г. Москва |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А41-21877/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
от предпринимателя - Горелов Д.В. по доверенности от 09.04.2012;
от Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Миловидов М.В. по доверенности от 11.04.2012 N 131-Д;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - не явились, извещены;
от ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явились, извещены;
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2012 года по делу N А41-21877/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Севастьяненко А.В. (ОГРНИП 311774611800569) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области; ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", третьи лица: Межрайонная ИФНС N 7 России по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Минфин России, Администрация Коломенского муниципального района Московской области, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Севастьяненко Андрей Владимирович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, утонченным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" с требованиями:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателей кадастровой стоимости в размере 2.402 руб. 59 коп. за 1 кв.м, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050102:124 и земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050117:9;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 9,25 руб. за 1 кв.м, находившиеся в государственном кадастре недвижимости до момента его изменения до размера 2.402,59 руб. за кв.м, а также рассчитанной на его основании кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:34:0050102:124 и 50:34:0050117:9;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:34:0050102:124 и 50:34:0050117:9, полученную на основе отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта в размере 50:34:0050102:124 - 57.437.250 руб.; 50:34:0050117:9 - 40.113.600 руб.
В качестве ответчиков в деле участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Межрайонная ИФНС N 7 России по Московской области, Администрация Коломенского муниципального района Московской области, Минфин России.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам РФ" ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области реорганизована в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области).
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета") ФГУ "Кадастровая палата" согласно Плану-графику с 15 сентября 2010 года наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2012 года по делу N А41-21877/11 исковое заявление индивидуального предпринимателя Севастьяненко А.В. удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерного применения при расчете удельного показателя кадастровой стоимости данных земельных участков Распоряжения Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" и Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, поскольку спорные земельные участки не принадлежат дачным объединениям. Также судом указано, что действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено определение кадастровой стоимости земельного участка на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, в которых заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционных жалоб заинтересованные лица ссылаются на соблюдение методики при расчете кадастровой стоимости земельных участков путем умножения среднего удельного показателя для субъекта Российской Федерации (Московской области) на площадь земельного участка. Орган кадастрового учета при внесении сведений о кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателях использует сведения об удельных показателях утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционные жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, индивидуальному предпринимателю Севастьяненко Андрею Владимировичу на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 50:34:0050117:009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 585 600 кв.м, адрес объекта: Московская область, Коломенский район, участок находится примерно в 300 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, с. Черкизово, ул. Садовая д. 20; с кадастровым номером 50:34:0050102:0124, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 835 500 кв.м, адрес объекта: Московская обл., Коломенский район, участок находится примерно в 700 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, с. Северское, ул. Центральная д. 80. (т.1 л.д. 22, 23).
Согласно сведениям ЕГРЗ на 06.02.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050117:009 составлял 9.2532 руб./кв.м, кадастровая стоимость земельного участка составляла 5.418.673,92 руб.
Согласно сведениям ЕГРЗ на 06.02.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050102:0124 составлял 9.2532 руб./кв.м, кадастровая стоимость земельного участка составляла 7.758.808,2 руб.
Постановлениями Администрации Коломенского муниципального района Московской области от 09.08.2010 г. N 1506 и от 30.12.2010 г. N 2712 изменен вид разрешенного использования принадлежащих Севастьяненко А.В. земельных участков с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (т.1 л.д. 14, 16).
Согласно кадастрового паспорта от 21 октября 2010 г. земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050117:009 кадастровая стоимость земельного участка составила 1.406.956.704,00 руб. (т. 1 л.д. 18).
Согласно кадастрового паспорта от 21 октября 2010 г. земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050102:0124 кадастровая стоимость земельного участка составила 2.014.571.715,00 руб. (л.д. 20).
Удельный показатель кадастровой стоимости обоих земельных участков составил 2.402, 59 руб.
Федеральной налоговой службой в адрес заявителя было выставлено налоговое уведомление N 528266 на уплату физическим лицом земельного налога за 2010 г.
Размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050117:009 составил 2.813.913,41 руб.
Размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050102:0124 составил 4.029.143,43 руб.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 11 мая 2011 г. на обращение заявителя о разъяснении кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих на праве собственности, в том числе разъяснить оценку значения удельного показателя кадастровой стоимости методику и формулу расчета, был дан ответ о правомерности исчисления кадастровой стоимости.
Согласно письму Росреестра от 28 апреля 2011 г. N РС-2/01-05-1202/11 кадастровая стоимость земельных участков рассчитана с применением среднего удельного показателя земель дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23 декабря 2009 г. (т. 1 л.д. 26).
В кадастровых делах на спорные земельные участки, представленных в материалы дела, отсутствуют акты установления кадастровой стоимости земельных участков заявителя в связи с измененным видом разрешенного использования, с связи с чем не представляется возможным установить, когда были совершены оспариваемые действия.
Не согласившись с действиями органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельных участков заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам.
Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель дачных объединений по Коломенскому району утвержден не был, а средний уровень 1 кв.м земель дачных объединений по Московской области составил 2.402 руб. 59 коп.
Как установлено апелляционным судом, спорные земельные участки, принадлежат на праве собственности заявителю и не относятся к землям дачных объединений. Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4).
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пунктом 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта Российской Федерации) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ удельный показатель для Коломенского муниципального района Московской области установлен не был.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что применение к данным участкам как Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, так и Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 неправомерно.
Доводы заинтересованных лиц о том, что методика распространяет свое действие на земельные участки определенного разрешенного использования, а не привязана к конкретному лицу, нельзя признать обоснованными, поскольку из содержания Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ и пункта 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222) следует, что они распространяют свое действие только на земельные участки в составе садоводческих, огороднических или дачных объединений.
