г.Москва |
|
15 августа 2012 г. |
А40-32563/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2012.
Дело N А40-32563/12-93-320
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С. |
|
Судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лаухиной А.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.06.2012 по делу N А40-32563/12-93-320, принятое судьей Григорьевой И.Ю.
по заявлению ОАО "Городская информационно-справочная служба" (ОГРН 1027739534910, 111024, г.Москва, ш.Энтузиастов, 26)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
третьи лица: Департамент имущества г.Москвы, ООО "МИКСОЛ РУС", Правительство Москвы
о признании незаконными действий по оформлению ГПЗУ,
при участии:
от заявителя: Василевская О.Н. по доверенности от 04.07.2011 N 52;
от ответчика: Кречетова А.Т. по доверенности от 22.02.2012 N 001-03-212/12;
от третьих лиц: от Правительства Москвы - Кречетова А.Т. по доверенности от 10.07.2012 N 4-14/585/2, от ООО "МИКСОЛ РУС" - Сейранян Г.Б. по доверенности от 06.04.2012, от Департамента имущества г.Москвы - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.06.2012, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ОАО "Городская информационно-справочная служба" о признании незаконными действий Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы, выразившихся в оформлении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Барклая, вл.17, с кадастровым номером 77:07:0005005:1000 с показателями, не соответствующими параметрам строительства справочно-информационного узла, признании недействительными разделов 2, 3 градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Барклая, вл.17, с кадастровым номером 77:07:0005005:1000. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Правительство Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо - ООО "МИКСОЛ РУС" поддержало позицию заявителя.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица - Департамента имущества г.Москвы, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При исследовании материалов дела установлено, что в соответствии с постановлением Правительства г.Москвы от 02.11.1999 N 1008 "О реализации прав ОАО "Городская информационно-справочная служба" для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта на земельные участки для строительства информационно-справочных узлов" между ОАО "Городская информационно-справочная служба" и ООО "Бриз Холдинг" заключен инвестиционный контракт от 07.02.2005 N 03.04.02/05. На основании дополнительного соглашения от 09.01.2008 N 2 к контракту ООО "МИКСОЛ РУС" является соинвестором.
На основании договора от 02.11.2010 N И-07-000058 ОАО "Городская информационно-справочная служба" является арендатором земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Барклая, вл.13 с кадастровым номером 77:07:0005005:1000 для целей капитального строительства.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что участок относится к категории земель "земли населенных пунктов" и имеет разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий. В соответствии с пунктом 1.5 договора участок предоставляется для целей осуществления проектирования и строительства справочно-информационного узла со следующими параметрами: максимальная общая площадь объекта (суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен) кв.м.: 780 - общая площадь объекта, в т.ч. 260 - подземная; 600 - суммарная поэтажная площадь объекта; этажность (количество уровней): 2 + повал; верхняя отметка объекта (м): 11,3; площадь благоустройства (вне границ отводимого земельного участка) (га): не требуется; показатели нормативного обеспечения местами хранения автотранспорта: 8 м/м.
18.05.2011 заявитель обратился в Москомархитектуру с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка по указанному адресу.
Приказом Москомархитектуры от 12.01.2012 N 14 утвержден градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) N RU77-208000-003871.
Полагая, что действия ответчика по оформлению ГПЗУ являются незаконными, а также разделы 2, 3 ГПЗУ, содержат показатели, которые не соответствуют параметрам строительства, заявитель обратился в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2).
Часть 3 этой статьи предусматривает, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в градостроительном плане, в том числе указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Москомархитектура и Правительство Москвы в апелляционной жалобе указывают на то, что земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Барклая, вл.13 находится в границах зоны регулирования застройки, в связи с чем при подготовке градостроительного плана земельного участка необходимо учитывать режим использования зоны охраны объекта культурного наследия.
Указанный довод отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Действительно, спорный земельный участок находится в зоне регулирования застройки N 055, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города)".
Статья 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает установление особого правового режима использования земель в зонах охраны объекта культурного наследия, не относящихся к землям историко-культурного назначения:
- в охранной зоне - ограничение хозяйственной деятельности и запрещение строительства, за исключением применения специальных мер охраны;
- зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности - ограничение строительства и хозяйственной деятельности, определение требований к реконструкции существующих зданий и сооружений;
- зоне охраняемого природного ландшафта - запрещение или ограничение хозяйственной деятельности, строительства и реконструкции существующих зданий и сооружений.
В соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:
а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающиеся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использование отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающиеся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений.
В соответствии с п.5 Примерного перечня видов обременении земельных участков и ограничений их использования в городе Москве (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП), ограничение "ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия" устанавливается для земельных участков и территорий охранных зон, в границах которых расположены объекты культурного наследия.
Таким образом, для установления ограничения на ведение хозяйственной деятельности и запрещение строительства необходимо, чтобы земельный участок попадал в охранную зону.
