город Москва |
|
24 августа 2012 г. |
дело N А40-20021/12-129-89 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2012 г.
по делу N А40-20021/12-129-89, принятое судьей Н.В. Фатеевой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АгроВагон"
(ОГРН 1097746275318; 107078, город Москва, улица Новорязанская, дом 18, стр. 2)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
(ОГРН 1047701073860; 105064, город Москва, ул. Земляной Вал, дом 9)
о признании недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Раскопина О.В., генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ; Лысенко Е.А. по доверенности от 15.08.2012;
от заинтересованного лица - Баранова И.С. по доверенности N 06-12/45 от 21.09.2011; Усова Н.В. по доверенности N 06-12/9 от 12.04.2012;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2012 признаны недействительными ненормативные правовые акты Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве: решение от 10.10.2011 N 02-165-270411/Р-2598; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.12.2011 N 3153. вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АгроВагон".
Налоговый орган не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Обществом представлен отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения, проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 общества, по результатам которой составлен акт от 10.08.2011 N 176-191010/А-1296 (том 1 л.д. 54-71), вынесено решение от 10.10.2011 N 02-165-270411/Р-2598 (том 1 л.д. 28-50) о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 26.12.2011 N 21-19/124853 (том 1 л.д. 91-94) апелляционной жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 3153 по состоянию на 29.12.2011.
Решение и требование инспекции оспорены обществом в судебном порядке.
Из материалов дела следует, заявителем заключен договор N 15-05/2-ЦТУ от 15.02.2010 (том 1 л.д. 100-109) с АО "Центр транспортных услуг", резидентом Республики Казахстан, предметом которого являлось оказание обществом комплекса услуг, связанных с транспортировкой железнодорожным транспортом казахстанской пшеницы через территорию Российской Федерации в иностранные государства.
Полагая, что услуги по предоставлению подвижного состава, оказанные согласно названному договору в июле 2010 (том 1 л.д. 110-122), охватываются нормой пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 (том 1 л.д. 95-99) заявлено о применении к оборотам по их реализации ставки НДС 0 %, одновременно представив налоговому органу комплект подтверждающих документов в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ (том 1 л.д. 123-148, том 2 л.д. 26 - том 8 л.д. 131).
По мнению инспекции, данные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18 %.
Из решения инспекции (стр. 12-21) следует, что применение ставки НДС 0 % при реализации услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, обусловлено применением ставки НДС 0 % в отношении таких товаров. Поскольку представленные с налоговой декларацией ГТД оформлены таможенными органами Республика Казахстан, а международные товаросопроводительные документы (железнодорожные накладные) - станциями Казахских железных дорог, указанные документы не могут подтверждать обоснованность применения ставки НДС 0 %, в силу их несоответствия требованиям пп. 2 п. 1 ст. 164, п. 4 ст. 165 НК РФ.
Отсутствие на ГТД и железнодорожных накладных (с отметками станций отправления Казахских железных дорог) отметок Российских таможенных органов, разрешающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации "выпуск разрешен", свидетельствует о том, что указанные в таких документах товары (казахстанская пшеница) на территорию Российской Федерации не ввозились и с территории Российской Федерации не вывозились (на территории Российской Федерации товар не оприходовался).
Инспекция ссылается на не несоответствие предоставленных заявителем документов Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", протоколу от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе".
Однако, как следует из ст. 1, 3 и ст. 1 названных международных договоров, они применяются при экспорте-импорте товаров с территории одного государства-участника Таможенного союза, на территорию другого государства-участника Таможенного союза и не определяют порядок налогообложения при вывозе товаров за пределы государств-участников Таможенного союза, в связи с чем не относятся к спорной ситуации.
Вышестоящим налоговым органом (абз. 3 на стр. 3) своего решения от 26.12.2011 N 21-19/124853 указано, что на основании представленных в налоговый орган грузовых таможенных деклараций и международных железнодорожных накладных в рамках исполнения договора N 15-05/2-ЦТУ от 15.02.2010 следует, что товар (казахстанская пшеница) проследовал транзитом через территории Российской Федерации (на территории Российской Федерации товар не оприходован.
Кроме того, в отличие от выводов нижестоящего налогового органа, Управление ФНС России по г. Москве указало то, что условием для применения ставки 0 % является осуществление поставки товаров на экспорт, а не применение ставки НДС 0 % в отношении таких товаров.
