г. Вологда |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А13-4831/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии предпринимателя Жиглова Глеба Владимировича, от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области Сивовой Т.В. на основании доверенности от 11.01.2010 N 08-17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Жиглова Глеба Владимировича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2012 года по делу N А13-4831/2012 (судья Докшина А.Ю.),
установил:
предприниматель Жиглов Глеб Владимирович (ОГРН 310353322100012) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области (далее - учреждение, ГУ - УПФ РФ в Кирилловском районе) о признании недействительным требования от 30.03.2012 N 04501140029109 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2012 года по делу N А13-4831/2012 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Жиглов Г.В. с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что военные пенсионеры освобождены от уплаты страховых взносов, требование выставлено с нарушением порядка его оформления.
Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Жиглов Г.В. является военным пенсионером и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей" (далее - Закон N 4468-1).
Жиглов Г.В. 09.08.2010 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 310353322100012, что подтверждается свидетельством серии 35 N 001871702.
Учреждение выставило в адрес предпринимателя требование от 30.03.2012 N 04501140029109 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 13 797 рублей 81 копейки.
Названным требованием предпринимателю предложено в срок до 20.04.2012 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) в сумме 13 509 рублей 60 копеек, пеней в ПФ РФ в размере 288 рублей 21 копейки.
Не согласившись с указанным требованием, Жиглов Г.В. обратился в арбитражный суд.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
В силу статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и они уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, изложенному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.05.2005 N 223-О, в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Указанные выводы Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы в отношении Закона N 167-ФЗ до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, а также Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Закон N 156-ФЗ).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 156-ФЗ статья 3 Федерального закона от 15.12. 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" дополнена в том числе пунктом 6 следующего содержания: военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 173-ФЗ.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений") предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФ РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
В тоже время с 01.01.2010 в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установлено новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, в частности установлен правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Следовательно, обстоятельства, указанные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в ПФ РФ, устранены.
Поэтому не имеет правового значения ссылка предпринимателя на статью 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1 "О Конституционном суде Российской Федерации" о законной силе решений Конституционного суда Российской Федерации.
В рассматриваемом случае противоречий статье 125 Конституции Российской Федерации не имеется.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Закона N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
С учетом изменений, внесенных Законом N 156-ФЗ в ряд законодательных актов, право на получение трудовой пенсии по старости возникает у военных пенсионеров при наличии двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Следовательно, с учетом страхового стажа, который может быть приобретен Жигловым Г.В. вследствие уплаты страховых взносов в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности, на момент достижения предпринимателем возраста, с которым законодательство связывает возникновение права на получение пенсии по старости, он сможет приобрести необходимый стаж, в связи с чем по достижении возраста 60 лет у него возникнет право на получение трудовой пенсии по старости.
Следует отметить, что изменение порядка исчисления страхового стажа является прерогативой законодателя и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1 "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Несостоятелен довод апелляционной жалобы о нарушении процедуры вынесения требования от 30.03.2012 N 04501140029109.
В соответствии с частью 1 статьей 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (часть 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов составляют акт проверки в порядке, установленном статье 38 Закона N 212-ФЗ.
Поскольку в рассматриваемом случае предприниматель Жиглов Г.В. расчет по страховым взносам за 2010 год не представил, камеральная проверка проведена на основании документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, при таких обстоятельствах каких-либо ошибок не могло быть выявлено, поэтому акт проверки не составлялся и не высылался.
Специалистами ГУ - УПФ РФ в Кирилловском районе проведена камеральная проверка, в ходе которой была выявлена недоимка по уплате страховых взносов.
По результатам проверки была составлена справка от 23.01.2012 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов.
На основании указанной справки и в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 30.03.2012 N 04501140029109 и направлено предпринимателю для добровольного исполнения в срок до 20.04.2012.
Таким образом, учреждением не допущено процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого требования.
Пунктом 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней.
Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
Следовательно, формальные нарушения положений пункта 4 статьи 69 НК РФ не являются основанием для признания требования об уплате налога (пеней) недействительным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия считает, что оспариваемое требование соответствует положениям действующего законодательства.
Так, указанный в требовании размер недоимки соответствует стоимости страхового года на 2010 год, размер пеней подтвержден соответствующим расчетом, имеются ссылки на основания взимания недоимки по страховым взносам и срок исполнения требования.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 30.03.2012 N 04501140029109 не имеется.
Учитывая вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы предпринимателя отказано, расходы по госпошлине с учреждения в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2012 года по делу N А13-4831/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Жиглова Глеба Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4831/2012
Истец: ИП Жиглов Глеб Владимирович, предприниматель Жиглов Глеб Владимирович
Ответчик: Госучреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирилловском районе, ГУ - УПФ РФ в Кирилловском районе