Кроме того, действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, что бы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316), в государственный земельный кадастр должны вноситься результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как правомерно указал суда первой инстанции, в рассматриваемом случае, вышеуказанные земельные участки не оценивались, следовательно, на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", кадастровая стоимость должна считаться не определенной, а вместо нее должна использоваться нормативная цена земли (определяется на основании Постановления Правительства России от 15.03.1997 N 319).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом осуществление органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) не является произвольным, поскольку утверждаются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, согласованные с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующее законодательство не предоставляет права органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Указанный в Распоряжении Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может влечь никаких юридических последствий и служить основанием для исчисления кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
Кроме того, из текста Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ прямо следует, что утвержден лишь средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2), то есть средний уровень кадастровой стоимости земель по Московской области не утверждался, в связи с чем, он не мог вноситься в государственный кадастр недвижимости в качестве удельного показателя кадастровой стоимости рассматриваемых участков.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции от 27.12.2009 N 42-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Следовательно, существует законодательно установленная возможность определить рыночную стоимость земельного участка и установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков, согласно отчету независимого оценщика, составляет величину намного меньшую, чем установленная кадастровая стоимость.
Поскольку доказательств проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя, с последующим ее утверждением органом исполнительной власти, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для внесения в реестр сведений о кадастровой стоимости этих земельных участков.
В Разъяснениях Минэкономразвития Российской Федерации от 15.12.2011 по вопросам определения кадастровой стоимости отражено, что в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Управление Росреестра по Московской области незаконно внесло в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании среднего уровня 1 кв.м земель дачных объединений по Московской области, поскольку указанные сведения нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, значительно изменив налоговую базу для исчисления земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), плательщиком которого является Севастьяненко А.В.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
В рамках настоящего дела судом первой инстанции была назначена экспертиза "Об определении средней и наиболее высокой рыночной стоимости 1 кв.м земельных участков (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства), находящихся в Коломенском районе на момент проведения государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 50:34:0050102:124 и 50:34:0050117:9 в связи с изменением вида их разрешенного использования".
Согласно заключениям эксперта рыночная стоимость оцениваемых объектов составила: земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050102:124 общей площадью 838500 кв.м - 57.437.250 руб. или 68 руб. 50 коп. за 1 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050117:9, общей площадью 585600 кв.м - 40.113.600 руб. или 68 руб. 50 коп. за 1 кв.м.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о восстановлении в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков, существовавших до внесения оспариваемых сведений в размере 9 руб. 25 коп. за 1 кв.м.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области ссылается на несостоятельность вывода суда о том, что действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, чтобы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации. Как указывает заинтересованное лицо, Методические указания содержат неоднократные ссылки на определение кадастровой стоимости земельных участков путем умножения площади земельного участка на средний удельный показатель стоимости земель для субъекта Российской Федерации (пункты 2.1.2, 2.1.4 - 10, 2.1.13, 2.1.14 Методических указаний).
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку пункты 2.1.2, 2.1.4 - 10, 2.1.13, 2.1.14 Методических указаний касаются земельных участков в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий, земельных участков в составе земель водного фонда. Между тем спорные земельные участки, принадлежат на праве собственности заявителю и не относятся к землям дачных объединений, промышленности, особо охраняемых территорий, водного фонда.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области также ссылается на то, что согласно распоряжению N 166-РМ средний удельный показатель стоимости земель садовых, огороднических и дачный объединений по Коломенскому району, установленный в 2005 году, составляет 39,82 руб.
Между тем, как неоднократно указывалось судом, спорные земельные участки не относятся к землям садовых, огороднических и дачных объединений, в связи с чем удельный показатель, установленный распоряжением N 166-РМ, не может применяться при определения их кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области также ссылается на то, что при вынесении решения судом не учтен тот факт, что заявителем в подтверждении своих нарушенных прав указано на претензии налогового органа по уплате земельного налога за 2010 г., в виду чего заявителем предпринимаются меры по необоснованному занижению налогооблагаемой базы, что не предусмотрено действующим законодательством. Судом, по мнению заинтересованного лица, не исследовалось то обстоятельство, что согласно Постановлениям Администрации Коломенского района разрешенный вид использования земельных участков заявителя был изменен 09.08.2010 и 30.12.2010 соответственно, тогда как в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Указанные доводы апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку требования по настоящему делу заявлены не в отношении налогового органа, а в отношении органов кадастрового учеты. Требования заявителя обусловлены незаконными действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателей кадастровой стоимости в размере 2.402 руб. 59 коп. за 1 кв.м, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельных участков заявителя.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области также ссылается на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы процессуального права, а именно - статья 270 АПК РФ, поскольку третье требование заявителя: "обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" внести рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:34:0050102:124 и 50:34:0050117:9, полученную на основе Отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта", не нашло свое отражение в обжалуемом решении, где в результативной части указано: "признать рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:34:0050102:124 и 50:34:0050117:9, полученную на основе Отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта в размере: земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050102:124 - 57 437 250 рублей; земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050117:9 - 40 113 600 рублей".
Между тем, согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указал, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2012 года по делу N А41-21877/11 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21877/2011
Истец: ИП Севастьяненко А. В.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Московская область, ФГУП "ФКЦ "Земля", ФГУП Федеральный кадастровый центр "Земля" по Центральному Федеральному округу
Третье лицо: Администрация Коломенского муниципального района, Администрация Коломенского муниципального района Московской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экологии и природопользования Московской области, МРИ ФНС N7, МРИ ФНС России N 7 по Московской области, НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", УФС по гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3295/13
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1064/13
28.12.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8776/12
30.08.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4871/12
12.04.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21877/11