город Воронеж |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А14-10364/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2012 по делу N А14-10364/2011 (судья Максимович Т.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ВЭКС" Воронежский экскаватор" (ОРГН 1023601609503, ИНН 3662063336) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже о признании недействительными ненормативных актов органа Пенсионного фонда,
при участии в судебном заседании:
от органа Пенсионного фонда: Амелехиной Т.Ю. - главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 01-32/7472 от 28.03.2012, Коноваловой Т.Р. - главного специалиста-эксперта отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности по доверенности от 10.01.2012 N 01-32/19;
от страхователя: Холмыковой Е.С. - представителя по доверенности б/н от 22.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВЭКС" Воронежский экскаватор" (далее - общество "ВЭКС", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании недействительными уточненного требования N 04603240114834 от 15.09.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, решения N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, а также признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений NN 04603270124237-04603270124244 от 13.10.2011, выставленных на основании решения N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011, на общую сумму 761 875,95 руб.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой на него (с учетом дополнения к апелляционной жалобе), в которой просит решение суда области как принятое с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что требование N 04603240114834 от 15.09.2011 является уточненным, а не повторным, как квалифицировал его суд первой инстанции. Причиной выставления уточненного требования, как указывает фонд, явилось представление страхователем корректирующего расчета с измененной (увеличенной) суммой задолженность по страховым взносам на конец отчетного периода, на которую были начислены пени, включенные в оспариваемое требование.
Также фонд указывает, что законодательством о банкротстве не установлено никакой иной специальной процедуры взыскания текущих платежей по страховым взносам, помимо той, что предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" - путем направления в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов, инкассовых поручений.
При этом управление Пенсионного фонда, ссылаясь на положения статей 854, 855 Гражданского кодекса и Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н, указывает, что в инкассовых поручениях от 13.10.2011 им указаны необходимые сведения, чтобы квалифицировать взыскиваемый платеж как текущий и определить очередность его исполнения в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации: в поле 21 указана 3 очередь платежа, в поле 24 - период, за который производится взыскание задолженности, срок окончания отчетного периода, срок уплаты.
На этом основании управление Пенсионного фонда полагает, что взыскание текущей задолженности за 2010 год с общества "ВЭКС" произведено им в соответствии с нормами действующего законодательства.
По мнению фонда, оспариваемые требование N 04603240114834 от 15.09.2011 и решение N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, на основании которых выставлены инкассовые поручения NN 04603270124237-04603270124244 от 13.10.2011, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
Общество в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить апелляционную жалобу фонда без удовлетворения.
При этом общество ссылалось на то, что спорное требование является повторным, а не уточненным, его выставление противоречит положениям действующего законодательства. Также общество указало, что взыскание в бесспорном порядке задолженности нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов, поскольку на момент выставления инкассовых поручений у общества имелась непогашенная текущая задолженность по заработной плате и по отчислениям в Пенсионный фонд за 1-2 кварталы 2006, 2007 годов, 4 квартал 2008 года, 2008-2010 годы, январь-сентябрь 2011 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2006 по делу N А14-13640-2004/79/7б открытое акционерное общество "ВЭКС" Воронежский экскаватор, зарегистрированное в качестве юридического лица администрацией г. Воронежа и внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц 13.08.2002 с присвоением основного государственного регистрационного номера 1023601609503, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2009 в качестве конкурсного управляющего назначен Терентьев Д.В.
В связи с наличием у общества "ВЭКС" задолженности на обязательное пенсионное и медицинское страхование управлением 28.01.2011 было выставлено ему требование N 04603240003874 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010 год в общей сумме 754 051,16 руб. в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - в сумме 606 386 руб. (559 527 руб. - на формирование страховой части пенсии, 46 859 руб. - на формирование накопительной части пенсии); страховые взносы на обязательное медицинское страхование - в сумме 93 990 руб. (в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 33 351 руб., в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 60 639 руб.); пени в сумме 46 471,97 руб., в том числе: по страховым взносам на страховую часть пенсии - 42 932,67 руб., по страховым взносам на накопительную часть пенсии - 3 539,3 руб., по страховым взносам федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2 555,97 руб., по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 4 647,22 руб.
