предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В силу ч. 1 ст. 64 ГК РФ в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Приведенные положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ не допускают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в том числе Фондом, иного порядка и очередности удовлетворения имеющихся требований.
Таким образом, в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации Фонда не вправе принимать решения о бесспорном взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, так как это противоречит положениям ст. 49 НК РФ и нарушает порядок и очередность удовлетворения требований остальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.
В связи с чем ГУ ПФ РФ правомерно обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании пеней.
Коллегией апелляционной инстанции отклоняется довод Учреждения о том, что требования необоснованно предъявлены к Ликвидационной комиссии.
Согласно ч. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Следовательно, из буквального толкования указанной нормы права следует, что соответствующие требования о взыскании задолженности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, должны быть заявлены к ликвидационной комиссии, к которой согласно ч. 3 ст. 62 ГК РФ переходят полномочия по управлению делами юридического лица и которая от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде, а не к самой организации, находящейся в стадии ликвидации.
При этом предъявление требований к Ликвидационной комиссии не означает, что погашение задолженности должника-страхователя производится за счет имущества членов Ликвидационной комиссии, так как в силу п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
С заявлением в арбитражный суд к Ликвидационной комиссии Фонд обратился до утверждения ликвидационного баланса, то есть с соблюдением положений ст. 64 ГК РФ.
Необоснованным является и довод ответчика о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора, основанный на том, что к Ликвидационной комиссии с требованием о включении в промежуточный ликвидационный баланс требований о выплате страховых взносов и предъявленных в настоящем заявлении пеней в порядке ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Пенсионный Фонд не обращался.
В силу ч. 2 ст. 216 АПК РФ и ст.ст. 19, 22 Закона N 212-ФЗ досудебный порядок урегулирования спора о взыскании обязательных платежей и санкций заключается в направлении должнику требования с предложением уплатить взыскиваемую сумму в добровольном порядке.
Из материалов дела следует, что требование об уплате пени в сумме 105 479,85 руб. было выставлено Фондом непосредственно к Ликвидационной комиссии Учреждения.
С учетом изложенного, у коллегии отсутствуют основания считать, что кредитор не обращался к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном ст. 63 ГК РФ, и им нарушен досудебный порядок урегулирования спора.
Вместе с тем, коллегия апелляционной инстанции считает, что основания для взыскания пеней у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с пропуском Фондом срока на взыскание.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 19 и 20 указанного Закона.
Так, согласно ч. 5 и ч. 15 ст. 19 Закона N 212-ФЗ заявление в суд о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов и начисленных на них пеней может быть подано органом Пенсионного фонда в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В свою очередь требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов согласно ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При этом, согласно ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования.
Как следует из требования N 241 от 15.06.2011 г. (том 1 лист дела 13) в нем не указаны сведения о сумме задолженности, на которую начислены пени, не указан период начисления пеней, а так же ставки рефинансирования, что в силу правовой позиции изложенной в приведенной выше норме не позволяет определить действительность и обоснованность исчисления пеней.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что требование N 241 от 15.06.2011 г. не соответствует положениям ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, следует отметить, что требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Согласно ч. 8 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пени взыскиваются в порядке, предусмотренном для взыскания страховых взносов.
Пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по перечислению страхователем взносов, неразрывно связана с основной обязанностью страхователя по уплате суммы взносов, соответственно, как разъяснено в постановлениях от 06.11.2007 г. N 8241/07, от 03.06.2008 г. N 1868/08 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате основной суммы задолженности.
Поэтому после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате взноса.
Как установлено из материалов дела, задолженность по страховым взносам за период с 2003 г. по 2007 г. взыскана с Учреждения решениями Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2005 г. по делу N А51-15818/2004 8-614, от 14.01.2005 г. по делу N А51-17496/2004 37-533, от 22.08.2005 г. по делу N А51-10164/2005 33-308, от 22.11.2005 г. по делу N А51-14045/2005 27-277, от 10.04.2006 г. по делу N А51-18898/2005 15-320, от 27.03.2006 г. по делу N А51-1072/2006 9-10, от 18.09.2006 г. по делу N А51-9423/2006 19-176, от 18.09.2006 г. по делу N А51-9424/2006 19-175, от 13.12.2006 г. по делу N А51-12323/2006 34-255, от 12.03.2007 г. по делу N А51-893/2007 14-37, от 10.07.2007 г. по делу N А51-5868/2007 19-186, от 07.12.2007 г. по делу N А51-10161/2007 19-373, от 19.12.2007 г. по делу N А51-11151/2007 34-447, от 22.04.2008 г. по делу N А51-1304/2008 30-40, от 21.08.2008 г. по делу N А51-8181/2008 8-187.