В рассматриваемом случае земельный участок по адресу: ул. Барклая, вл.13 не входит ни в одну из существующих охранных зон. Правовой режим спорного земельного участка позволяет построить на нем капитальный объект.
Однако, несмотря на то, что запрет на строительство может применяться только для охранной зоны, а не для зоны регулируемой застройки, Москомархитектура внесла в раздел 3 градостроительного плана земельного участка по адресу: ул. Барклая, вл.13 показатели, запрещающие строительство капитального объекта.
Таким образом, ГПЗУ не соответствует требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия и не соответствует действующей градостроительной документации.
В обоснование своей позиции податели апелляционной жалобы необоснованно ссылаются на несоответствие спорного ГПЗУ проекту Правил землепользования и застройки в городе Москве.
Согласно п.5 ст.78 Градостроительного кодекса города Москвы до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Пунктом 3.2 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП, установлено, что до вступления в силу Правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в проект градостроительного плана земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом:
- Генерального плана города Москвы;
- территориальных и отраслевых схем;
- проектов планировки территории;
- проектов межевания;
- правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
- проекта Правил землепользования и застройки города Москвы, прошедшего публичные слушания и одобренного правовым актом Правительства Москвы;
- Историко-культурного опорного плана города Москвы;
- иной действующей документации, содержащей сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта капитального строительства.
Таким образом, содержащиеся в оспариваемом градостроительном плане земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства должны соответствовать правовым актам Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; действующей документации, содержащей сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта капитального строительства.
Применительно к спорному земельному участку такой документацией являются договор аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-07-000058 от 02.11.2010, заключение Москомархитектуры от 31.07.2007 о соответствии размещаемого объекта - СИУ ГИСС по адресу: ул.Барклая, вл.13 установленным градостроительным требованиям и регламентам использования территорий, акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции от 12.12.2007 N А-4858/10, утвержденный Комитетом по архитектуре и градостроительству, градостроительный план развития территории Западного административного округа г.Москвы до 2020 года, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 13.11.2001 N 1031-ПП, корректировка схем градостроительного зонирования территорий административных округов и генеральной схемы градостроительного зонирования территории города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 26.10.2004 N 741-ПП, выписка из решения заседания Регламентной комиссии у Главного архитектора города Москвы по рассмотрению материалов для подготовки Акта разрешенного использования участка территории градостроительных объектов N 22-А от 11.07.2007, выписка из протокола N 52 от 23.09.2005 Архитектурно-планировочной комиссии Архитектурного совета г.Москвы по рассмотрению предпроектных материалов, распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 10 от 28.01.09 "Об утверждении решения Регламентной комиссии о продлении срока действия АРИ", распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы N 2423 от 27.05.2009 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Барклая, вл.13, на кадастровой карте территории", кадастровым планом земельного участка.
Согласно кадастровому плану земельного участка весь земельный участок с кадастровым N 77/501/09-43526 отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий".
Вышеуказанными документами и нормативно-правыми актами не предусмотрен запрет на застройку спорного земельного участка.
В отношении спорного земельного участка установлены следующие технико-экономические показатели справочно-информационного узла: площадь земельного участка (га) - 0,078, максимальная общая площадь объекта (суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен) кв.м.: 780 - общая площадь объекта, в т.ч. 260 - подземная; 600 - суммарная поэтажная площадь объекта; этажность (количество уровней): 2 + повал; верхняя отметка объекта (м): 11,3; площадь благоустройства (вне границ отводимого земельного участка) (га): не требуется, показатели нормативного обеспечения местами хранения автотранспорта: 8 м/м.
Таким образом, сведения о видах разрешенного использования земельного участка, разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, содержащиеся в разделе 2, 3 оспариваемого градостроительного плана земельного участка, не соответствуют положениям, установленным в Генеральном плане города Москвы, а также вышеизложенной документации.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказ Москомархитектуры от 12.01.2012 N 14, которым утвержден ГПЗУ, является действующим, отклоняется судебной коллегией.
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в городе Москве", конечным результатом предоставления государственной услуги является градостроительный план земельного участка, поэтому утверждение ГПЗУ приказом Москомархитектуры носит процедурный характер и не влияет на конечный результат, поскольку заявитель получает градостроительный план земельного участка, а не приказ Москомархитектуры, его утвердивший, при этом права заявителя нарушены подготовленным и выданным градостроительным планом земельного участка с показателями, не соответствующими параметрам строительства справочно-информационного узла.
Изложенное свидетельствует о правомерности выводов суда первой инстанции о необходимости признания незаконным оспариваемого бездействия ответчика и недействительными разделов 2, 3 градостроительного плана земельного участка.
Поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права и дана правильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2012 по делу N А40-32563/12-93-320 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32563/2012
Истец: ОАО "Городская информационно-справочная служба", ОАО "Городская информационно-справочная служба" (ОАО "ГИСС")
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Третье лицо: Департамент имущества г. Москвы, Департамент имущества города Москвы, ООО "МИКСОЛ РУС", Правительство города Москвы, Правительство Москвы