Поскольку в добровольном порядке требование N 04603240003874 страхователем исполнено не было, управлением 09.03.2011 было вынесено решение N 046 032 11 ВД 0004608 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
09.03.2011 на основании решения N 046 032 11 ВД 0004608 на расчетный счет общества в Воронежском филиале ОАО "Банк Москвы" были выставлены инкассовые поручения NN04603270013323, 04603270013324, 04603270013325, 04603270013326, 04603270013327, 04603270013328, 04603270013329, 04603270013330 на общую сумму 754 051,16 руб.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2011 по делу N А14-2284-2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011, инкассовые поручения NN 04603270013323- 04603270013330 от 09.03.2011 на общую сумму 754 051,16 руб. были признаны не подлежащими исполнению, суд обязал орган Пенсионного фонда устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем отзыва инкассовых поручений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2012 решение арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по делу N А14-2284/2011 оставлены без изменения.
15.09.2011 управлением Пенсионного фонда было выставлено в адрес общества "ВЭКС" еще одно требование об уплате страховых взносов за 2010 год - N 04603240114834 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 761 875,96 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 606 386 руб. (на формирование страховой части пенсии - 559 527 руб., на формирование накопительной части пенсии - 46 859 руб.), на обязательное медицинское страхование - в сумме 93 990 руб. (в том числе в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 33 351 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 60 639 руб.), а также пеней в сумме 53 246,65 руб., в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии - 49 207,41 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии - 4 039,24 руб., на недоимку по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2 928,59 руб., на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 5 324,72 руб.
В данном требовании, которое фонд обозначил как уточненное, указано, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 04603240003874 от 28.01.2011 аннулируется и исполнению не подлежит в связи с тем, что обязанность заявителя по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов изменилась после его направления.
Так как требование N 04603240114834 от 15.09.2011 в добровольном порядке страхователем исполнено не было, 13.10.2011 управлением Пенсионного фонда было вынесено решение N 046 032 11 ВД 0033136 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, на основании которого на расчетный счет общества "ВЭКС" выставлены инкассовые поручения NN 04603270124237-04603270124244 от 13.10.2011 на общую сумму 761875,95 руб.
Не согласившись с требованием N 04603240114834 от 15.09.2011, решением N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, и выставленными на основании решения инкассовыми поручениями NN 04603270124237-04603270124244 от 13.10.2011, общество обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование N 04603240114834 от 15.09.2011 является повторным, но не уточненным в смысле пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Так как возможность выставления плательщику страховых взносов повторного требования Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусмотрена, суд признал его недействительным.
Поскольку решение N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011, а также выставленные на его основании инкассовые поручения NN 04603270124237-04603270124244 были приняты в связи неисполнением требования N 04603240114834 от 15.09.2011, в указанной части заявленные требования общества также были удовлетворены.
Кроме того, удовлетворяя требования общества в части, касающейся решения N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011 и инкассовых поручений NN 04603270124237-04603270124244, суд области указал, что орган Пенсионного фонда в любом случае не наделен правом на самостоятельное бесспорное взыскание сумм недоимки с организации, признанной несостоятельной (банкротом) без обращения с соответствующими требованиями к конкурсному управляющему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) установлено, что отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются названным Федеральным законом.
На основании пункта "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ открытое акционерное общество "ВЭКС" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона оно обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Часть 6 статьи 15 Закона N 212-ФЗ обязывает плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
В силу части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов, как это следует из статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ, обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Из части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2012 N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, в случае если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В частности, на основании пункта 1 статьи 19 Закона в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пунктов 5, 6 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством о страховых взносах на обязательное социальное страхование установлен последовательный порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов их плательщиками и процедура принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, применяющаяся в случае ненадлежащего исполнения плательщиками страховых взносов обязанностей по их исчислению и уплате.
В том числе, законодательством предусмотрена возможность направления органами Пенсионного фонда страхователям уточненных требований об уплате страховых взносов в случае изменения обязанностей последних по исчислению и уплате страховых взносов.