На основании данных судебных актов выданы исполнительные листы, которые в свою очередь предъявлены в службу судебных приставов для взыскания.
Как установлено ч. 1 ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Согласно ч. 2 указанной статьи принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 321 АПК РФ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, либо в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ.
При этом ч. 3 ст. 321 предусмотрено, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
В силу положений ч. 4. ст. 321 АПК РФ в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Как следует из п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению или частичным исполнением исполнительного документа должником.
Согласно ч. 3. указанной статьи в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
При этом п. 6 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
Как установлено ч. 6. ст. 47 Закона N 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона N 229-ФЗ исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.
При этом ч. 6 указанной статьи предусматривает, что по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору, в порядке, установленном ч.ч. 8 и 9 ст. 47 данного Закона.
Как установлено из копий постановлений об окончании исполнительных производств, представленных Фондом в судебном заседании суда апелляционной инстанции, все они вынесены в период с ноября 2007 г. по 18 декабря 2008 г.
О вынесении указанных постановлений Управление было уведомлено в установленные законодательством сроки, путем направления копий, что подтверждено пояснениями представителя.
Как следует из ответа N 1041-ОС от 02.08.2012 г. судебного пристава-исполнителя Е.И. Малахова исполнительные листы переданы председателю Ликвидационной комиссии А.О. Туркалову, в подтверждение чего представлены копии реестров отправки заказной корреспонденции.
Из представленных в материалы дела документов, невозможно установить какие именно документы направлялись в адрес Ликвидационной комиссии, как и невозможно установить факта получения исполнительных документов и постановлений Ликвидационной комиссией.
Факт получения указанных документов представителем Учреждения отрицается.
В силу изложенного выше суд апелляционной инстанции считает факт направления исполнительных документов, а так же постановлений в адрес Ликвидационной комиссии не подтвержденным.
Срок, установленный ст. 321 АПК РФ для предъявления исполнительных листов, является пресекательным и может быть восстановлен судом по заявлению взыскателя.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не исследован вопрос о сроках давности предъявления исполнительных документов ко взысканию и принятия Фондом мер, направленных на взыскание недоимки по исполнительным листам.
Учитывая, что в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, Управлением доказательств принятия мер, направленных на осуществление взыскания недоимки по исполнительным листам не представлено, а так проанализировав представленные копии постановлений об окончании исполнительных производств, учитывая отсутствие подтверждения получения данных документов Учреждением, коллегия приходит к выводу о том, что Фондом на момент установления указанных обстоятельств, при повторном рассмотрении апелляционной жалобы пропущен трехлетний срок для предъявления исполнительных листов в Ликвидационную комиссию, следовательно, утрачено право на взыскание недоимки по страховым взносам, явившейся основой для начисления пеней.
Доказательств восстановления срока в порядке ст. 322 АПК РФ, либо предъявления исполнительных листов в Ликвидационную комиссию и признания их Учреждением, Фондом не представлено.
В соответствии с ч.ч. 3, 7 ст. 25 Закона N 212 пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из положений приведенных выше норм права следует, что по своей природе пени производны от основного обязательства по уплате страховых взносов, не являются самостоятельной обязанностью, а обеспечивают уплату страховых взносов, а потому они не могут рассматриваться в отрыве от основной публично-правовой обязанности страховщика и должны следовать судьбе взносов.
Поскольку доказательства осуществления принудительного взыскания недоимки по страховым взносам суду апелляционной инстанции при повторном рассмотрении не представлено, учитывая, что начисленные пени следуют судьбе основного обязательства, возможность взыскания которого на момент повторного рассмотрения апелляционной жалобы утрачено, коллегия вынуждена признать, что на данный момент оснований для взыскания пеней и удовлетворения требований Фонда не имеется.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах оснований у коллегии отсутствуют основания для взыскания пеней, начисленных на сумму недоимки в отношении которой суда первой инстанции для взысканий пеней на суммы недоимки, в отношении которой Фондом утрачена возможность взыскания.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2011 г. по делу N А51-16939/2011 отменить.
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края о взыскании 104 375,44 руб. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16939/2011
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Уссурийску городскому округу и Уссурийскому району ПК
Ответчик: Ликвидационная комиссия Учреждения культуры Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4851/12
20.08.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5846/12
27.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2267/12
05.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-551/12
28.11.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-16939/11