Вместе с тем, в качестве основания отказа в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика Управление сослалось на то, что в соответствии с действовавшей в спорном периоде редакцией пп. 2 п. 1 ст. 164 и п. 4 ст. 165 НК РФ налогоплательщик не мог представить в подтверждение ставки НДС 0 % такие ГТД, которые соответствовали требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Вышестоящий налоговый орган пришел к выводу об обложении НДС по ставке 18 % транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, перевозимых из Республики Казахстан в третьи страны через территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом.
Доводы налоговых органов о том, что при осуществлении экспорта товаров резидентом Республики Казахстан через территорию Российской Федерации в спорный период (июль 2010) у российской организации, оказавшей услуги, связанные с транспортировкой такого товара, не возникает права на применение ставки НДС 0 % в отношении таких услуг, являются необоснованными.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что в том случае, если вывоз казахстанских товаров через территорию Российской Федерации осуществляется в рамках таможенной процедуры экспорта (а не таможенного транзита), применение ставки НДС 0 % при реализации услуг, связанных с вывозом таких товаров, обусловлено применением такой же ставки и в отношении реализации самих экспортируемых товаров.
По мнению инспекции, поскольку реализация товаров казахстанскими организациями за пределами территории Российской Федерации не облагается налогом в Российской Федерации, ставка НДС 0 % к такой реализации также не применяется.
Между тем, такое толкование пп. 1 и 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не соответствует буквальному содержанию этих норм, а ссылки на положения Таможенного кодекса Российской Федерации являются необоснованными.
Вышестоящим налоговым органом фактически признана необоснованность данного довода, указав на то, что условием для применения ставки 0 % является осуществление поставки товаров на экспорт.
Согласно редакции пп. 1 и 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, действовавшей в период оказания спорных услуг, налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Следовательно, для применения ставки 0 % в отношении услуг, связанных с реализацией товаров, необходимо одновременное соблюдение двух условий: товары должны быть вывезены в таможенном режиме экспорта; между оказанными услугами и их реализации должна иметься непосредственная связь.
При этом указания на то, что обложение таких услуг НДС по ставке 0 % поставлено в зависимость от того, что экспортером товаров обязательно является российская организация, либо от применения ставки НДС 0 % при реализации таких товаров, названная норма не содержит.
Основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 % по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Оказанные обществом по заключенному с АО "Центр транспортных услуг" договору N 15-05/2-ЦТУ от 15.02.2010 находятся в непосредственной связи с реализацией транспортируемой пшеницы на экспорт, что инспекцией не оспаривается.
В соответствии с п. 1, 2.2, 2.3 договора общество оказывало АО "Центр транспортных услуг" (клиенту) комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов клиента железнодорожным транспортом, в том числе услуг по предоставлению подвижного состава для перевозки, по организации перевозок груза в соответствии с заявками клиента, по предоставлению информации и инструкций о порядке заполнения перевозочных документов и т.д.
Согласно актам оказанных услуг от 31.07.2010 N 7/15-02/2-ЦТУ, N 8/15-02/2-ЦТУ и N 9/15-02/2-ЦТУ заявителем оказаны услуги по предоставлению подвижного состава под погрузку по договору N 15-05/2-ЦТУ от 15.02.2010, которые по своему характеру относятся к услугам по организации перевозок груза (ст. 801 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"), и, в силу абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, относятся к услугам, на которые распространяется действие названного подпункта.
Кроме того, такие услуги необходимы для обеспечения вывоза товара за пределы территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, то есть, для его реализации на экспорт, и были оказаны после того, как товар (пшеница) был помещен под таможенную процедуру экспорта таможенным органом Казахстана.
Оказанные обществом услуги находятся в непосредственной связи с реализацией товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта, и, следовательно, попадают в действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Между тем, согласно актам оказанных услуг от 31.07.2010 N 7/15-02/2-ЦТУ, N 8/15-02/2-ЦТУ и N 9/15-02/2-ЦТУ стоимость оказанных обществом услуг исходя из массы перевозимого груза - пшеницы, что подтверждает непосредственную связь таких услуг с реализацией экспортируемых товаров.
Оказанные обществом услуги по своей экономической и правовой сущности относятся к услугам, которые охватывались редакцией пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, действовавшей в спорном периоде.
Согласно пп. 1 - 3 п. 1 ст. 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде - июле - августе 2010) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таким образом, транспортировка казахстанских товаров через территорию Российской Федерации должна была осуществляться под таможенным режимом международного таможенного транзита, а обложение НДС услуг, непосредственно связанных с такой транспортировкой, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, то есть по ставке 0 %.
В решении Управления от 26.12.2011 N 21-19/124853 указано, что на основании представленных в налоговый орган грузовых таможенных деклараций и международных железнодорожных накладных в рамках исполнения договора N 15-05/2-ЦТУ от 15.02.2010 следует, что товар (казахстанская пшеница) проследовал транзитом через территории Российской Федерации (на территории Российской Федерации товар не оприходован).
Вместе с тем, согласно решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 с 06.07.2010 вступил в силу договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009, Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС), которые применяются в Республике Казахстан и Российской Федерации с 01.07.2010.
В соответствии с п. 1 ст. 366 ТК ТС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. При этом, поскольку ТК ТС является неотъемлемой частью международного договора, а также был введен в действие таким договором, его нормы в силу ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие, а положения ТК ТС имеют приоритет перед положениями ТК России.
С введением в действие ТК ТС изменилось не только содержание понятий, используемых в пп. 1 - 3 п. 1 ст. 164 НК РФ при определении перечня операций, облагаемых НДС по ставке 0 %, но порядок таможенного декларирования экспортируемых (или транзитных) товаров, состав и содержание оформляемых при этом документов, а также основания и порядок проведения мероприятий таможенного контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 212 ТК ТС под таможенной процедурой экспорта теперь понимается такая таможенная процедура, при которой товары таможенного союза (а не товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации) вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза (а не за пределы таможенной территории Российской Федерации) и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Согласно п. 1 ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией
Согласно п. 1 ст. 215 ТК ТС таможенным транзитом признается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза. При этом в соответствии с п. 2 той же статьи данный таможенный режим применяется только к иностранным товарам, т.е. товарам, не являющимся товарами таможенного союза (пп. 10, 37 ст. 4 ТК ТС).
Кроме того, товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза (п. 5 ст. 215 ТК ТС).
Таким образом, с 01.07.2010 вывоз казахстанской пшеницы за пределы таможенной территории таможенного союза в государства, не являющиеся членами таможенного союза (Латвию, Азербайджан, Грузию), мог осуществляться только в рамках таможенной процедуры экспорта (ст. 212 ТК ТС), без помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 215 ТК ТС), а также без осуществления мероприятий таможенного контроля при ввозе таких товаров на территорию Российской Федерации и транспортировке до таможенной границы Таможенного союза.
Налогоплательщиком представлены инспекции все необходимые документы, подтверждающие вывоз пшеницы с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта в соответствии с ТК ТС
Как следует из оспариваемого решения инспекции, причиной, послужившей основанием для отказа налогоплательщику в применении ставки 0 %, явилось то, что заявителем представлены ГТД, оформленные таможенными органами Республики Казахстан (а не российскими таможенными органами), и на них отсутствуют отметки "выпуск разрешен". Кроме того, вывоз товаров по международным товаросопроводительным документам (железнодорожным накладным), оформленным станциями Казахских железных дорог, по мнению инспекции, не соответствует требованиям п. 4 ст. 165 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде).
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика, вышестоящим налоговым органом дополнен данный довод, указав на то, что в соответствии с действовавшей в спорном периоде редакцией пп. 2 п. 1 ст. 164 и п. 4 ст. 165 НК РФ налогоплательщик не мог представить в подтверждение ставки НДС 0 % такие ГТД, которые соответствовали бы требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению Управления, до внесения изменений в главу 21 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ перечень документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0 % по работам (услугам), непосредственно связанным с перемещением товаров с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, не являющегося государством - членом Таможенного союза через территорию Российской Федерации не предусмотрен.
На основании этого вышестоящий налоговый орган пришел к выводу об обложении НДС по ставке 18 % транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, перевозимых из Республики Казахстан в третьи страны через территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом.
Указанные выводы не соответствуют содержанию норм пп. 2 п. 1 ст. 164 и п. 4 ст. 165 НК РФ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ в качестве обязательного документа, подтверждающего обоснованность применения ставки НДС 0 % по таким услугам, должна быть предоставлена таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации.
ГТД с отметками таможенных органов включена в перечень обязательных документов с целью подтверждения следующих обстоятельств: декларирования экспортируемых товаров (гл. 14 ТК России 2003 г.); выпуска товаров, то есть разрешения таможенными органами заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (пп. 23 п. 1 ст. 11, гл. 16 ТК России 2003); убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации (гл. 13 ТК России 2003).
Однако с 01.07.2010, то есть с момента вступления в силу ТК ТС для России и Казахстана, перестали применяться положения ТК России 2003 о порядке декларирования, выпуска, а также убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации.
С момента вступления в силу ТК ТС для России и Казахстана в подтверждение обстоятельств, указанных в пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ, должны представляться документы, соответствующие названному Кодексу, а не ТК России 2003, положения которого не применяются с 01.07.2010.