Для каждого этапа осуществления процедуры взыскания законодательство устанавливает определенные процессуальные формы и сроки совершения соответствующих действий. Нарушение установленных порядка, форм и сроков осуществления действий по бесспорному взысканию страховых взносов влечет такие правовые последствия, как недействительность соответствующих ненормативных актов, принятых с нарушением действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, обществом "ВЭКС" 19.01.2011 был представлен управлению Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, согласно которому к уплате подлежали:
- взносы на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) - в сумме 559 527 руб.,
- взносы на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) - в сумме 46 859 руб.,
- взносы на обязательное медицинское страхование (федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - в сумме 33 351 руб.,
- взносы на обязательное медицинское страхование (территориальный фонд обязательного медицинского страхования) - в сумме 60 639 руб.
Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода, составил:
- по взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) - 1 759 643 руб.,
по взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) - 143 912 руб.,
- по взносам на обязательное медицинское страхование (федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 104 695 руб.,
- по взносам на обязательное медицинское страхование (территориальный фонд обязательного медицинского страхования) - 190 356 руб.
На основании данного расчета фондом было выставлено страхователю признанное впоследствии судом недействительным требование N 04603240003874 от 28.01.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010 год в общей сумме 754 051,16 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 559 527 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование накопительной части - 46 859 руб.;
- по страховым взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 33 351 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 60 639 руб.;
- по пеням, начисленным на страховые взносы страховой части - 42 932,67 руб.;
- по пеням, начисленным на страховые взносы накопительной части - 3 539,3 руб.,
- по пеням, начисленным на страховые взносы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2 555,97 руб.,
- по пеням, начисленным на страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 4 647,22 руб.
02.09.2011 обществом был представлен фонду корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, согласно которому сумма взносов к уплате за указанный период не изменилась, однако, изменился в сторону увеличения остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода (2010 год), в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 2 350 128 руб.,
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование накопительной части - 193 668 руб.,
- по взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 139 909 руб.,
- по взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 254 380 руб.
Указанное обстоятельство послужило основанием для выставления управлением Пенсионного фонда страхователю нового требования N 04603240114834 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010 год в сумме 761 875,96 руб. и пеней в сумме 53 246,65 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 559 527 руб.,
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование накопительной части - 46 859 руб.,
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 33 351 руб.,
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 60 639 руб.,
- по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии - 49 207,41 руб.,
-по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии - 4039,24 руб.,
- по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2928,59 руб.,
- по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 5324,72 руб.
Согласно представленным фондом пояснениям и расчетам, в требование N 04603240114834 были включены пени, начисленные на задолженность, образовавшуюся в связи с представлением страхователем уточненного расчета за расчетный период 2010 год.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование N 04603240114834 от 15.09.2011 в части пеней является уточненным, так как, исходя из сведений, представленных страхователем, его обязанности по уплате страховых взносов за указанный период изменились в связи с увеличением остатка задолженности по уплате страховых взносов на конец отчетного периода.
При таких обстоятельствах направление страхователю органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, уточненного требования не противоречит положениям части 8 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вместе с тем, требование N 04603240114834 от 15.09.2011 не может быть признано судом апелляционной инстанции законным в силу следующего.
В соответствии с положениям части 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения названного Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Наличие в требовании указанных сведений обеспечивает страхователю возможность убедиться в обоснованности сумм, которые ему предлагается уплатить, и в правильности их расчета.
Однако, из содержания представленного требования N 04603240114834 от 15.09.2011 не следует, что оно соответствует положениям части 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ, в частности, требование не содержит сведений о периоде начисления пени, дате, с которой они подлежат начислению, сумме задолженности, на которую производится исчисление пени, а также процентной ставке; при этом представленный суду расчет суммы пени не соответствует ее сумме, указанной в требовании, и, соответственно, не позволяет проверить правильность ее начисления.
В самом требовании отсутствует расчет пени и доказательств того, что он направлялся страхователю вместе с требованием, фондом суду не представлено.
В разделе 1 требования отражена сумма недоимки по страховым взносам, в отношении которой фондом уже направлялось ранее требование N 04603240003874 от 28.01.2011, при этом суммы пеней, указанные в разделе 2 требования, судя по представленному фондом расчету пеней, начислены не на эту недоимку.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 13 информационного письма от 11.08.2004 N 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Указанное разъяснение, в силу схожести правоотношений, применимо также и к рассматриваемой ситуации.
