г. Вологда |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А13-15748/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СУ-2008" Смирновой И.А. по доверенности от 08.11.2011, от закрытого акционерного общества "Вожега - Лес" Смирновой И.А. по доверенности от 12.01.2012, от общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" Сергиенковой Н.В. по доверенности от 23.01.2012 N 35/17-12, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Воробьева С.В. по доверенности от 10.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Вожега - Лес" и филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу N А13-15748/2011 (судья Корепин С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СУ-2008" (ОГРН 1087604006346; далее - ООО "СУ-2008), закрытое акционерное общество "Вожега - Лес" (далее - ЗАО "Вожега-Лес"), общество с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ООО "Сухонский ЦБК") обратились с иском в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1023500873802; далее - Кадастровая палата):
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15, расположенного по адресу: пгт Вохтога Грязовецкого района, равной его рыночной стоимости в размере 1 005 000 руб.;
- о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15, расположенного по адресу: пгт Вохтога Грязовецкого района, в размере 1 005 000 руб. с момента вступления решения в законную силу;
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17, расположенного по адресу: пгт Вохтога Грязовецкого района, равной его рыночной стоимости в размере 4 718 000 руб.;
- о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17, расположенного по адресу: пгт Вохтога Грязовецкого района, в размере 4 718 000 руб. с момента вступления решения в законную силу (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 16 апреля 2012 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков на дату кадастровой оценки - 01.01.2007.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ЗАО "Вожега-Лес" не согласилось с резолютивной частью решения суда, в апелляционной жалобе просит изменить ее и указать дату установления новой кадастровой стоимости земельных участков - 01.07.2007 с целью правильного исчисления земельного налога.
Кадастровая палата с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы считает, что на момент вынесения решения суда рыночная стоимость, указанная в заключении экспертизы, является неактуальной, поскольку при установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости суд руководствовался заключением экспертизы по состоянию на 01.01.2007. Кроме того, по мнению апеллянта, Кадастровая палата, наделенная полномочиями органа кадастрового учета, и территориальные управления Росреестра по субъектам Российской Федерации по указанной категории дел являются ненадлежащими ответчиками. При этом на момент вынесения решения суда ООО "СУ-2008" являлось ненадлежащим истцом, поскольку к моменту судебного разбирательства собственником вышеуказанных земельных участков оно не являлось и принятое решение суда не восстанавливает его прав и законных интересов.
ЗАО "Вожега-Лес" в отзыве на апелляционную жалобу Кадастровой палаты просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра в отзыве поддерживает апелляционную жалобу Кадастровой палаты, просит рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителя.
Управление Росреестра надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей ООО "СУ-2008", ЗАО "Вожега-Лес", ООО "Сухонский ЦБК" и Кадастровой палаты, исследовав доказательства по делу, доводы жалоб и отзывов на них, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ-2008" на момент обращения в суд являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15, расположенного по адресу: пгт Вохтога Грязовецкого района, и земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17, расположенного по адресу: пгт Вохтога Грязовецкого района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.11.2010 серии 35-СК N 809236, от 29.11.2010 серии 35-СК N 809235.
К моменту судебного разбирательства собственниками вышеуказанных земельных участков в равных долях являются: ЗАО "Вожега-Лес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.01.2012 серии 35-АБ N 096357, от 24.01.2012 серии 35-АБ N 096356 и ООО "Сухонский ЦБК", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.01.2012 серии 35-АБ N 096358, от 24.01.2012 серии 35-АБ N 096355.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцам на праве собственности земельных участков установлена в следующих размерах: стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 - 22 015 530 руб. 88 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 143 029 310 руб. 25 коп.
В соответствии с отчетом об оценке N 3500/090811Ц-0048/Ю-01/0052, выполненным по заказу ООО "СУ-2008" федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 09.08.2011: стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 - 832 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 3 544 000 руб.; а также по состоянию на 29.12.2009: стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 - 1 400 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 5 986 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными по праву.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателей жалоб.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17. Методических указаний от 12.08.2006 N 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отклоняется довод Кадастровой палаты о том, что на момент вынесения решения суда рыночная стоимость, указанная в заключении экспертизы, является неактуальной, поскольку в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К спорным правоотношениям вышеуказанные нормы неприменимы в связи с длительным периодом утверждения результатов кадастровой оценки земли, ввиду чего истцы лишены возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом N 167-ФЗ.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вносимой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с заключением экспертизы, проведенной на основании определения суда (заключение эксперта Кузьминой Н.В. от 17.05.2012 N 001-2012) по состоянию на 01.01.2007 (дата кадастровой оценки) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 составляла 1 005 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 4 718 000 руб.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод Кадастровой палаты о том, что она является ненадлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в связи со следующим.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Довод Кадастровой палаты о том, что на момент вынесения решения суда ООО "СУ-2008" являлось ненадлежащим истцом, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий обстоятельствам дела, поскольку на момент обращения в суд 25.11.2011 именно ООО "СУ-2008" было собственником земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17.
Довод ЗАО "Вожега-Лес" об изменении резолютивной части решения суда путем указания даты установления новой кадастровой стоимости земельных участков - 01.07.2007 с целью правильного исчисления земельного налога отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку решение судом первой инстанции в соответствии со статьей 168 АПК РФ вынесено в пределах заявленных требований.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ЗАО "Вожега - Лес" расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы Кадастровой палаты отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу N А13-15748/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Вожега - Лес" и филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15748/2011
Истец: ЗАО "Вожега - Лес", ООО "СУ-2008", ООО "Сухонский ЦБК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Земельная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: ЗАО "Вожега - Лес", ООО "Сухонский ЦБК", ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Вологодский филиал
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2749/13
01.04.2013 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2604/13
12.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6503/12
31.08.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6042/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-15748/11