Согласно п. 1 ст. 368 ТК ТС до вступления в силу международного договора государств - членов таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории таможенного союза декларация на товары подается таможенному органу государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров.
Следовательно, требование о подтверждении декларирования экспортируемых товаров - казахстанской пшеницы - считается выполненным, если представлены ГТД, оформленные таможенными органами Республики Казахстан, резидентом которого являются декларанты экспортируемых товаров (ТОО "Корпорация АПК-Инвест" и АО "Акцепт-Терминал".
Из представленных ГТД (том 2 л.д. 26 - том 8 л.д. 131) следует, что декларантом экспортируемой пшеницы выступали казахстанские организации - ТОО "Корпорация АПК-Инвест" и АО "Акцепт-Терминал", что означает, что предоставленные в налоговый орган ГТД, оформленные казахстанскими таможенными органами, соответствуют как требованиям ТК ТС, так и требованиям пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
При этом выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа (п. 4 ст. 195 ТК ТС). Таким образом, выпуск товара посредством представления соответствующей отметки на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах означает завершение процедуры помещения товара под таможенную процедуру экспорта.
Согласно представленным в инспекцию вместе с ГТД товарным накладным (том 2 л.д. 26 - т. 8 л.д. 131), указанные документы содержат отметки казахстанских таможенных органов, разрешающие выпуск товара в таможенном режиме экспорта, т.е. подтверждающих проверку и подтверждение казахстанскими таможенными органами соответствия фактическим обстоятельствам сведений о вывозимых товарах, указанных в ГТД и товарных накладных.
Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из: (1) ТК ТС; (2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; (3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Подтверждение таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330.
Вместе с тем, названный порядок вступил в силу с 04.09.2010.
Согласно п. 3 ст. 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
При таких обстоятельствах подтверждение фактического вывоза товаров в спорном периоде осуществлялось на основании Приказа ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)".
В соответствии с п. 15 названного порядка после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза: в случае представления таможенной декларации (копии) - на оборотной стороне таможенной декларации (копии); если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия - на оборотной стороне первого листа данного документа.
Наличие отметки "товар вывезен" на обратной стороне товарных накладных свидетельствует о подтверждении последнего из перечисленных обстоятельств - убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации (гл. 13 ТК России 2003).
Из представленных налоговому органу товарных накладных (том 2 л.д. 26 - том 8 л.д. 131) на обратной стороне имеются отметки "товар вывезен" с оттисками личных печатей сотрудников таможенных органов, подтверждающие фактическое убытие товаров, как с территории Российской Федерации, так и с таможенной территории Таможенного союза.
В этой связи претензии налогового органа и Управления к ГТД и товарным накладным, представленным в подтверждение обоснованности применения заявителем ставки НДС 0 %, не соответствуют требованиям действующего в спорный период законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Предоставление налогоплательщиком документов, прямо не предусмотренных ст. 165 НК РФ, однако соответствующих требованиям действующего законодательства, и содержащих информацию, аналогичную той, которая предусмотрена для подтверждающих документов, указанных в данной статье, не может рассматриваться как нарушение требований названной нормы и быть причиной отказа в применении ставки 0 %.
Право налогоплательщиков на применение ставки 0 % по НДС вытекает из конституционных прав на защиту частной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации) и на уплату только законно установленных налогов (ст. 57 Конституции Российской Федерации).
Согласно редакции п. 4 ст. 165 НК РФ, действовавшей в спорном периоде, для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % в отношении услуг, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ, налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг); выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке; таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Обществом представлены в налоговый орган перечисленные документы в установленный законом срок, которые соответствуют требованиям действующего в спорном периоде законодательства и, следовательно, должны быть признаны в качестве документов, подтверждающих применение ставки 0 %.
Налоговым органом при анализе вопроса о применимой к спорным услугам ставке налога необоснованно не принято во внимание изменения ст. ст. 164 и 165 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ
Законодателем при уточнении порядка обложения услуг, связанных с транспортировкой товаров, произведенных вне территории Российской Федерации, в том числе на территории других государств - членов Таможенного союза, дано прямое указание на то, что сопутствующие услуги облагаются по ставке 0 %.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, основанных на фактических обстоятельствах и доказательствах по делу у суда апелляционной инстанции не имеется, обжалуемый судебный акт соответствует нормам процессуального и материального права, изложенные в нем выводы, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи, с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2012 по делу N А40-20021/12-129-89 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20021/2012
Истец: ООО "АгроВагон"
Ответчик: ИФНС России N 1 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14029/12
24.08.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21918/12
01.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-20021/12
04.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6798/12