Установленные судом апелляционной инстанции нарушения требований, предъявляемых к содержанию такого рода документов, как требование, являются существенными, поскольку они не позволяют достоверно установить обоснованность начисления пени.
В силу изложенного, требование N 04603240114834 от 15.09.2011 не может быть признано соответствующим предъявляемым к нему требованиям, поэтому оно подлежит признанию недействительным по основанию несоответствия его содержания требованиям законодательства.
Особенности уплаты и принудительного взыскания обязательных платежей лицами, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), регулируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ в соответствующей редакции).
В силу абзаца пятого статьи 2 Закона о банкротстве сборы, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате сборов, к числу которых относятся страховые взносы и пени за их несвоевременную уплату, являются обязательными платежами.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей с 31.12.2008, под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В силу пункта 2 статьи 5 указанного Закона требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Таким образом, в силу нормативных положений, содержащихся в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действующей с 31.12.2008, денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, являются текущими и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Правила определения момента возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов изложены в пунктах 8, 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
Согласно разъяснениям, содержащимся в названном постановлении, при применении положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов, судам необходимо исходить из того, что обязанность по исчислению и уплате налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы, которые, в свою очередь, являются сформировавшимися к моменту окончания налогового периода.
Из изложенного следует, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания соответствующего налогового периода.
Следовательно, обязательные платежи, окончание налогового периода по которым приходится на дату, наступившую после даты возбуждения дела о несостоятельности (с учетом особенностей установления размера и квалификации требований по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25), являются текущими обязательствами в деле о банкротстве.
В рассматриваемой ситуации, исходя из норм статей 10 и 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и приведенных разъяснений, учитывая, что отчетный период по страховым взносам (2010 год) окончился 31.12.2010, то есть после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) и открытия в отношении общества "ВЭКС" конкурсного производства (07.09.2006), то сумма подлежащих уплате страховых взносов за 2010 года сформировалась после указанного момента.
Следовательно, суммы страховых взносов, подлежащие уплате за указанный отчетный период, как и сумма соответствующих им пеней, относятся к текущим платежам и не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В этой связи, взыскание с общества недоимок по страховым взносам и пеням могло быть произведено фондом вне рамок дела о банкротстве в порядке, в установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Так как указанный порядок предполагает принятие органом Пенсионного фонда, после выставления страхователю требования об уплате страховых взносов и пеней по ним и неисполнения этого требования в указанный в нем срок, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках, исполнение которого осуществляется путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов, то фонд, исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-Ф, вправе принять такое решение и выставить на его основании соответствующие инкассовые поручения к расчетному счету организации, признанной несостоятельной (банкротом), в отношении текущих платежей.
Вместе с тем, в силу того, что статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ осуществление всех действий по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам связывает с направлением страхователю требования об уплате страховых взносов, наличие законного требования является обязательным условием осуществления процедуры принудительного взыскания страховых взносов, а нарушения, допущенные при направлении требования, являются основанием для признания недействительной всей процедуры взыскания.
Следовательно, исходя из того, что требование N 04603240114834 от 15.09.2011 не может быть признано законным, осуществление дальнейшей процедуры взыскания также является незаконным.
Соответственно, решение N 046 032 11 ВД 0033136 от 13.10.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, подлежит признанию недействительным по основанию нарушения процедуры принудительного взыскания, а инкассовые поручения NN 04603270124237-04603270124244 от 13.10.2011, и выставленные на его основании этого решения, подлежат признанию не подлежащими исполнению по той же причине.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда области о том, что требование N 04603240114834 от 15.09.2011 является повторным в части пеней, а также о том, что у Пенсионного фонда отсутствует право на бесспорное взыскание текущих платежей в рамках дела о банкротстве, являются необоснованными.
Вместе с тем, учитывая, что данные неправильные выводы суда не привели к принятию незаконного и необоснованного судебного акта по существу, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого орган пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области 02.03.2012 по делу N А14-10364/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10364/2011
Истец: ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже