г. Вологда |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А05-3029/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2012 года по делу N А05-3029/2012 (судья Быстров И.В.),
установил:
муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8" (ОГРН 1022901003454, ИНН 2903000125, Архангельская обл., г. Новодвинск; далее - МОУ "СОШ N 8", школа, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделу надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (Архангельская обл., г. Новодвинск; далее - управление, административный орган, ответчик) о признании недействительным предписания от 10.02.2012 N 2/3/1-12 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2012 года требования школы удовлетворены: оспариваемое предписание управления признано недействительным, на административный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Тем же решением суда с ответчика в пользу заявителя взысканы расходы по госпошлине в размере 2000 руб.
Управление с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2012 года отменить. В обоснование жалобы ссылается на законность выданного им предписания; неправомерное взыскание судом с ответчика расходов по госпошлине.
МОУ "СОШ N 8" отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Школа, управление, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 10.01.2012 N 2 в период с 16.01.2012 по 10.02.2012 проведена плановая выездная проверка выполнения МОУ "СОШ N 8" установленных требований в области гражданской обороны и принятия мер по ее результатам.
В ходе проверки административным органом установлены и в акте от 10.02.2012 N 2/3/1-12 зафиксированы следующие нарушения:
1) работники не обучены способами защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), пунктов 4, 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (далее - Положение N 841));
2) не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы ГО); у имеющихся в наличии противогазов истек срок годности (несоблюдение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379), пунктов 2-6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы Архангельской области от 23.07.2007 N 49 (далее - Положение N 49));
3) работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (несоблюдение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), пунктов 2-6 Положения N 379);
4) не определена номенклатура и объемы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2-6 Положения N 379, Положения N 49);
5) не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организаций в области гражданской обороны (несоблюдение подпункта "в" пункта 5 Положения N 841, Положения о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 N 55-па (далее - Положение N 55-па), пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804));
6) не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учет средств радиационной и химической защиты (далее - СИЗ), содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение СИЗ и готовности к их применению (нарушение пункта 1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 (далее - Правила N 285));
7) не создана группа по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) организации в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) мирного и военного времени (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 6, 7 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 N 156-па (далее - Положение N 156-па), пункта 16.13 Положения об организации и ведении ГО в ИО и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687));
8) не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ (несоблюдение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Положения N 156-па);
9) не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ (нарушение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Положения N 156-па);
10) не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования, эксплуатируемых учреждением, в условиях ЧС военного времени (несоблюдение статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 11 Положения N 156-па, пунктов 16. 13 Положения N 687);
11) не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 8 Положения N 804, пункта 16.2 Положения N 687);
12) не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне, не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) (несоблюдение пункта 16.3 Положения N 687).
По результатам проверки в адрес МОУ "СОШ N 8" выдано предписание от 10.02.2012 N 2/3/1-12 об устранении указанных нарушений. В названном предписании школе следовало в срок до 01.11.2012 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием, школа обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны), определено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 (далее - Административный регламент), объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 Административного регламента).
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяются.
В статье 1 Закона N 28-ФЗ даны основные понятия:
гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании Закона N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", а также в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации 05.11.2004 N Пр-12 Основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года Федеральным агентством по образованию приказом от 10.04.2009 N 386 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном Агентстве по образованию (далее - Положение N 386), которое распространяется и на подведомственные агентству учреждения начального, среднего и профессионального образования.
В силу устава от 19.09.2007 школа относится к средним общеобразовательным муниципальным учреждениям, осуществляет свою деятельность на основании Закона "Об образовании", и следовательно, является организацией, подведомственной Федеральному агентству по образованию.
Таким образом, ошибочен вывод суда первой инстанции о том, что школа не относится к организациям, осуществляющим деятельность в области гражданской обороны, и не может быть объектом проверки со стороны административного органа.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает, что предписание - это мера реагирования на нарушение закона и содержащиеся в предписаниях требования об устранении выявленных нарушений, о выполнении обязательных правил должны быть четкими, законными и исполнимыми.
В данном случае предписание от 10.02.2012 N 2/3/1-12 вынесено административным органом без учета Положения N 386, соответствующих методических и нормативных документов Федерального агентства по образованию, плана гражданской обороны школы от 27.12.2010 (л.д.50), основных показателей состояния гражданской обороны школы на 01.01.2011, приказа школы от 07.09.2011 N 72/2 о назначении ответственного за ГО и ЧС, плана школы по подготовке по ГО и ЧС ее работников, справки муниципального образования "Город Новодвинск" от 25.04.2012 (л.д.77) о работе школы в военное время, является неконкретным и не исполнимым муниципальным образовательным учреждением.
