г. Томск |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А27- 12838/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционным жалобам Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 г.
по делу N А27-12838/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Архиповой Н.С. (ОРГН 304420532700387, ИНН 420512784373) и индивидуального предпринимателя Архипова А.А. (ОГРН 304420532700376, ИНН 420512470690)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Архипова Наталья Семеновна и Архипов Анатолий Александрович (далее по тексту - предприниматели, заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, площадью 3826+/-21,6 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана,55, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва в размере 16 842 078 рублей 74 копейки и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 402 рубля 03 копейки за кв.м.; незаконными, несоответствующими статьям 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, площадью 3826+/-21,6 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана,55, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва в размере 16 842 078 рублей 74 копейки и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 402 рубля 03 копейки за кв.м., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, площадью 3826+/-21,6 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана,55, в размере 16 842 078 рублей 74 копейки и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 402 рубля 03 копейки за кв.м.; незаконными, несоответствующими статьям 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, площадью 3826+/-21,6 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана,55, в размере 16 842 078 рублей 74 копейки и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 402 рубля 03 копейки за кв.м., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 в части, касающейся спорного земельного участка; обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана,55, в размере 16 842 078 рублей 74 копейки и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 402 рубля 03 копейки за кв.м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 требования заявителей удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 07.09.2011 года, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 года по делу по делу N А27-12838/2010 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и принимая новый судебный акт, пришел к выводам, что действия заинтересованных лиц соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N520.
Предприниматели 29.11.2011 обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления апелляционной инстанции по делу N А27-12838/2010 по новым обстоятельствам, в котором просят принятое постановление отменить.
В качестве основания для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам заявители указали Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11(далее по тексту - Постановление N 913/11), которым изменена судебная практика по рассмотрению данного вида споров и определена практика
применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель.
По мнению предпринимателей, вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в Постановлении N 913/11 толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 года заявление предпринимателей удовлетворено.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 года по делу N А27- 12838/2010 отменено, дело к судебному разбирательству в судебном заседании апелляционной инстанции назначено на 03 февраля 2012 года 10 час. 30 мин.
Определением от 10.02.2012 суда апелляционной инстанции производство по делу N 07АП-1706/11(3)(N А27-12838/2010) приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4849/2010.
Судебный акт Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4849/2010 вступил в законную силу 11.05.2012 года (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 года).
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Определением от 31.07.2012 суда апелляционной инстанции возобновлено производство по делу N А27-12838/2010, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании суда апелляционной инстанции на 20.08.2012 на 11.15 часов.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля") просит суд апелляционной инстанции отменить решение от 30.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ФГУП "ФКЦ "Земля", при принятии оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции не установил надлежащим образом права и обязанности лиц, участвующих в деле, а именно, обязанности ФГУП "ФКЦ "Земля"" перед заявителем. В решении не указано какие нормативно правовые акты следовало применить при рассмотрении данного дела. Также ФГУП "ФКЦ "Земля"" не соглашается с решением арбитражного суда первой инстанции относительно взыскания с него государственной пошлины.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Кроме того, с совместной апелляционной жалобой обратились Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в которой просят суд апелляционной инстанции отменить решение от 30.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы указывают на неправильное применение судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость.
Подробно доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителей просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения (том 4, листы дела 34-35).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено и подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 27.11.2007 N 42АВ667561 и от 27.11.2007 N42АВ667562, что предприниматели обладают на правах долевой собственности в праве земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101037:107, расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, 55, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.08.2003 сделаны записи регистрации за N 42-01/00-81/2003-172 и N 42-01/00-81/2003-171 соответственно.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107 определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок предпринимателя, на площадь данного земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 5-ого вида разрешенного использования в границах кадастрового квартала номер 42:24:0101 037 утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" от 27.11.2008 N 519 и составляет 4 402 рубля 03 копейки.
Результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107 отражен в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденном должностным лицом Управления Росреестра 02.09.2009 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 16 842 078 рублей 74 копейки. Получив отчет ООО НПФ "Инком Прайс" N 05/20-10 о рыночной стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, составленный оценщиком
26.05.2010, предприниматели установили, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена в размере 5 877 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость определена без учета информации о рыночной стоимости, 26.08.2010 обратились в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости оценки данного земельного участка.
Требования заявителей мотивированы нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. N 215 (далее по тексту - Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее по тексту- Управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при
проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных Приказом от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3., 1.4., 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что предприниматели фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта от 29.06.2007 N 140 с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного Письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении
арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам", N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменено сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.
Как видно из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Баумана, 55, общей площадью 3826+/-21,65 кв.м. с кадастровым номером 42:24:0101037:107 вошел в Перечень объектов оценки (земельных участков), сформированный на 01.01.2007, и относится к категории ранее учтенных земельных участков.
В перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов участок заявителя вошел с 9 видом разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037: 107 утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" от 27.11.2008 N 520.
На основании заявления правообладателя 07.08.2009 вид разрешенного использования
был изменен с 9 на 5 и, его кадастровая стоимость была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельных участков, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, с учетом удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 для кадастровой квартала в котором расположен спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость земельного участка определена Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, исходя из среднего уровня
удельного показателя кадастровой стоимости земель. Значение кадастровой стоимости земельного участка получено в результате умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости.
В материалах дела содержится при этом акт проверки отчета от 24.11.2008.
В связи с чем, Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда первой инстанций о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" N 05/20-10 о рыночной стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107, составленный оценщиком 26.05.2010, не может являться таким доказательством, поскольку цель и назначение отчета определение рыночной стоимости права собственности, а не в целях определения кадастровой стоимости.
Заявителями в материалы дела не представлено достаточных данных, позволяющих сделать вывод о нарушении их прав и законных интересов в предпринимательской или иной экономической сфере деятельности оспариваемыми действиями.
В подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания акта, совершения действий (бездействия), которые в результате издания акта или совершения действий (бездействия) в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, либо иным образом ущемили его права.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельных участков общества и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование заявителя в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателей, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.
Фактически предприниматели в обоснование своих требований указывают на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, положенной в основу кадастровой стоимости его земельных участков, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет ООО НПФ "Инком Прайс" от 26.05.2010 N05/20-10.
Целью заявленных предпринимателями требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107 на его рыночную стоимость.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители не явились, требования, соответствующие позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном постановлении не уточнили.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу.
Как того требует статья 66 Земельного Кодекса Российской Федерации требование об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, предпринимателями не заявлялось.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может.
В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что предпринимателями не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями, и не было заявлено аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценке земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, исходя из того, что целью заявленных предпринимателями требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:107 на его рыночную стоимость, самостоятельно требование ими сформулировано не было, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение от 30.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области подлежит отмене, как основанное на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Судебные расходы по первой апелляционной инстанциям, по правилам ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 г. по делу N А27-
12838/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Архиповой Наталье Семеновне (ОРГН 304420532700387, ИНН 420512784373) и индивидуальному предпринимателю Архипову Анатолию Александровичу (ОГРН 304420532700376, ИНН 420512470690).
Взыскать с индивидуального предпринимателя Архиповой Натальи Семеновны (ОРГН 304420532700387, ИНН 420512784373) и индивидуального предпринимателя Архипова Анатолия Александровича (ОГРН 304420532700376, ИНН 420512470690) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" государственную пошлину в сумме 1000 рублей за подачу
апелляционной жалобы.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 27.01.2011 N 196 в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12838/2010
Истец: Архипов Анатолий Александрович, Архипова Наталья Семеновна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"