Так, из справки администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 25.04.2012 следует, что МОУ "СОШ N 8" мобилизационного задания на военное время не дано и оно не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
При этом сам по себе факт нахождения школы в г. Новодвинске, отнесенном ко II группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в связи с которым на учреждение могут быть возложены обязанности по решению всех задач в области гражданской обороны на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с Положением N 386 финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются бюджетными учреждениями в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений. Порядок планирования и истребования финансовых средств на проведение мероприятий в области гражданской обороны Федерального агентства по образованию, его головных вузов и подведомственных образовательных учреждений и организаций, контроль за использованием выделенных финансовых средств осуществляется соответствующими структурными подразделениями Рособразования и подведомственных образовательных учреждений и организаций в соответствии с утвержденным Порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Рособразования, приказами Рособразования об исполнении ежегодных федеральных бюджетов и на плановый период и другими нормативными правовыми актами Рособразования и подведомственных образовательных учреждений и организаций.
По существу требований предписания суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 1 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 4, 5 Положения N 841 работники учреждения не обучены способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Кроме того, в пункте 5 этого предписания отражено нарушение требований подпункта "в" пункта 5 Положения N 841, пункта 7 Положения N 804, Положения N 55-па, выразившееся в том, что учреждением не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны.
Между тем подпункт "в" пункта 5 Положения 841 определяет обязанности органов местного самоуправления, к которым школа не относится. Также и Положение N 55-па не содержит требований о создании организациями учебно-материальной базы по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 841, пунктом 7 Положения N 55-па основными мероприятиями, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, являются создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы подготовки работников организаций в области гражданской обороны.
Положением N 804 не установлены требования к созданию учебно-материальной базы.
Согласно пункту 16 Положения N 687 организации планируют и осуществляют мероприятия по обучению, созданию учебной материально-технической базы только в целях решения задач в области гражданской обороны, необходимость осуществления которых именно учреждением административный орган не обосновал.
Следовательно, управление неправомерно указало на нарушение учреждением требований названных нормативных документов.
В пункте 6 предписания указано на то, что не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учет средств СИЗ, содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ, чем нарушен пункт 1.4 Правил N 285.
Пунктом 1.4 данных Правил определено, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
Согласно пункту 4 Положения N 993 органами местного самоуправления осуществляется обеспечение СИЗ работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.
Поскольку МОУ "СОШ N 8" является муниципальным учреждением и обязанность по обеспечению СИЗ учреждения возложена на органы местного самоуправления муниципального образования "Город Новодвинск", учреждению от органов местного самоуправления на хранение СИЗ не передавались, оно не использует и не накапливает их, то требования Правил N 285 в силу пункта 1.2 на него не распространяются. Ответчиком не представлено доказательств обратного.
В соответствии с планом школы по ГО школе необходимо заблаговременно создать запас средств индивидуальной защиты на 255 человек, подготовка и организация выдачи средств индивидуальной защиты производится персоналом школы после получения распоряжения администрации муниципального образования. Где должен быть создан запас средств индивидуальной защиты - не указано. При этом единственным средством индивидуальной защиты, которое указано в плане школы, являются ватно-марлевые повязки в количестве 168 штук.
По акту проверки N 2/3/1-12 невозможно установить, проверялось ли наличие ватно-марлевых повязок в указанном количестве.
Из пункта 11 предписания следует, что школой не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункт 8 Положения N 804, пункты 16, 16.2 Положения N 687.
Данными нормами установлена обязанность организаций по созданию систем оповещения работников об обязанностях, возникающих при ведении военных действий, однако требования к созданию систем оповещения (ее состав, критерии создания) в них отсутствуют.
Как установлено выше, МОУ "СОШ N 8" не является уполномоченной организацией, входящей в единую систему гражданской обороны, организацией, осуществляющей свою деятельность в военное время.
Создание централизованной и локальной системы оповещения возложено на федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления, организации, использующие опасные производственные объекты. План школы по ГО не предусматривает использование какой-либо специальной системы оповещения.
В пунктах 2, 4 предписания административный орган указал на нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2-6 Положения N 379, Положения N 49, выразившееся в том, что учреждением не созданы в целях гражданской оборон объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, не определены номенклатура и объемы запасов ГО, пункт и порядок выдачи запасов ГО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 3 Положения N 379 предусмотрено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения (пункт 4 Положения N 379).
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
При этом с учетом подпункта "а" пункта 7 Положения N 379 под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о чем свидетельствует и пункт 4 названного выше Административного регламента.
Доказательства того, что школа относится к таким организациям, административный орган не представил.
При этом необходимо отметить, что Положение N 379 предусматривает следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом содержания названной нормы на МОУ "СОШ N 8" не может быть возложена обязанность по созданию запасов в указанных целях.
Кроме того, номенклатура и объемы запасов определяются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России (пункт 4 Положения N 379).
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденным Минэкономразвития России 17.03.2011 и МЧС России 31.01.2011, организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Однако предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны применительно к учреждению. В связи с этим предписание в рассматриваемой части не может быть признано соответствующим закону и по указанному основанию.
Ссылку административного органа в пунктах 5 и 6 оспариваемого предписания на нарушение школой требований Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 N 49, апелляционный суд считает необоснованной, так как в соответствии с указом губернатора Архангельской области от 14.09.2011 N 137-у это Положение признано утратившим силу.
В пункте 3 оспариваемого предписания установлено нарушение требований статей 2, 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 9 Положения N 993, пунктов 2-6 Положения N 379, выразившееся в том, что работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты.
В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 993.
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
Доказательства нахождения МОУ "СОШ N 8" на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах в материалах настоящего дела отсутствуют.
Административный орган посчитал, что учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, так как город Новодвинск отнесен ко II группе по гражданской обороне.
В силу пункта 6 Положения N 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако управление не привело доказательства, подтверждающие необходимость функционирования учреждения в военное время.
Как следует из названной выше справки администрации муниципального образования "Город Новодвинск", школа мобилизационного задания не имеет и не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Кроме того, из содержания пункта 4 Положения N 993 следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
В пункте 12 предписания отражено нарушение пункта 16.3 Положения N 687, выразившееся в том, что учреждением не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Согласно пунктам 16, 16.3 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Из Положения об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 N 61, следует, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются: на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 этого Положения).
Учреждение не относится к исполнительным органам государственной власти Архангельской области и к органам местного самоуправления, поэтому на него необоснованно возложена обязанность по разработке и согласованию с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, а также по получению ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
В пунктах 7, 8, 9, 10 предписания ответчик указал на то, что в школе не создана группа по повышению устойчивости функционирования организации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ; не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ; не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации; эксплуатируемых учреждением в условиях ЧС военного времени.
По мнению административного органа, учреждением не выполнены требования, установленные в статье 9 Закона N 28-ФЗ и в пунктах 6, 7, 10, 11 Положения N 156-па, а также пункте 16.13 Положения N 687.
Устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время - это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения; устойчивость функционирования объекта экономики в военное время - это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона в том числе определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Вместе с тем данной статьей конкретно не определен перечень мероприятий, на которые указано управлением в пунктах 7-10 предписания.
Нормы Положения N 156-па, как следует из его содержания, распространяются на объекты экономики, к числу которых не отнесены образовательные учреждения.
Учитывая статус МОУ "СОШ N 8", которое является образовательным учреждением и не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что учреждение является обязанным исполнять требования, содержащиеся в указанных пунктах предписания.
При таких обстоятельствах предписание не может быть признано соответствующим тем нормам, ссылки на которые в нем приведены.
При этом апелляционный суд считает, что в части пунктов предписания нарушения выражены абстрактными формулировками, носят обобщенный характер, в них отсутствуют указания на конкретные мероприятия, которые школа должна осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.
В апелляционной жалобе административным органом не приведено никаких доводов по выявленным фактам нарушений, отраженных в предписании, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств в совокупности предписание административного органа подлежит признанию недействительным.
Ссылка подателя жалобы на неверное распределение судом расходов по госпошлине является несостоятельной ввиду следующего.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По смыслу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и в силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения судебных расходов.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Освобождение государственных органов от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2012 по делу N А42-3755/2011, от 29.02.2012 по делу N А56-17418/2011. Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы управлению отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2012 года по делу N А05-3029/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3029/2012
Истец: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N8"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности г. Новодвинска УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области